Вложения для музыка древней руси. Владышевская - музыкальная культура древней руси Древняя русь в произведениях русских композиторов

Глава II

Музыкальная культура Древней Руси

Самые ранние письменные памятники древнерусского искусства свидетельствуют о высоком уровне развития музыкальной культуры на Руси. Былины новгородско-киевского цикла, «Слово о полку Игореве» - эти замечательные образцы поэтического творчества, тесно связанного с музыкой, - сами дают нам представление, сами рассказывают о древнерусских эпических певцахгуслярах, о музыке княжеских дружин, о народной, в частности о старинной обрядовой песне.

Музыкальное искусство Древнерусского государства, несомненно, имело глубокие истоки, а с другой стороны, - широкие культурные связи.

Некоторые русские народные песни сохраняют следы очень давних времен; так, песни-плачи по умершим, обрядовые свадебные песни, проникнутые поэзией пантеизма, оживляющие и обожествляющие природу, связаны с древнейшими традициями. Быть может, эти песни хранят далекие связи с искусством восточных славян, населявших территорию Руси уже с первых веков н.э., т.е., в некоторой мере отражают быт племен, находившихся на ранней ступени развития, живущих патриархально-родовым строем. Поэтические образцы их нередко связаны еще с языческими представлениями праславян, с их обрядовостью, различными сторонами быта, в частности, с земле-

К.Н. Костриков “Русская музыкальная культура с древних времен до конца XVIII века”

дельческими процессами. Поклонение природесолнцу, горам, деревьям, «белу-горючу камню», огню, рекеопределило целый ряд характерных образов в этих песнях, благодаря которым мы ощущаем их древние исторические истоки, хотя сами песни записаны лишь в XIX-

XX веках.

В поэме эпохи «Слова о полку Игореве» (XII век) отражено народное, в своей основе поэтическое обращение Ярославны- «плач» на путивльской стене (к Ветру, к Днепру, к Солнцу). Таков и характерный образ кукушки, в которую она хочет превратиться. Все это, несомненно, связано с русской народной поэтической традицией певческого, музыкального искусства.

Полечу я кукушкой, Говорит, по Дунаю Омочу рукав я бобровый По Каяле-реке, Оботру я князю Раны кровавые

На отверделом теле его...

О ветерветрило! К чему, господине, Веешь насильем? Стрелы поганские

На крылах своих мирных На воинство милого

К.Н. Костриков “Русская музыкальная культура с древних времен до конца XVIII века”

Гонишь- к чему?.. О светлое, Трижды светлое, Солнце!

Тепло и отрадно ты всем! Так к чему ж, господине, На воинство милого Свой луч простираешь Горячий?

Со времени объединения восточных племен вокруг значительных городов-центров (Новгород, Киев, Владимир, Суздаль, Рязань и другие древние города), с переходом от родового строя, племенных союзов к единству, к государственному, начинается собственно история Древней Руси. В ее пределах складывается некое культурное единство и культурное своеобразие. После победы в 882 году Новгородского севера над Киевским югом, Олег сделал Киев столицей единого русского государства. С этого момента можно говорить и об определенном периоде в развитии музыкальной культуры.

Вместе с тем следует учитывать, что искусство Русской земли все еще носило в большей мере обобщенный, недифференцированный характер. Вместе с тем начинается их дифференциациявыделяется, например, эпический жанр как один из самых значительных.

Древняя художественная культура восточных славян была той почвой, на которой возросла культура Киевской Руси. Но это вовсе не

К.Н. Костриков “Русская музыкальная культура с древних времен до конца XVIII века”

значит, что даже в этом раннем историческом периоде древнерусское искусство носило узко местный, провинциальный характер. Музыкальная культура Киевской и Новгородской Руси имела широкие исторические связи. О некоторых из них имеются обширные и точные сведения, например, о связях с Византией, как одним из важнейших христианских центров средневековья. Известно также, что очень рано завязались на Руси культурные связи с южными славянами, в частности с болгарами. Но Древняя Русь имела, несомненно, связи, хотя бы косвенные, и с далекими восточными странамичерез своих восточных соседей. Вероятно, восточный (может быть арабского происхождения) инструментарий очень рано стал известен Древней Руси, а не только Западу Европы.

Новгород рано вступил в культурную связь с зарубежными странами, и прогрессивные влияния Ренессанса ощущаются во многих памятниках его искусства (иконопись, поэзия). ГалицкоВолынское княжество имело наиболее непосредственные связи с Западом. Кроме того, необходимо учитывать, что Русь могла по-своему воспринять наследие античной культуры, благодаря греческим колониям на юге, культурные следы которых хранились долго. Таким образом, искусство древней Руси развивалось на широкой исторической основе.

От времен Новгородско-Киевской Руси остались первые письменные памятники музыкального искусства (богослужебные книги с нотацией), что само по себе уже дает полное основание утверждать о начале собственно исторического периода в развитии русской музы-

К.Н. Костриков “Русская музыкальная культура с древних времен до конца XVIII века”

кальной культуры. Сейчас эти ранние нотные записи расшифровываются специалистами, но пока эта нелегкая работа требует еще времени и, мы можем, на сегодняшний день, иметь лишь общее представление о культовой музыке XIXIV веков. Но о музыкальной культуре Киева и Новгорода вообще, о музыке в быту, о музыке ратной, торжественной, о музыке эпоса, о музыке в церкви, о музыкальном инструментарии сохранились подлинные исторические свидетельства- в памятниках поэзии, живописи и летописных сводах.

Судя по многочисленным литературным данным, с давних времен очень большое значение имела на Руси музыка военная . Тяжелая борьба с кочевниками, которую вели княжеские дружины русичей, отстаивая родную землю от их вторжений, требовала особого внимания к ратному делу. Летописи постоянно упоминают о трубачах, о трубах, о бубнах в связи с рассказами о военных походах русских князей. Говорится об этом и в поэме «Слово о полку Игореве». Изображения труб и рогов сохранились также в миниатюрах старинных рукописей. В дружинах стольных князей выдвинулись и такие профессионалы, как певцы-рапсоды, представители эпической поэзии, повествующие о славных подвигах героев, легендарных богатырей, о борьбе за Русь с внешними врагами, степняками (например, с половцами, позже с монгольским нашествием).

Поэтический образ такого певца-Бояна дает вступление к «Слову о полку Игореве»:

Ибо вещий Боян.

Кому хотел песни творить,

К.Н. Костриков “Русская музыкальная культура с древних времен до конца XVIII века”

То носилась мысль его Летущею векшей по дереву, Серым волком по земи, Сизым орлом под облаки; Пел, вспоминая Начальных времен Усобицы.

И пускал тогда он Десять соколов На стаю лебединую:

Досягнет сокол до лебедиТа песнь поет первая...

Но Боян то, Братия,

Он пускал не десять соколов На стаю лебединую:

Он персты свои вещие На живые струны клал,

И струны те сами

Славу Князьям Рокотали.

По всей вероятности, и само «Слово о полку Игореве» исполнялось нараспев певцом-рапсодом под звуки гуслей. Один из стариннейших инструментов на Русигуслиимели заметное сходство с за-

К.Н. Костриков “Русская музыкальная культура с древних времен до конца XVIII века”

падно-европейским псалтериумом. Древние гусли делались в форме треугольника или трапеции с закругленными контурами. На деревянную основу натягивались струны, которые перебирались обеими руками исполнителя, в то время как гусли стояли у него на коленях. Повидимому, тогда же, когда возникло «Слово» (XI век), складывался цикл былин, и певцы, подобные Бояну, упомянутому в «Слове» слагали и исполняли их. Это был героический эпос, воплотивший в себя лучшие поэтические представления русичей о храбрых, воинственных подвигах, о силе и мужестве, о выдающемся образе народного героябогатыря. В Эпоху Древней Руси зародились былины об Илье - Муромце, о Добрыне-Никитиче, которые жили в народе и развивались, дополнялись в течение многих веков.

Сами былины содержали рассказы о певцах, гуслярах, о музыке на пирах, на тризнах у князей, особенно у князя Владимира Святославича- «Красного солнышка», который правил Русью в 980-1015 годах.

И споговорил Владимир стольнокиевский: «Ай же ты, Добрынюшка Никитич млад, А бери же ты гусельки яровчаты, Поподерни-ка во струнки золоченые, По уныльному сыграй нам, по умильному, По другой сыграй да по веселому.»

Из музыкальных инструментов былины упоминают, кроме гусель, «златы трубы» и саповочки (дудочки). Летописи также называют гусли, бубны, сопели (духовые). Фрески Софийских соборов в Киеве, Новгороде (XI век) дают наглядное представление о целом ря-

К.Н. Костриков “Русская музыкальная культура с древних времен до конца XVIII века”

де инструментов, известных в Древней Руси. Кроме труб, это арфовые, лютневые инструменты, а также старинные флейты и тарелки. По-видимому, очень древние восточные инструментыарфы и лютниполучили на Руси новое развитие благодаря связи Киевской Руси с Востоком. Вообще музыкальная жизнь Киева вовсе не носила изолированного характера. Киевские князья бывали в Византии, и придворная музыка, несомненно, складывалась под влиянием пышной византийской дворцовой культуры. В самом Киеве и Новгороде проживали многочисленные иноземные купцыторговые сношения были очень широкими; естественно при этом, что чужеземные обычаи, песенная культура, инструментарий обогащали русское искусство.

Представителями светского музыкально-поэтического искусства Древней Руси являлись не только певцы-рапсоды, слагатели эпоса, но и скоморохи-певцы, плясуны и актеры, непременные участники различных бытовых празднеств, тесно связанные со всей народной жизнью. Искусство скоморохов поистине многообразно: музыка, поэзия, пляска, акробатика, различные элементы театра сплетались у них воедино. Как жонглеры и другие странствующие актеры (например, шпильманы в средние века в немецкоязычных странах), они являлись своеобразными продолжателями традиций синкретических актеров, так называемых «мимов», на новой исторической почве. Известно, что несколько позже, особенно в Новгороде, скоморохи приобрели чрезвычайно большое влияние и, возможно, завязали культурные связи с западными странствующими музыкантами подобного же типа.

К.Н. Костриков “Русская музыкальная культура с древних времен до конца XVIII века”

Растущее значение в Киеве приобрела культовая музыка, особенно в связи с восприятием и распространением на Руси христианской культуры (с Х века). Именно эта культура, бывшая в то время более прогрессивной в сравнении с языческой, положила начало музыке письменной, что, конечно, сыграло историческую роль на формирование культовой музыки. На Руси непосредственное воздействие оказала Византиядревний влиятельный центр христианской культуры, во многом определивший развитие этой культуры на Западе Европы.

Формы и приемы церковного пения, его ладовая система, наконец, система нотации, уже сложившиеся в византийской практике, несомненно, повлияли на начальное развитие церковной музыки в Киеве. Вероятно, греческие и болгарские певцы, завезенные на Русь, благодаря византийским и западно-славянским связям в эпоху насаждения христианской религии, распространили здесь и самый принцип так называемых «распевов»- характерных мелодий-образцов, установленных в Византии и затем у болгар для разных случаев богослужения. Наконец, способ записи, привившийся здесь и аналогичный невменному на Западе (сами невмы были также восточного происхождения), по своей идее тоже оказался тесно связанным с ранней христианской нотацией вообще. Из него постепенно развились на Руси так называемые знамена или крюки.

Таким образом, культовая музыка Руси приобрела самобытные черты и начала отходить от общего корня мировой христианской культуры. Судя по древнейшим и более поздним письменным памят-

К.Н. Костриков “Русская музыкальная культура с древних времен до конца XVIII века”

никам, наибольшее распространение получило здесь так называемое знаменное одноголосное пение, соединяющее в себе речитативнопсалмодийные и собственно мелодические элементы, но не отличающиеся особенной мелизматической сложностью.

Некоторые памятники своеобразной, так называемой кондокарной нотации (сохранившиеся от XI-XVI веков и до сих пор не расшифрованные полностью) свидетельствуют также о том, что наряду со знаменным распевом Древняя Русь знала и мелизматическое, орнаментально развитое церковное пение (с большим растягиванием отдельных слогов), предполагающее существование достаточно высокой певческой культуры.

Эта область музыкального искусствакультовая музыкаудерживалась лишь до тех пор, пока не сложилась светская, профессиональная и письменная музыкальная культура. Это произошло уже на широкой национальной основе только во времена Московской Руси. До этого же времени культовая музыка прошла большой исторический путь, обогащаясь в лучших своих образцах из недр народного искусства, но в общем все же постепенно утрачивая свое прогрессивное историческое значение в руках феодальной церкви.

Тяжелая и героическая борьба Древней Руси с внешними врагами, и более всего против монгольского ига, получили свое отражение в древнейших пластах народных песен. Еще в начале ХХ века народная память хранила песни: «Бой Добрыни и Алеши с татарином», «Мать и дочь в татарском плену» и многие другие.

«Музыка Древней Руси» – это презентация, которая, уверена, окажется полезным наглядным пособием для урока мировой художественной культуры или истории при изучении темы «Художественная культура Древней Руси» Я постаралась снабдить презентацию не только иллюстративным материалом, но и аудио примерами к каждому описанию. К сожалению, аудио примеры можно услышать только в программе PowerPoint.

Музыка Древней Руси

В презентации рассказывается об истоках русского музыкального искусства, о различных видах и жанрах музыки от древности до 17 столетия, о музыкальных инструментах, звучавших в будни и праздники, в горе и радости. Презентация «Музыка Древней Руси» , по моему замыслу, должна стать своеобразной мини-энциклопедией, созданной специально для урока мировой художественной культуры.

«Музыка – это накрепко запечатанный флакон с волшебными духами, неизменно сохраняющий аромат своего, и только своего, времени».

Антон Гопко

В презентации три основных раздела. Первый − познакомит с истоками древнерусского музыкального искусства , корни которого уводят в далёкие времена ещё до формирования древнерусского государства, во времена формирования славянских племён.

Возникновение и развитие музыки Древней Руси связано с верованиями славян, с обрядами и ритуалами, посвящёнными языческим божествам и предкам. Эти обряды сопровождались пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах. Профессиональными музыкантами на Руси были скоморохи. Скоморохи были настоящими артистами: музыкантами, жонглёрами, акробатами, дрессировщиками. К сожалению, православная церковь запрещала деятельность скоморохов, называя их представления дьявольскими игрищами, подвергая их гонениям и даже казням.

Второй раздел расскажет о древнерусских музыкальных инструментах: гуслях, гудках, рожках, свирелях и других. Слайд с изображением музыкального инструмента включает и аудио-файл, который продемонстрирует звучание этого инструмента.

Отдельный раздел посвящён церковной музыке, её основным видам и жанрам. Здесь также есть музыкальные примеры. Специальный значок на слайде является триггером, «включающим» звук. Но, к сожалению, сработает триггер только при просмотре презентации в программе PowerPoint.

Хочется верить, что труд мой, в который вложила душу, принесёт пользу.

С древнерусским искусством помогут познакомиться ещё несколько презентаций, которые вы найдёте на моём сайте:

Музыкальная культура Древней Руси – одна из ярких, но малоизученных страниц отечественной музыкальной культуры. Древняя Русь обладала «своим голосом», ее музыкальный мир был наполнен звуками народных инструментов и песен , церковных песнопений, звоном колоколов. Свидетельством высокой развитости музыкальной культуры Древней Руси является множество певческих рукописей, которые хранятся в наших архивах. В них содержится множество песнопений, разных распевов, которые записаны знаменной, кондакарной, демественной, путевой и др. нотациями, многие из них не расшифрованы.

Сохранившиеся колокольни являются свидетельством большой любви на Руси к колоколам и звонам. Несмотря на значительное влияние Византии, особенно в эпоху Киевской Руси, и явные заимствования, на Руси сформировался свой особый тип музыкального интонирования, который и доныне отчасти сохранился в песнопениях старообрядцев. Значение музыкальной культуры Древней Руси в полной мере еще не оценено. Русские старинные песни, напевы, песнопения и звоны оказались основой, под воздействием которой развивалась музыкальная культура России нового времени.

🌍

🦋Благодарим ПОДДЕРЖИВАЮЩИХ 🌟 НАШ ПРОЕКТ 🇷🇺 Городища России: МедиАТЛАС-ЭНЦИКЛОПЕДИЯ на Планета.ру 🌍

Городища России, Мира и СНГ: Уникальный проект ⋆СТАРКИ⋆ для людей!

Поддержать РАзвитие Общероссийской Этнографо-Археологической Экспедиции ⋆СТАРКА ⋆
Сайт экспедиции

Общероссийская Этнографо-Археологическая Экспедиция ⋆ СТАРКА ⋆

вступайте в социальные сети проект, чтобы быть в теме обновлений!


« Если человек равнодушен к памятникам истории, значит он равнодушен к своей стране» .


Народное искусство древней Руси


ДУХОВНАЯ

Музыкальная культура Древней Руси , начиная с Киевского периода и в течение всего Средневековья, имела двойственный характер. В ней одновременно сосуществовали две культуры разного происхождения: народная(фольклор) и церковная(духовная.

ФОЛЬКЛОР



Музыка была обязательной частью обрядовых праздников - Масленицы (проводы зимы и встреча весны), Ивана Купалы (день летнего солнцестояния) и др. Проходили они обычно при большом стечении народа и включали игры, пляски, борьбу, конные состязания, выступления скоморохов.







В русских народных сказках говорилось о чудодейственной силе различных музыкальных инструментов, которые отгоняют злые силы, сами играют и поют, заставляют плясать без отдыха .


« У Баяна вещего, бывало, Если петь он начинал о ком, Мысль, как серый волк, в степи, бежала, Поднималась в облака орлом…» («Слово о полку Игореве»)

Баян - древнерусский певец и гусляр.




Они - на базарах, на княжьих пирах, на игрищах тон задавали, играя на гуслях, волынках, гудках, на ярмарках люд потешали.

Беспечное племя веселых бродяг, рождённое духом свободы, не нужно им было ни славы, ни благ, довольно любви всенародной.




Особенно выделялись гусли как инструмент, сопровождающий эпические песни, сказания, славы.. Героические песни-славы пели при встречах князей по возвращении из походов, при восхождении на княжеский престол


Гудок - старинный русский народный смычковый трехструнный музыкальный инструмент с плоскими декой и спинкой, без вырезов по бокам. Скоморохи использовали его в сочетании с гуслями. На гудке играли как на виолончели.


Сопели – это свистковые продольные флейты, сделанные из дерева. Верхний конец ствола имеет срез и свистковое устройство. У древних сопелей на одной из сторон имелись 3-4 отверстия


Рожок - древнерусский деревянный пастушеский инструмент, ведущий свою историю от ратных рогов и труб, созывавших воинов на битву.


Жалейка - старинный русский народный духовой деревянный музыкальный инструмент - деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты.


Свирель - простая деревянная дудка. На одном конце её есть свистковое устройство в виде «клюва», а на середине лицевой стороны вырезаны разное количество игровых отверстий.


Варган - один из древнейших музыкальных инструментов, прошедший через века и практически не изменивший свой внешний вид. Это самозвучащий язычковый инструмент. В древности считалось, что игра на варгане прочищает сознание, укрепляет жизненную силу человека, гармонизирует функции всех органов; это подтверждают и cовременные ученые. Варган был очень популярен и на Руси, причем играли на нем здесь преимущественно женщины


Трещётки - ударный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. В прошлом этот инструмент кроме музыкальной, выполнял ещё и мистическую функцию оберегания молодоженов от злых духов

Трещётки


Бубен - музыкальный ударный инструмент. Широко они применялись в ратном деле и у скоморохов


Домра - древнерусский струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и натянутыми на них тремя-четырьмя струнами.





ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ музыкального фольклора

Вокальные (песни). Исполнительские типы: хоровые, соревновательские, сказительские

Инструментальные (наигрыши)

Класс: 9

Цель: показать развитие музыкальной культуры от язычества до появления профессиональной музыки.

Задачи:

  • Образовательные :
    • познакомить с образцами древнерусской культуры;
    • показать влияние христианства на развитие древнерусской музыки;
    • познакомить с развитием церковной музыки;
    • выяснить роль колокольных звонов в жизни людей Древней Руси;
    • формировать представление о появлении светского профессионального музицирования.
  • Развивающие :
    • развивать интерес к древнерусским песнопениям;
    • развивать чувство патриотизма и гордости за талант русской народной отечественной музыкальной культуры.
  • Воспитательные :
    • воспитывать отношение учащихся к древнерусской музыке как к историческому документу;
    • воспитывать желание изучать развитие русского народного творчества;
    • способствовать созданию на уроке ситуации успеха, возможности реализоваться, раскрыться каждому ребёнку;
    • воспитывать гармонично развитую личность, духовность, нравственность, потребность встречи с прекрасным;
    • воспитывать чувство коллективизма, уважения к мнению других.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: магнитофон, аудиозаписи, видеозапись выступления фольклорного коллектива, Презентация к уроку, компьютер и проектор для показа презентации.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Приветствие. Подготовка рабочего места.

2. Проверка усвоения знаний:

Учитель: Приступая к изучению новой темы, мы немного остановимся на повторении предыдущего материала. (Приложение 1 )

Эпиграф:

«…Клянусь честью, что ни за что
на свете я не хотел бы переменить
Отечество, или иметь другую историю,
кроме истории наших предков, такой,какой Бог её дал».

А.С. Пушкин

Работа с карточками по вариантам.

– Мифологические представления древних славян.
– Что такое языческая религия?
– Кому поклонялись древние славяне?
– Какую веру называют христианством?
– Вспомните имя первого человека на Руси, принявшего христианство?
– Как связано имя первого древнерусского человека-христианина с историей нашего города Псков?
– Чем отличались памятники каменного культового зодчества Киевской Руси от византийских образцов? В чем состояли эти отличия, почему они появились?
– Назовите виды монументальной живописи, пришедшие на Русь из Византии.
– Кого помимо Спасителя и Богоматери изображали древнерусские иконописцы?

Учитель: Мы живем в сложное время. Но жизнь народа, судьба его, его история продолжается. Мы должны гордиться, знать его историю, чтобы идти в будущее. Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек и каждый народ. Это возможно только тогда, когда сам уважаешь себя и своих соседей, знаешь свою культуру, понимаешь свое место в мире природы и в мире людей. – Итак, сегодня нам предстоит изучить: особенности музыкальной культуры Древней Руси, а также влияние на нее Византийской культуры; роль колоколов в жизни древнерусских людей; как появилось на Руси профессиональное музыкальное искусство; какие жанры возникли в русском песенном фольклоре.

3. Изучение нового материала:

Учитель: Музыкальная культура Древней Руси своими истоками уходит в далекое прошлое к языческим традициям. Как вы уже сегодня говорили, в языческих верованиях долго сохранялись следы поклонения «матери-земле» и огню, а также тотемистических представлений о значении охотничьего промысла в жизни людей. Всеми этими верованиями определялся характер древнеславянской языческой обрядности, то есть организованной, упорядоченной системы магических действий, назначение которых заключалось в том, чтобы воздействовать на окружающую природу и заставлять ее служить человеку. На общий характер музыкальной культуры Древней Руси существенным образом повлияло принятие христианства. – В каком веке появилась на Руси христианская вера? Что означал обряд Крещения?

Ответы учащихся:

– В 10 в., а точнее в 988 году произошло Крещение Руси. По примеру своей бабушки, Князь Владимир – внук княгини Ольги – навсегда провозгласил на Руси христианскую веру, совершив обряд крещения киевлян в водах Днепра. Люди заходили в реку и очищали своё тело и душу от грехов. Это означало, что каждый, кто совершил этот обряд, становился православным.

Учитель: Прежде, чем избрать единую для всех веру, Князь Владимир отправил в страны с такой же религией послов. Красота богослужения, увиденная ими в Греции, входившей в состав государства Византии, потрясла их. Этот восторг запечатлен в древней летописи «Повесть временных лет».

Ученик озвучивает текст слайда:

И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького, так и мы не можем уже здесь пребывать во язычестве.

Учитель: Новая вера послужила толчком для появления церковной (духовной) музыки. По всей Руси стали строить православные храмы. В каждом храме был хор певчих. Из Византии были заимствованы музыкальный канон и система жанров. Отныне музыка развивается под эгидой церкви и рассматривается как составная часть богослужения. Хоровые церковные песнопения (кондаки, стихиры, каноны) посвящались основным церковным праздникам, житиям особо почитаемых святых.

Звучит фрагмент Стихиры «Земле русская».

Учитель: Какие чувства вы испытывали, слушая это пение? Хочется ли вам выполнять какие-либо действия под такую музыку?

Ответы учащихся: Двигаться быстро не хочется. Хочется посидеть, подумать о жизни, музыка успокаивает, снимает усталость, появляется желание помочь ближнему, забыть обиды, трудности.

Учитель: Поначалу церковное пение было одноголосным, унисонным, мужским. Это выражало идею единомыслия, соединения сердец и умов: «Пусть язык твой поет, а ум пусть прилежно размышляет над смыслом песнопения». Еще одной отличительной чертой русской православной музыки является пение без сопровождения – a capella. Человеческий голос признавался единственным музыкальным инструментом, которым можно воплотить слово о Боге в музыкальных звуках. В конце 14 – начале 16 вв. был учрежден придворный хор из лучших певцов и знатоков певческого искусства, набранных из разных городов и областей. Эта группа певцов, именовавшихся «государевыми певчими дьяками», состояла при особе царя. Певчие в хор отбирались с особой тщательностью. Хор пел во время церковной службы, дворцовых праздников и увеселений. Овладевая церковной музыкальной культурой, неизвестные создатели гимнов и распевщики (так в старину называли композиторов) – выходцы из народа – не могли сразу «запеть» на чужом языке, поэтому они обогащали церковные песнопения родными русскими напевами, интонациями. Этот сплав народной русской культуры с «иноземной», византийской, отразился в таком явлении, как знаменный распев , обладавший поразительной внутренней мощью, эпической силой, величественностью и строгостью.(3.19) Распев – то есть распевно произнесенное слово. Он действительно во многом напоминает медленную и выразительную декламацию.

Учитель: Какими знаками пользуются для записи музыки наши современники?

Ответы учащихся: Нотами.

Учитель: Для записи древней церковной музыки на Руси употреблялась специальная нотация, которая называлась знаменной (от славянского слова знамя – знак ). Мелодия записывалась над строкой текста с помощью знаков, которые указывали не точную высоту звука, а только направление мелодии. Позднее знаменная нотация получила название крюковой , по названию одного из главных ее знаков – крюка .

Звучит запись: «Шестопсалмие» (знаменный распев).

Учитель: При прослушивании обратите внимание на тексты и образное содержание музыки (чувства верующего человека, отношение к Богу, отношение к ближнему), характер мелодии и сопровождения.

Учитель: В 15-16 вв. знаменный распев становится все более протяженным, развитым, украшенным, сближается с лирической народной песней. В 15 веке в русской иконописи развивается богословское учение о Троице – триедином Боге – Отце, сыне и Святом Духе. – Посмотрите на репродукцию самой известной иконы того времени «Троица» А. Рублева, ученика русского Святого Сергия Радонежского. – В этот период одноголосное пение переходит в многоголосное и таким образом формируется полифонический стиль. Появляется немало авторских и местных распевов (Смоленский, Кирилловский, Киевский распевы)

Звучит фрагмент Киевского распева – Гимн «Свете тихий».

Учитель: Сравните характер этой музыки с характером рисунка на иконе А. Рублева. В чем их сходство? – Во второй половине 17 века русские музыканты знакомятся с музыкальной культурой Западной Европы. На Руси этого времени происходит «диалог двух культур» – «старой», связанной с одноголосным пением, по образному строю близким к строгим ликам древних икон, и «новым» – многоголосным партесным (от слова partes – голоса ) пением, отличающимся энергией, красочностью, богатством звучания, ощущением движения, света, огромного пространства. Одновременно начинает преобладать пятилинейная нотация, хотя довольно долго еще сохраняется крюковое письмо (старообрядцы пользуются им по сей день). Церковное пение являлось единственной формой профессионального письменного музыкального искусства на Руси со времен принятия христианства и до конца 17 века. Очень популярным становится духовный стих – псальма, или кант (на стихи как русские или церковнославянские, так и на переводные), затем появляются и светские хоровые канты – исторические, военные, любовные, шуточные.

Звучит фрагмент Канта «Радуйся, Росско земле» .

Учитель: Какой характер у этого канта? Почему?

Ответы учащихся: Потому что это хвалебный стих в честь победы русских воинов.

Учитель: Русская церковная музыка была частью храмового синтеза искусств, воздействовала на чувства и мысли людей наряду с красотой храма, иконописи, обряда богослужения.

Учитель: В конце 11 века в Новгородской летописи появилось первое упоминание о колокольных звонах, которые собирали жителей города на Вече для принятия важнейших решений, оповещали о начале богослужений в церкви. Колокола звучали и тогда, когда грозила опасность, стихийное бедствие. Колокола помогали путнику в непогоду найти дорогу к жилищу. Многие века они сопутствовали жизни народа, созывали его на битву и приветствовали победное возвращение полков с поля боя, сопровождали празднества. Несколько колоколов с различными тонами образовывали звонницу, позволявшую исполнять целые музыкальные произведения. Колокольные звоны – это голос Родины, подлинное духовное творчество.

Учащийся читает стихотворение Степана Щипачева «Звонят колокола»:

Звонят в России колокола.
Но это – не богу хвала,
а предкам нашим,
загинувшим где-то.
Умельцы, бедами тертые,
для каменных белых церквей
лили колокола
и к металлам твердым
прибавляли частицу души своей.
И колокола – грозны и певучи –
То бьют набатом, то благовест льют.
Звонят в России колокола,
Но это не богу – искусству хвала

Звучит фрагмент записи “Колокольные звоны России”.

Учитель: Широкое развитие получили в Киевской Руси и различные виды светского музицирования. В 11 веке появляется народное профессиональное искусство скоморохов – странствующих актеров и музыкантов, упоминаемое в «Повести временных лет». Их выступления, как свидетельствует летопись, привлекали людей. Скоморохи соединяли в себе черты потешника, балагура, лицедея, музыканта и певца, сказителя, танцора, фокусника и акробата. Они остроумно на импровизированных представлениях разыгрывали комические сценки, шутили, рассказывали небылицы. Скоморохи участвовали во всех народных гуляниях и празднествах, играли на крестьянских свадьбах и княжеских пирах. Так как скоморохи частенько высмеивали монахов и представителей власти, их отлучали от церкви, подвергали проклятию, изгоняли, а музыкальные инструменты называли бесовскими и приказывали «немедля изымать и, изломавши, сжигать». Разнообразным был инструментарий скоморохов: бубны, трещетки, гусли, дудки, сопели, свирели, цевница (флейта Пана) и др. И все же, несмотря на запреты и преследования, искусство скоморохов оставалось любимым и захватывающим зрелищем. Музыкальные инструменты использовали на Руси и в ратных делах государства. Бубны, барабаны, трубы поддерживали боевой дух во время сражений, снимали эмоциональное напряжение, вселяли уверенность в победе.

Учитель: Кто из вас вспомнит, что означает слово «фольклор?

Ответы детей: Фольклор – «народная мудрость».

Учитель: Народная песня была важнейшей областью музыкального фольклорного искусства Древней Руси. Дошедшие до нас свидетельства, говорят об исключительной широте ее распространения и о том, какой любовью она пользовалась во всех слоях населения, от простого крестьянина-смерда до княжеской дружины.

Просмотр видеоклипа с участием фольклорного коллектива.

Учитель: Почему народная песня в старину пользовалась большой любовью или как теперь бы сказали, популярностью?

(Ответы учащихся.)

Учитель: Жанровая система русского фольклора включает следующие основные виды:

ШИФРОГРАММА
(переставьте слоги и получите новые слова).

СТУШ

БЕЛЬ

Учитель: О чем рассказывала народная песня, какие моменты жизни древнего русича она сопровождала? (Ответы учащихся.)

Учитель: Инструментальная музыка Древней Руси занимает несравнимо меньшее место, нежели вокальная: церковный запрет на использование музыкальных инструментов в храме, по-видимому, оказал влияние и на фольклор. Но в 18 веке отношения к народной музыке меняется. Нач нает развиваться светское искусство, и фольклор постепенно входит в русскую музыку и литературу.

Учитель: Сегодня на уроке мы приоткрыли еще одну страничку культуры Древней Руси. Древнерусское музыкальное искусство – это великое творение своего времени. Оно неповторимо, как и та эпохи, что его породила. И оно входит в культуру современного человека как неповторимая ступень в художественном развитии нашего народа и является историческим документом.
– Зачем нам людям 21 века знать о том, откуда мы, чем занимались наши предки, какую музыку они слушали и исполняли?

Вывод:

Ответы учащихся: Если человек не знает древней культуры – веры, обычаев, традиций, вокальной и инструментальной музыки, он не имеет права считаться культурным человеком.).
– Знакомство с достижениями своих предков поможет вам расти не "Иванами, родства не помнящими", а личностями, сознающими свою причастность к тысячелетней богатейшей истории родного народа – и вместе с ним всего человечества, – поможет впитать в себя высокие этические, нравственные законы, лежащие в основе народной культуры, научит любить и ценить духовное богатство, ум, талант и народную мудрость.

4. Обобщение

Закрепление нового материала.

– Что обрела древнерусская музыка с принятием христианства?
– Почему во время богослужения не бывает громкой музыки?
– Почему в православной церкви нет инструментального сопровождения?
– Когда на Руси появилось многоголосное церковное пение?
– Кого можно назвать профессиональными певцами и какое к ним было отношение?
– Какое значение в жизни древнерусского народа имели колокольные звоны?
– Кто такие «царские певчие»?
– Назовите основные жанры русских народных песен.

Учитель: Изменилось ли ваше отношение к музыкальному культурному наследию наших предков?

Домашнее задание:

– Подготовить доклад о жанрах русских народных песен.
– Подготовить доклад о старинных музыкальных произведениях.
– Описать в тетради свои впечатления о прослушанной на уроке музыке.