Интересные факты. Школьник Альберт Эйнштейн

Вы знаете, что великий ученый двадцатого столетия Альберт Эйнштейн, в школьные годы считался лентяем, неспособным хорошо учиться?

Преподаватели Эйнштейна действительно считали его умственные способности очень скудными. Из-за этого Альберт Эйнштейн в конце учебы в гимназии не смог получить аттестата зрелости, который получили другие учащиеся. Он даже не смог с первой попытки поступить в Цюрихский Политехникум.

Но все эти факты на самом деле, были свидетельством не скудного ума гения, а ошибками образовательного процесса. Сам Эйнштейн, будучи уже взрослым, признался, что ему претили существующие методы образования. По его словам, они на корню убивали все творческие процессы, которые зарождались в головах учащихся. Вот точная цитата из его слов: «убивали священную любознательность, свойство, необходимое для научных изысканий».

Эйнштейн с большим негативом относился к механическому заучиванию научного материала, он считал этот метод вредным, так как творческий процесс мышления не совместим с простым «зазубриванием».
Вот такой вот интересный факт был в жизни величайшего ученого Альберта Эйнштейна. Этот факт должен заставить задуматься тех людей, которые формируют нашу современную образовательную систему. Ведь если сам Эйнштейн считал механическое изучение материала вредным для развития мышления, то имеем ли мы, «простые смертные» право, спорить с ним? Над этим стоит поразмышлять каждому из нас.

Что же мы в действительности знаем об этом человеке?

Ассоциативный механизм мозга подсовывал образы и формулы - растрепанные в творческом хаосе волосы на голове, пышные усы, Е=mc2, высунутый язык на супер-популярной фотографии, вспомнились постулаты теории относительности, скорость света и прочее-прочее, что как выяснилось не имеет никакого отношения к человеку Эйнштейну, а представляло собой, скорее, его попсовую проекцию в сознании. Этакий упрощенный образ с двумя-тремя ярлычками. Мне стало стыдно, и я решил познакомиться с биографией великого тёзки ближе. Результатом работы и стала эта короткая, но я надеюсь интересная выдержка из семи малоизвестных фактов, которые имели место быть в жизни гения.

Эйнштейн родился слабым и болезненным ребенком при тяжелых родах. Его гигантская голова неправильной деформированной формы вызывала серьезные подозрения врачей на врожденную умственную отсталость ребенка. Обеспокоенные родители с ужасом наблюдали, как мальчик взрослеет и молчит. Альберт не произнес ни единого слова до четырех лет. Но даже после достижения этого казалось бы уже достаточного для разговора возраста мальчик говорил очень медленно, что усугубляло подозрение на некоторую отсталость в развитии.

В 1952-ом году, когда умер первый президент Израиля Хаим Вейцман, премьер-министр страны предложил Эйнштейну возглавить государство. Эй, парень, ты должен сделать для политики своей страны тоже самое, что и для физики, предложил он ученому. Однако тот отказался от почетной должности, выразив сожаление по поводу отсутствия необходимых личных качеств для большой политики - «боюсь, у меня нет природных способностей и опыта, чтобы иметь дело с политиками и правильно осуществлять управление государством» , - «отморозился» ученый.


Эйнштейн умер в 1955 году, в возрасте 76 лет. Ему необходимо было срочно провести операцию, тогда он смог бы прожить еще несколько лет. Но ученый отказался, сказав врачам:«Я хочу уйти тогда, когда этого просит мой организм. Продлевать жизнь искусственным путем кажется мне дурным вкусом. Это моя судьба, мое время, чтобы уйти. Я cделаю это элегантно» . Через семь часов после смерти эксперт по вскрытию Томас Харвер удалил без согласия родных и близких мозг ученого для изучения. Переезжая по работе из одного штата в другой, Харви везде таскал с собой заспиртованный мозг гения. В конце концов, уже в 90-х гг. прошлого столетия мозг был найден в новой лаборатории Принстонского университета, где Харвер их извлек из черепа великого ученого.


Гениальный физик имел незаконнорожденную дочь от Милевы Марич - своей первой жены. Оформили отношения они спустя год после рождения ребенка. Интересно, что о дальнейшей судьбе девочки ничего неизвестно. В это время Марич жила у своих родителей в Воеводине без возлбленного. Скорее всего, девочка умерла или была отдана на воспитание. Спустя год, в 1903 году, Эйнштейн и Марич поженились в Берне, а в 1904 году родился их сын Ганс-Альберт.

До того как умереть во сне, Эйнштйен произнес последние свои слова медсестре на немецком языке, которым та не владела. Таким образом, эти слова оказались навсегда потеряны для потомков. Последняя запись обрывается на полуслове: «Политические страсти раздувают пламя, люди точно их жертвы…».

Немецкая Википедия утверждает, что этот миф связан с ошибкой первого биографа Эйнштейна . И в Германии и в Швейцарии принята шестибальная шкала оценок. Но в Германии лучшая оценка - это 1, худшая - 6. А в Швейцарии - наоборот: лучшая - 6, худшая - 1. И вот, мол, биограф перепутал оценки в швейцарском аттестате с немецкими .

Правда, эта теория не объясняет, как Эйнштейн - по мнению биографа - смог поступить в политехнический институт, имея "6" по всем математическим дисциплинам и физике, а также - "5" по химии и ряду других предметов.

Вот гипотеза о происхождении мифа:

Das Gerücht, dass Einstein allgemein ein schlechter Schüler war, ist falsch: Es geht auf Einsteins ersten Biografen zurück, der das Benotungssystem der Schweiz mit dem deutschen verwechselte.

Объективно Эйнштейн не был плохим учеником (по русски - "двоечником" или "троечником"), как не был и "круглым отличником" или даже "хорошистом". Он еще в детстве был весьма своеволен, не особо хотел учить не интересующие его предметы (а интересующие, наоборот, изучал сверх программы; заодно утратил религиозность в 12 лет) - отметки получал соответствующие (но, как минимум, удовлетворительные), не боялся высказывать свое мнение и спорить с авторитетами (учителями, директором гимназии или собственным отцом: как минимум, в вопросе о высшем образовании он пошел в политехнический, куда сам хотел, а не туда, куда хотел направить отец).

Немецкую гимназию Эйнштейн не закончил не из-за неуспеваемости (неудовлетворительных оценок у него не было) , а из-за конфликта с директором и учителями. Те считали, что Эйнштейн слишком плохо себя ведет и, к тому же, негативно влияет на других. Словом, не почитает авторитеты и не вписывается в систему. Тем не менее, Эйнштейн не был исключен, а просто ушел сам. В 15 лет, между прочим. Тем более, что родители жили уже в другой стране (в Италии), а через пару-тройку лет грозил призыв на службу в кайзеровской армии (достаточно было дожить до 17 лет в Германии, чтобы превратиться в военнообязанного), куда Эйнштейн совершенно не хотел. От немецкого подданства он, кстати, вскоре тоже отказался и ряд лет не имел вообще никакого гражданства.

В 16 лет - в Италии - он написал первую научную статью ("Об изучении состояния эфира в магнитном поле"), которую послал своему дяде в Бельгию для ознакомления. (А какую научную статью написали вы в ваши 16 лет? Я, например, никакую.) В научные журналы работа не посылалась и не публиковалась.

Потом семья переехала в Швейцарию и Эйнштейн попытался поступить в политехнический . Поскольку не имел образования, дающего право на поступление в ВУЗ (в Германии это называется Abitur, в Швейцарии - Matura), пришлось сдавать вступительные экзамены (кстати, оставшись в гимназии он все еще продолжал бы учиться и ни в какой ВУЗ в 16 лет не поступал бы). Провалил то ли экзамен по французскому (как утверждает немецкая Википедия), то ли еще и ботанику (как утверждает русская), то ли - до кучи - еще и зоологию (как утверждается в предыдущем ответе). В любом случае, все остальное он сдал, хотя в гимназии не доучился, а частных уроков, вроде, не брал (кроме обучения игре на скрипке).

По рекомендации одного из профессоров политехнического, Эйнштейна приняли доучиваться в швейцарскую школу , где он и получил свой аттестат насчет сдачи экзаменов на эту самую Matura (французский - на 3, то есть - в пятибальной системе - на тройку с минусом). После чего поступил в политехнический , где продолжил в своем прежнем духе: прогуливал лекции по не интересовавшим его предметам (готовился к экзаменам по конспектам сокурсников). На сей раз в "опалу" попала уже математика, как слишком затеоретизированная и далекая от проблем физики. Впоследствии, работая над ОТО, Эйнштейн, якобы, изменил свое мнение на сей счет и высказывал сожаление по поводу прогулов математических лекций в период обучения в политехническом.

Разоблачаем! Эйнштейн был двоечником? July 22nd, 2013

Многие двоечники утешают себя мыслью о том, что Альберт Эйнштейн — великий физик, автор знаменитой теории относительности, нобелевский лауреат - в детстве тоже был двоечником.

А правда ли это?

Лучше всяких слов говорят факты. Итак, перед вами аттестат зрелости Альберта Эйнштейна, полученный им в кантональной школе Арау (Швейцария) в сентябре 1896 г. в возрасте 17 лет (оценки выставлялись по шестибалльной системе).

Перевод:

Немецкий язык — 5
Французский язык — 3
Английский язык — -
Итальянский язык — 5
История — 6
География — 4
Алгебра — 6
Геометрия (планиметрия, тригонометрия, стереометрия и аналитическая геометрия) — 6
Начертательная геометрия — 6
Физика — 6
Химия — 5
Естественная история — 5
Художественный рисунок — 4
Технический рисунок — 4

Как видите, Эйнштейн блистал в точных науках, да и по остальным предметам имел приличные оценки. Высший балл получен им по истории, алгебре, тригонометрии, геометрии и физике. По другим предметам оценки немного скромнее. Самая низкая оценка — 3 — была получена им по французскому языку. Тем не менее, во время визита в Иерусалим в 1923 году он свободно прочел лекцию на французском языке. Не аттестован Эйнштейн был только по английскому, и это обстоятельство весьма осложнило его жизнь, когда он в 1933 г. переехал в Соединенные Штаты.

Откуда же тогда взялся миф о плохой успеваемости гения?

Всё дело в том, что Эйнштейн большую часть времени учился в Германии, но получал школьный аттестат в Швейцарии, где система оценок была противоположна немецкой: в Германии высшим баллом была единица, чуть ниже двойка и так далее, а швейцарские учителя использовали прямую шестибалльную систему.

В школе (Луитпольдовская гимназия в Мюнхене) Альберт Эйнштейн действительно не был одним из первых учеников (хотя с математикой, латынью и физикой у него никогда не было проблем). Причиной тому было свободомыслие будущего нобелевского лауреата. Он не терпел авторитарного отношения учителей к ученикам, атмосферы в гимназии, близкой к военной. «Учителя младших классов ведут себя как фельдфебели, а старших классов — как лейтенанты», — вспоминал Эйнштейн позднее. «Я презираю тех, кто с удовольствием шагает строем на урок музыки - головной мозг дан им по ошибке. Вполне хватило бы и спинного!» — писал он. Ученик не скрывал своего неприятия к преподавателям, и оно было взаимным. Однажды один из учителей признался ему: «Как будет здорово, когда ты, наконец, оставишь гимназию». На возражение Эйнштейна, что он ничего дурного не сделал, тот объяснил: «Твое присутствие и равнодушное отношение ко всему, чему мы учим в классе, подрывает репутацию всей школы».

Помимо этого, в шестом классе гимназии у Альберта начались серьезные проблемы с некоторыми из учителей из-за того, что он “постоянно требовал доказательств религии и выбирал свободомыслие’’. Такой скептицизм был большой редкостью в те дни и не поощрялся, тем более в учебном заведении подобного типа.

Паспорт

Таким образом, «плохим» учеником Эйнштейн был только в смысле поведения в условиях военизированной школьной системы, сводившейся к механической зубрежке («Я был готов стерпеть любое наказание, лишь бы не учить на память бессвязный вздор»). Но это лишь еще одно доказательство незаурядности личности будущего нобелевского лауреата. А между тем он много занимался самостоятельно, увлекался чтением. Из детских впечатлений Эйнштейн позже вспоминал как наиболее сильные: «Начала» Евклида и «Критику чистого разума» И. Канта. Кроме этого, по инициативе матери он с шести лет начал заниматься игрой на скрипке. Увлечение музыкой сохранялось у Эйнштейна на протяжении всей жизни. Уже находясь в США в Принстоне, в 1934 году Эйнштейн дал благотворительный концерт в пользу эмигрировавших из нацистской Германии учёных и деятелей культуры, где исполнял на скрипке произведения Моцарта.

Немалую роль в создании мифа об Эйнштейне-двоечнике сыграла также ошибка одного из ранних биографов гения, который спутал швейцарскую систему оценки знаний с немецкой.

Таким образом, дорогие двоечники, не стоит оправдывать свою лень и отсутствие прилежания байками о том, что учеба плохо давалась автору самой непонятной теории в мире — это чистейшей воды вымысел. Чтобы приблизиться к Эйнштейну, попробуйте для начала выйти на одни «пятерки» по математике или что-нибудь понять в сочинениях Иммануила Канта.

Кстати…

Здесь следует развеять еще один миф из той же серии: о том, что Эйнштейн провалил выпускной экзамен, и сдал его только со второго раза. Для этого расскажем подробнее об истории получения аттестата, копия которого приведена на этой странице.

На самом деле Эйнштейн ушел из гимназии, так и не получив аттестата, по причинам, раскрытым выше.

Отец молодого человека настаивал на том, чтобы он выкинул из головы весь этот «философский вздор» и подумал о том, как получить толковую профессию; он склонялся к инженерному поприщу, раз уж сын так сильно увлекался математикой и физикой. Совету отца пришлось последовать. На семейном совете было решено отправить Альберта в техническое учебное заведение. Причем нужно было выбрать такое, где преподавание велось на родном ему немецком языке. Германия исключалась — Альберт намерен был отказаться от немецкого гражданства, чтобы не служить в армии, куда призывали в 17 лет. Вне Германии наибольшей известностью пользовался Цюрихский политехнический институт (Политехникум), и Эйнштейн отправился туда осенью 1895 года, хотя для поступления ему не хватало 2 лет до положенных 18-ти.

Если верить его собственным воспоминаниям, специальность, которую избрали для него родители, до такой степени ему не нравилась, что он практически не готовился по тем предметам, которые его не интересовали — ботанике, зоологии, иностранным языкам. Соответственно, их он сдал едва ли не хуже всех абитуриентов, хотя отличился на экзаменах по математике и физике. Сыграло свою роль и отсутствие гимназического аттестата: его не приняли. Однако директор института, пораженный математической эрудицией юноши, дал ему добрый совет: закончить одну из швейцарских средних школ для получения аттестата и через год вновь предпринять попытку поступить в институт. Он рекомендовал кантональную школу в маленьком городке Арау как наиболее передовую и по методам обучения, и по составу преподавателей. Альберт так и поступил, и в сентябре следующего года успешно сдал все выпускные экзамены, а уже в октябре 1896 года был принят в Политехникум на педагогический факультет без экзаменов.

Ну и еще «кстати», Нобелевскую премию физик получил отнюдь не за теорию относительности, как многие полагают, а за разработку квантовой теории фотоэффекта.

Ну удержусь и еще от одного разоблачения или уточнения.

Если вы никогда не видели данное фото то это, по крайней мере, странно. Но мало кто знает, как появилось знаменитое фото. А все произошло 14 марта 1951 года, когда Альберт Эйнштейн отмечал свое 72 летие. Он вышел из Пристонского университета с Доктором Эйделотом и его женой. Они втроем сели в машину после празднования дня рождения гения физики в университете. Все время им досаждали фотографы и репортеры. Но один из них стоял в стороне, дожидаясь, когда основная толпа журналистов рассосется. Дождавшись, Артур Сас подошел к сидящим в машине и попросил профессора улыбнуться для фотокарточки в день рождения.

В ответ Эйнштейн – ПОКАЗАЛ ЯЗЫК!

Вот как выглядит полная версия знаменитой фотографии. Этот кадр стал легендарным символом оригинальности гениального человека.
В редакции, где работал Артур Сас, долго не могли решиться стоит ли публиковать столь необычный кадр и кадр все же был опубликован. Увидев себя с высунутым языком на первой странице газеты, Альберт Эйнштейн влюбился в снимок. Он сразу вырезал фото до привычных для нас размеров и сделал копии, которые отправил в качестве открытки свои друзьям. За год до своей смерти, он написал одному из друзей, что

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Биография Альберта Эйнштейна, написанная Уолтером Айзексеном, охватывает не только интеллектуальные достижения великого физика, но и то, что имеет к этому косвенное отношение: славу, его антивоенную деятельность, трудности в браке. Но самая любопытная информация касается той части, которая рассказывает о том, как Эйнштейн.

Насколько умен был Эйнштейн?

Одна из самых распространенных историй об Эйнштейне гласит, что он «на тройку» знал математику/физику и не окончил математическую школу. Это одна из тех историй, которые становятся легендами, вне зависимости от того, правдива она или нет.

Но она неправдива. Эйнштейн отлично знал математику с раннего возраста. Он сам это признает: «Я никогда не проваливал математику. До пятнадцати лет я освоил дифференциальное и интегральное исчисление». Но гением он тогда не считался. Кстати, вы можете без труда найти фотографию его диплома, воспользовавшись поисковиком и набрав «Albert Einstein’s matriculation certificate 1896».

Как Эйнштейн учил математику и физику?

Учитывая вклад Эйнштейна в физику, это весьма стоящий вопрос. Вот некоторые из его методов, о которых говорит Айзексен в книге.

Обучение происходит от решения трудных проблем, а не от посещения школы

Знаменитый ученый питал отвращение к зубрежке и посещению уроков. Как он сам утверждал: «Я много играл и изучал мастеров теоретической физики дома».

Когда ему было 12 лет, у Эйнштейна уже была «склонность к решению сложных проблем в арифметике» и его родители купили ему передовой математический учебник, который он мог изучать летом.

Он изучал физику, а не послушно посещал занятия, как делало большинство. Он играл с идеями и уравнениями самостоятельно. Главным его принципом уже в то время было «делай, а не слушай».

Когда вы можете что-то доказать, то действительно знаете это

Откуда вы знаете, что действительно что-то понимаете? Метод Эйнштейна состоял в том, чтобы самому попытаться доказать любое утверждение. Все началось с раннего возраста, когда дядя Якоб бросил ему вызов доказать теорему Пифагора.

Эйнштейн вспоминал: «После больших усилий мне удалось «доказать» эту теорему на основе подобия треугольников».

Айзексен объясняет, что Эйнштейн занялся новыми теориями, пытаясь доказать их самостоятельно. Этот подход к изучению физики, который естественным образом пришел к Эйнштейну, был вызван сильным любопытством к тому, как все работает и его убеждением, что «природу можно понимать через относительно простую математическую структуру».

Уже здесь становится заметно, что знаменитый ученый обладал невероятным любопытством и интуицией. Возможно, даже в большей мере, чем интеллектом.

Интуиция имеет большее значение, чем уравнения

Да, его можно назвать скорее интуитивным физиком. На него повлияли книги Аарона Берштейна, который поощрял именно интуитивный подход к физике. Они изобиловали выдуманными картинками, такими как «воображаемое путешествие сквозь космос» или «скорость света».

Как Эйнштейн развивал интуицию? Его собственные мысли по этому поводу сводились к тому, что интуиция - не что иное, как результат раннего интеллектуального опыта. Его ранняя привычка доказывать теоремы и решать сложные проблемы поддерживала его способность создавать абстрактно-визуальные картины в воображении.

Мышление требует спокойного пространства и глубокой концентрации

У Эйнштейна была невероятная способность. Его сын пишет: «Даже самый громкий плач младенца не беспокоил отца. Он мог продолжать работу, несмотря на уровень шума вокруг».

Вот что говорит сам физик о его работе в патентном бюро Берна: «Я мог выполнить всю работу за 2-3 часа. В оставшееся время я разрабатывал свои идеи». Невероятная концентрация, которую он все это время развивал, помогла справиться с общей теорией относительности, кульминацией которой стало «изнурительное четырехнедельное безумие». Впрочем, это плохо повлияло на его здоровье.

И все же способность фокусироваться и любовь к одиночеству позволила ему добиться высот.

Понимание идей возникает при помощи мысленных экспериментов

Эйнштейн был фанатом мысленных экспериментов. Они не требовали расходов и выполнялись очень быстро. Самыми знаменитыми его экспериментами были парадокс Эйнштейна и парадокс близнецов.

Все мысленные эксперименты были построены на интуитивном понимании физики, которое, в свою очередь, основывалось на его опыте работы с теориями и проблемами.

Озарения приходят во время дружеских прогулок

Хотя уединение и сосредоточенность были важными компонентами того, как Эйнштейн учился и занимался физикой, очень часто именно беседы и прогулки с людьми приводили его к озарениям.

Самым известным примером была его прогулка с давним другом Микеле Бессо. Во время своей работы над специальной теорией относительности он прогуливался с другом, пытаясь объяснить ему теорию. Разочарованный, он заявил, что сдается. Но внезапно его осенило - на следующий день он сказал Бессо, что полностью решил проблему.

Обсуждая идеи вслух, делясь ими с другими, часто можно получить новые идеи.

Будьте бунтарем

Эйнштейн никогда не был конформистом. Его бунтарский дух повредил ранней академической карьере, но также поспособствовал его величайшим открытиям.

Он поддавал сомнению все правила и традиции, принятые в физике. Он не любил немецкую систему образования, которая, по его словам, нетерпима к иному мнению. Когда вы начнете изучать биографию Эйнштейна, то, вероятно, придете к одной важной мысли: быть может вы не сможете сравниться с ним интеллектом, однако развить в себе эйнштейновское упорство и любопытство может каждый.

Желаем вам удачи!

Многие двоечники утешают себя мыслью о том, что Альберт Эйнштейн - великий физик, автор знаменитой теории относительности, нобелевский лауреат (кстати, Нобелевскую премию он получил вовсе не за эту теорию, а за изучение фотоэффекта) - в детстве тоже был двоечником.

А правда ли это?

Лучше всяких слов говорят факты. Итак, перед вами аттестат зрелости Альберта Эйнштейна, полученный им в кантональной школе Арау (Швейцария) в сентябре 1896 г. в возрасте 17 лет (оценки выставлялись по шестибалльной системе).

Как видите, Эйнштейн блистал в точных науках, да и по остальным предметам имел приличные оценки. Высший балл получен им по истории, алгебре, тригонометрии, геометрии и физике. По другим предметам оценки немного скромнее. Самая низкая оценка - 3 - была получена им по французскому языку. Тем не менее, во время визита в Иерусалим в 1923 году он свободно прочел лекцию на французском языке. Не аттестован Эйнштейн был только по английскому, и это обстоятельство весьма осложнило его жизнь, когда он в 1933 г. переехал в Соединенные Штаты.

Откуда же тогда взялся миф о плохой успеваемости гения?


Альберт Эйнштейн в 1893 году, в возрасте 14 лет

Дело в том, что в школе (Луитпольдовская гимназия в Мюнхене) Альберт Эйнштейн действительно не был одним из первых учеников (хотя с математикой, латынью и физикой у него никогда не было проблем). Причиной тому было свободомыслие будущего нобелевского лауреата. Он не терпел авторитарного отношения учителей к ученикам, атмосферы в гимназии, близкой к военной. "Учителя младших классов ведут себя как фельдфебели, а старших классов - как лейтенанты", - вспоминал Эйнштейн позднее. «Я презираю тех, кто с удовольствием шагает строем на урок музыки - головной мозг дан им по ошибке. Вполне хватило бы и спинного!» - писал он. Ученик не скрывал своего неприятия к преподавателям, и оно было взаимным. Однажды один из учителей признался ему: "Как будет здорово, когда ты, наконец, оставишь гимназию". На возражение Эйнштейна, что он ничего дурного не сделал, тот объяснил: "Твое присутствие и равнодушное отношение ко всему, чему мы учим в классе, подрывает репутацию всей школы".

Помимо этого, в шестом классе гимназии у Альберта начались серьезные проблемы с некоторыми из учителей из-за того, что он “постоянно требовал доказательств религии и выбирал свободомыслие’’. Такой скептицизм был большой редкостью в те дни и не поощрялся, тем более в учебном заведении подобного типа.

Таким образом, "плохим" учеником Эйнштейн был только в смысле поведения в условиях военизированной школьной системы, сводившейся к механической зубрежке («Я был готов стерпеть любое наказание, лишь бы не учить на память бессвязный вздор»). Но это лишь еще одно доказательство незаурядности личности будущего нобелевского лауреата. А между тем он много занимался самостоятельно, увлекался чтением. Из детских впечатлений Эйнштейн позже вспоминал как наиболее сильные: «Начала» Евклида и «Критику чистого разума» И. Канта. Кроме этого, по инициативе матери он с шести лет начал заниматься игрой на скрипке. Увлечение музыкой сохранялось у Эйнштейна на протяжении всей жизни. Уже находясь в США в Принстоне, в 1934 году Эйнштейн дал благотворительный концерт в пользу эмигрировавших из нацистской Германии учёных и деятелей культуры, где исполнял на скрипке произведения Моцарта.

Немалую роль в создании мифа об Эйнштейне-двоечнике сыграла также ошибка одного из ранних биографов гения, который спутал швейцарскую систему оценки знаний с немецкой.

Таким образом, дорогие двоечники, не стоит оправдывать свою лень и отсутствие прилежания байками о том, что учеба плохо давалась автору самой непонятной теории в мире - это чистейшей воды вымысел. Чтобы приблизиться к Эйнштейну, попробуйте для начала выйти на одни "пятерки" по математике или что-нибудь понять в сочинениях Иммануила Канта.

Кстати...

Здесь следует развеять еще один миф из той же серии: о том, что Эйнштейн провалил выпускной экзамен, и сдал его только со второго раза. Для этого расскажем подробнее об истории получения аттестата, копия которого приведена на этой странице.

На самом деле Эйнштейн ушел из гимназии, так и не получив аттестата, по причинам, раскрытым выше.

Отец молодого человека настаивал на том, чтобы он выкинул из головы весь этот «философский вздор» и подумал о том, как получить толковую профессию; он склонялся к инженерному поприщу, раз уж сын так сильно увлекался математикой и физикой. Совету отца пришлось последовать. На семейном совете было решено отправить Альберта в техническое учебное заведение. Причем нужно было выбрать такое, где преподавание велось на родном ему немецком языке. Германия исключалась - Альберт намерен был отказаться от немецкого гражданства, чтобы не служить в армии, куда призывали в 17 лет. Вне Германии наибольшей известностью пользовался Цюрихский политехнический институт (Политехникум), и Эйнштейн отправился туда осенью 1895 года, хотя для поступления ему не хватало 2 лет до положенных 18-ти.

Если верить его собственным воспоминаниям, специальность, которую избрали для него родители, до такой степени ему не нравилась, что он практически не готовился по тем предметам, которые его не интересовали - ботанике, зоологии, иностранным языкам. Соответственно, их он сдал едва ли не хуже всех абитуриентов, хотя отличился на экзаменах по математике и физике. Сыграло свою роль и отсутствие гимназического аттестата: его не приняли. Однако директор института, пораженный математической эрудицией юноши, дал ему добрый совет: закончить одну из швейцарских средних школ для получения аттестата и через год вновь предпринять попытку поступить в институт. Он рекомендовал кантональную школу в маленьком городке Арау как наиболее передовую и по методам обучения, и по составу преподавателей. Альберт так и поступил, и в сентябре следующего года успешно сдал все выпускные экзамены, а уже в октябре 1896 года был принят в Политехникум на педагогический факультет без экзаменов.