Классный час «Правила в жизни человека: нужны ли они?» классный час (6 класс) на тему. Тема: «Правила в жизни человека: нужны ли они? Поведение на занятиях

Азбука права. А нужны ли правила?

Цель: подвести детей к осознанию необходимости соблюдения определённых правил в поведении, деятельности (ПДД, правила противопожарной безопасности, взаимоотношения между людьми и т.п.).

Возраст учащихся: 9- 11 лет

Оборудование:

Сказка Бондаренко «Доброе слово».

Ход занятия

    Сообщение темы и цели занятия.

Вам часто приходится слышать слова «нельзя» и «надо». Как вы думаете, почему существуют правила и нужны ли они? Стоит ли это обсудить. Вот об этом и пойдёт речь на сегодняшнем занятии.

Послушайте стихотворение:

Вся жизнь моя (буквально вся)

Пока что - из одних «нельзя»!

Нельзя крутить собаке хвост

Нельзя из книжек строить мост

(А может, даже замок

Из книжек толстых самых!)

Кран у плиты нельзя вертеть,

На подоконнике сидеть,

Рукой огня касаться,

Ну, а ещё кусаться.

Нельзя солонку в чай бросать,

Нельзя на скатерти писать,

Грызть грязную морковку

И открывать духовку.

Чинить электропровода

(пусть даже осторожно)…

Ух, я вам покажу, когда всё- всё

Мне будет можно!

Р. Рождественский.

Какие правила названы в этом стихотворении? Почему этого делать нельзя? Какая мечта была у этого мальчика? А может действительно обходиться без правил и делать что захочется? Значит, правила нужны?

    Обсуждение правил.

    Обсудить правила поведения на дороге:

Какие правила поведения на дороге вы знаете?

Что было бы, если бы их не было?

Что происходит, если кто- то их не выполняет?

Вывод: несоблюдение правил поведения на дороге приводит к травмам, несчастным случаям, авариям, несёт горе людям.

    Обсудить правила противопожарной безопасности.

Какие правила противопожарной безопасности вы знаете? Наверняка, вам о них рассказывали дома родители, на уроках учителя?

Нельзя играть спичками, нельзя разводить костры на улице и т.п.

    Выведение правил доброты.

Ребята, послушайте, пожалуйста, сказку Бондаренко «Доброе слово».

Как вы думаете, какая цель была у Гадюки?

Какое правило можно вывести из этой сказки?

Вывод: доброе слово, добрые поступки творят чудеса.

Обсуждение пословиц:

    Доброму слову - добрый ответ.

    Доброе слово два века живёт.

Вопрос для раздумья (без ответа):

Подумайте, часто ли вы совершаете добрые поступки?

Какое главное правило должно быть в отношениях между людьми?

Вывод: поступай с людьми так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе.

    Ролевая игра «Автобус».

Учащиеся встают в две шеренги спиной друг к другу. Они изображают «плотно набитый» автобус. Каждый по очереди должен «протиснуться» к выходу, пройдя между рядами «пассажиров».

Обратить внимание детей на то, кто прибегал к вежливым, добрым словам, а кто к силе и грубости.

Как вам хотелось ответить, когда к вам вежливо обращались? А как, когда вам грубили?

5. Подведение итогов.

Ребята, сегодня мы с вами разговаривали о правилах поведения. Нужны ли они? Для чего их следует соблюдать? К чему приводит несоблюдение правил? Какими должны быть правила, чтобы все их соблюдали? (Необходимыми, справедливыми, обеспечивать безопасность)

Приложение1.

«Доброе слово» Бондаренко.

Доброе слово.

У Пеночки-веснички вывелись в гнёздышке птенцы. Это были первые её птенцы. Она радовалась им, всем показывала. Увидит Мухоловку, зовёт её: - Мухоловушка, посмотри: у меня птенцы в гнёздышке.

Не успеет Мухоловка улететь, она уж Дрозда кличет:

Дрозд, ну что ты там всё щёлкаешь? Иди посмотри, какие птенцы у меня в гнёздышке лежат.

На старом берёзовом пне грелась Гадюка. Услышала она как говорила Пеночка- весничка Зарянке:

Это они у меня пока птенцы, а вырастут- птицами будут.

«А вот и не будут, - подумала Гадюка, сползая с пня. - Кольну сейчас каждого по разу, и нечему радоваться будет».

Её не любили в лесу. Никто не дружил с ней, и она решила Пеночке-весничке отомстить сразу за всех.

А Пеночка увидела её и крылышками всплеснула:

Змеюшка, милая, посмотри, какие у меня птенцы в гнёздышке… Ну что ты остановилась? Иди сюда.

Но Гадюка не двигалась с места. Она не ожидала, что Пеночка так радостно встретит её. Её, Гадюку, все в лесу Гадюкой зовут, а Пеночка сказала «Змеюшка», а Пеночка сказала «милая». И Гадюка не двигалась с места.

Ну что же ты,- погрустнела Пеночка. - Ты не хочешь посмотреть птенцов моих? Это они ведь пока только птенцы, а вырастут - птицами будут.

Гадюка приподняла над гнездом Пеночки голову. Увидела пять розовых живых комочков с открытыми ртами. Сказала:

Они будут птицами.

И отодвинулась в сторону. С тонкой губы её упало на лист воробьиного горошка тяжёлая капля яда. И лист сразу же стал чёрным.

Азбука права. А нужны ли правила?

Цель: подвести детей к осознанию необходимости соблюдения определённых правил в поведении, деятельности (ПДД, правила противопожарной безопасности, взаимоотношения между людьми и т.п.).

Возраст учащихся: 9- 11 лет

Оборудование:

Сказка Бондаренко «Доброе слово».

Ход занятия

    Сообщение темы и цели занятия .

Вам часто приходится слышать слова «нельзя» и «надо». Как вы думаете, почему существуют правила и нужны ли они? Стоит ли это обсудить. Вот об этом и пойдёт речь на сегодняшнем занятии.

Послушайте стихотворение:

Вся жизнь моя (буквально вся)

Пока что - из одних «нельзя»!

Нельзя крутить собаке хвост

Нельзя из книжек строить мост

(А может, даже замок

Из книжек толстых самых!)

Кран у плиты нельзя вертеть,

На подоконнике сидеть,

Рукой огня касаться,

Ну, а ещё кусаться.

Нельзя солонку в чай бросать,

Нельзя на скатерти писать,

Грызть грязную морковку

И открывать духовку.

Чинить электропровода

(пусть даже осторожно)…

Ух, я вам покажу, когда всё- всё

Мне будет можно!

Р. Рождественский .

Какие правила названы в этом стихотворении? Почему этого делать нельзя? Какая мечта была у этого мальчика? А может действительно обходиться без правил и делать что захочется? Значит, правила нужны?

    Обсуждение правил .

    Обсудить правила поведения на дороге:

Какие правила поведения на дороге вы знаете?

Что было бы, если бы их не было?

Что происходит, если кто- то их не выполняет?

Вывод: несоблюдение правил поведения на дороге приводит к травмам, несчастным случаям, авариям, несёт горе людям.

    Обсудить правила противопожарной безопасности.

Какие правила противопожарной безопасности вы знаете? Наверняка, вам о них рассказывали дома родители, на уроках учителя?

Нельзя играть спичками, нельзя разводить костры на улице и т.п.

    Выведение правил доброты.

Ребята, послушайте, пожалуйста, сказку Бондаренко «Доброе слово».

Как вы думаете, какая цель была у Гадюки?

Какое правило можно вывести из этой сказки?

Вывод: доброе слово, добрые поступки творят чудеса.

Обсуждение пословиц:

    Доброму слову – добрый ответ.

    Доброе слово два века живёт.

Вопрос для раздумья (без ответа):

Подумайте, часто ли вы совершаете добрые поступки?

Какое главное правило должно быть в отношениях между людьми?

Вывод: поступай с людьми так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе.

    Ролевая игра «Автобус».

Учащиеся встают в две шеренги спиной друг к другу. Они изображают «плотно набитый» автобус. Каждый по очереди должен «протиснуться» к выходу, пройдя между рядами «пассажиров».

Обратить внимание детей на то, кто прибегал к вежливым, добрым словам, а кто к силе и грубости.

Как вам хотелось ответить, когда к вам вежливо обращались? А как, когда вам грубили?

5. Подведение итогов.

Ребята, сегодня мы с вами разговаривали о правилах поведения. Нужны ли они? Для чего их следует соблюдать? К чему приводит несоблюдение правил? Какими должны быть правила, чтобы все их соблюдали? (Необходимыми, справедливыми, обеспечивать безопасность)

Приложение1 .

«Доброе слово» Бондаренко.

Доброе слово.

У Пеночки-веснички вывелись в гнёздышке птенцы. Это были первые её птенцы. Она радовалась им, всем показывала. Увидит Мухоловку, зовёт её: - Мухоловушка, посмотри: у меня птенцы в гнёздышке.

Не успеет Мухоловка улететь, она уж Дрозда кличет:

Дрозд, ну что ты там всё щёлкаешь? Иди посмотри, какие птенцы у меня в гнёздышке лежат.

На старом берёзовом пне грелась Гадюка. Услышала она как говорила Пеночка- весничка Зарянке:

Это они у меня пока птенцы, а вырастут- птицами будут.

«А вот и не будут, - подумала Гадюка, сползая с пня. – Кольну сейчас каждого по разу, и нечему радоваться будет».

Её не любили в лесу. Никто не дружил с ней, и она решила Пеночке-весничке отомстить сразу за всех.

А Пеночка увидела её и крылышками всплеснула:

Змеюшка, милая, посмотри, какие у меня птенцы в гнёздышке… Ну что ты остановилась? Иди сюда.

Но Гадюка не двигалась с места. Она не ожидала, что Пеночка так радостно встретит её. Её, Гадюку, все в лесу Гадюкой зовут, а Пеночка сказала «Змеюшка», а Пеночка сказала «милая». И Гадюка не двигалась с места.

Ну что же ты,- погрустнела Пеночка. – Ты не хочешь посмотреть птенцов моих? Это они ведь пока только птенцы, а вырастут – птицами будут.

Гадюка приподняла над гнездом Пеночки голову. Увидела пять розовых живых комочков с открытыми ртами. Сказала:

Они будут птицами.

И отодвинулась в сторону. С тонкой губы её упало на лист воробьиного горошка тяжёлая капля яда. И лист сразу же стал чёрным.

Тема: «Правила в жизни человека: нужны ли они?»

Цель : Сформировать у обучающихся потребность соблюдать нормы поведения.

Задачи:

Дать представление о необходимости регуляции человеческих отношений;

Развивать способность соотносить собственные чувства с чувствами окружающих людей.

Оборудование : классная доска, листочки, фломастеры, медиа проектор, презентация.

План занятия:

1. Игра «Крестики - нолики»

2. «Нужны ли правила в нашей жизни?»

3. «Что вы чувствовали, когда я не по правилам играла? Когда сказала, что я победила? Какие чувства появились у вас?»

4. «Зачем человеку правила?»

Значит ли это, что жизнь по правилам может помочь людям быть добрее?

А будут ли к нам хорошо относиться другие люди, если мы будем нарушать правила?

5. А сейчас вы сами должны попробовать ответить на сложный вопрос: «Почему случается так, что учителя иногда или часто повышают голос на вас во время урока? Что означает повышенный голос учителя?

(Практически единогласно ребята сходятся во мнении, что это результат не просто плохого поведения ученика, а нарушение правил поведения на уроке).

6. Назовите известные вам правила поведения на уроке.

7. А сейчас попробуйте проанализировать своё поведение за прошедшую неделю.

Нарушали ли вы правила поведения на уроке?

Как вы себя при этом чувствовали?

Как отреагировали на это окружающие?

Какой вывод для себя вы сделали?

Самостоятельная работа по группам:

1.Этикет в лицее

2.Правила поведения.

Поведение на занятиях:

1. Когда учитель входит в класс, обучающиеся встают, приветствуют учителя. Подобным образ учащиеся приветствуют любого взрослого, вошедшего в класс во время занятий (кроме времени работы на компьютере).

2. Каждый учитель определяет правила поведения учащихся на своих занятиях; эти правила не должны ущемлять достоинство обучающегося.

3. Во время, урока нельзя шуметь, отвлекаться самому и отвлекать других товарищей от занятий посторонними разговорами, играми и другими, не относящимися к уроку делами, так как этим нарушаются права других на получение необходимых знаний.

4. На уроке обучающиеся имеют право пользоваться школьным инвентарем, который они возвращают учителю после занятия. Относится к нему надо бережно и аккуратно.

5. Если учащийся хочет задать вопрос учителю или ответить на вопрос учителя, он поднимает руку.

6. Обучающийся вправе отстаивать свой взгляд и свои убеждения при обсуждении различных спорных и неоднозначных вопросов в корректной форме.

8. Перед вами на доске нарисован человечек. Пусть каждый из вас подарит ему признак воспитанного человека.

(от человечка в разные стороны чертятся стрелочки и ученики по очереди записывают характеристики воспитанного человека)

Если мы хотим жить в мире, если мы хотим иметь много друзей, если мы с вами не хотим разрушать своё хорошее настроение, мы должны помнить: «Нарушая правила, мы разрушаем светлые чувства к нам со стороны другого человека. Мы теряем друзей. Мы начинаем обижаться, нервничать, страдать. И всё только потому, что сами не соблюдаем правила, которые установлены в обществе».

9. Составьте из двух частей пословицы о культуре поведения:

10. Обучающиеся несут правовую ответственность за совершенные проступки и преступления. Подростка могут исключить из образовательного учреждения за противоправные действия (за преступления), за грубое и неоднократное нарушение устава образовательного учреждения. В каждом лицее существует устав, в котором оговариваются правила поведения в лицее, правила посещения занятий. Если обучающийся, достигший возраста 16 лет, неоднократно нарушал устав, его исключают из лицея. Но не думайте, что после исключения можно ничего не делать, отдыхать, гулять. Органы местного самоуправления совместно с родителями исключенного обязаны в месячный срок решить вопрос о его трудоустройстве или обучении в другом учреждении.

В случаях причинения материального ущерба несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет обязан его возместить. Если у него нет доходов, то ущерб возмещают его родители или опекуны. Причинением ущерба считается не только лишение человека какой-либо вещи или денег, а также те случаи, когда ему приходится тратить средства на лечение из-за нанесенного вреда здоровью.

Общие правила поведения

  • Обучающийся приходит в лицей за 15 минут до начала занятий; чистый, опрятный, снимает в гардеробе верхнюю одежду, занимает рабочее место с предупреждением на урок и готовит все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку
  • Приносить на занятия все необходимые тетради, пособия, письменные принадлежности
  • Нельзя приносить на территорию лицея с любой целью и использовать любым способом оружие (в том числе ножи), взрывчатые, огнеопасные вещества; спиртные напитки, сигареты, наркотики, другие одурманивающие средства и яды
  • Курение на территории лицея запрещено
  • Не разрешается жевать жевательную резинку, пользоваться плеерами и средствами мобильной связи на уроках
  • Запрещается употреблять непристойные выражения и жесты
  • Обучающиеся в лицее должны уважать достоинство педагогического состава и работников лицея
  • Физическая конфронтация, запугивание и издевательства, попытки унижения личности, дискриминация по национальному или расовому признаку являются недопустимым формами поведения. Лицей категорически осуждает подобное поведение.
  • Обучающиеся берегут имущество лицея, аккуратно относятся как к своему, так и к чужому имуществу, соблюдают чистоту и порядок на территории лицея. В случае причинения ущерба имуществу лицея родители (законные представители) обязаны возместить его.
  • Все обучающиеся принимают участия в мероприятиях по благоустройству лицея и территории, в меру своих физических возможностей.
  • Обучающимся следует уважать право собственности. Тетради, ручки, куртки и прочие личные вещи, находящиеся в лицее, принадлежат их владельцам.
  • К обучающимся, присвоившим чужие вещи, могут приниматься дисциплинарные меры, вплоть до уголовного наказания.
  • Обучающимся, нашедшим потерянные или забытые, по их мнению, вещи, предлагается сдать их дежурному администратору или учителю.
  • В случае пропуска занятий, обучающийся должен предъявить классному руководителю, мастеру п/о справку или написать объяснительную о причине отсутствия на занятиях.

Поведение учащихся в столовой

1. Во время еды в столовой обучающимся надлежит придерживаться хороших манер и вести себя пристойно.

2. Обучающиеся должны уважительно относиться к работникам столовой.

3. Разговаривать во время еды следует не громко, чтобы не беспокоить тех, кто ест по соседству.

4. Обучающиеся убирают стол после принятия пищи, ставят на место стулья.

5. Обучающиеся бережно относятся к имуществу школьной столовой.

1. В лицей обучающиеся должны приходить в опрятной одежде, предназначенной для занятий

2. Одежда должна соответствовать возрасту, выражать уважение хозяина к самому себе и обществу.

4. Спортивная одежда предназначена для уроков физической культурой, на других уроках она неуместна.

5. Находиться в лицее в верхней одежде, без особых на то причин, не разрешается.

11. Подведение итогов урока.

Притча: У одного старого восточного мудреца спросили: "У кого ты обучался воспитанности?” - "У невоспитанных, ответил он, я избегал делать то, что делают они”

  • Первое условие воспитанности - познание общепринятых норм и правил поведения;
  • 2-ое - тренироваться упражняться в правильном поведении;
  • третье - крепкие и устойчивые привычки поведения.

Правила… Не все их любят, правда? Тогда зачем они нужны? Ограничивать нас и нести запреты, а при случае наживаться на наших штрафах? Или в их соблюдении есть хоть какой-то позитив и польза для нас? Давайте разбираться.

Правила игры. Играете ли вы в футбол, мафию, шарады, шахматы или любую другую игру, вы всегда обязаны соблюдать правила. С удовольствием ли вы это делаете? В игре, наверное, да, потому тот самый интерес, ради которого вы играете, обеспечивается как раз соблюдением правил.

Вы помните эпизод из фильма «Старик Хоттабыч»? «Неужели этим молодым людям интересно бегать и толкаться, чтобы поиграть этим невзрачным мячиком? Я полагаю, им будет приятно каждому вдоволь наиграться собственным мячом!» - сказал волшебник, и на футбольное поле упало сразу множество мячей. Стала ли игра от этого лучше? Нет, она потеряла свой смысл и оставила в замешательстве и игроков, и болельщиков.

Без правил игра не имеет смысла! Конечно, можно подслушивать, обманывать соперника и нарушать правила, когда никто не видит, но в итоге вы навредите самому себе. Вы уже не получите интереса от игры и удовольствия от нечестной победы. Ведь чем сложнее стоит задача, тем приятней её решать. Конечно, можно открыть конец сборника головоломок и посмотреть ответ, но ведь это было бы не то же самое, что решить самому, не правда ли?

Техника безопасности. Посетители, которых проводят на экскурсию на какой-нибудь завод, скорее всего, быстро подписав бумажку с правилами техники безопасности, её не читают, однако работники, которые своими глазами видели и застрявшие в автоматах волосы, и обожжённые руки, пренебрегать правилами не спешат. Ведь большинство из правил техники безопасности - это не прихоти начальства, а печальный опыт предшественников, а умный человек, как известно, учится на чужих ошибках. Тут уж не до красоты или удобства, важно выйти с работы здоровым. А ещё важнее вернуться здоровым с экстремального отдыха. Ведь вряд ли кто-то из нас соберётся в первый же выход в горы обойтись без страховки. Потому что эти правила - наша безопасность и наша жизнь, а это для нас важно.

Правила дорожного движения. Знаю-знаю, тут мнения будут не такими однозначными. Многим водителям действуют на нервы неудобно стоящие знаки, из-за которых приходится терять своё время и тратить лишний бензин. Пешеходам также неудобно ждать зелёного сигнала светофора, когда на дороге нет машин.

Но всё же. Вы бы предпочли, чтобы правил дорожного движения не существовало? Я думаю, нет. Потому что, как ни крути, они существуют для нашей безопасности. Ступая на пешеходный переход, вы знаете, что водители должны остановиться, и перейти тут - не опасно для вашей жизни. А вот перебегать дорогу в неположенном месте, напротив, опасно. Вы знаете это сами и будете учить этому своих детей.

Кроме того, соблюдение этих правил важнее двух предыдущих случаев. Потому что от их соблюдения зависит не только ваше настроение и здоровье, но и жизнь (в буквальном смысле этого слова) окружающих людей. Даже если вы простой пешеход, то от вашего решения лавировать между потоком машин вместо того, чтобы дойти до перехода, зависят и другие люди, их жизнь, здоровье, благополучие. А уж если вы водитель, то и говорить не стоит, сколько бед другим можно причинить, игнорируя правила дорожного движения.

Инструкция по эксплуатации. Ни один магазин не возьмёт обратно часы, которые вы, пренебрегая правилами их эксплуатации, искупали в тёплой ванне. Никто не возьмётся чинить по гарантии кофемолку, в которой вы решили перемолоть камни. Поэтому создатель этих приборов в инструкции по эксплуатации вас уведомляет: с его творением (пусть творение и массового производства) нужно обращаться так и так, и никак иначе.

Захотите нарушить эти правила - получите испорченную вещь, не пригодную для дальнейшего использования. Да, многим кажется, что они знают лучше и что производители перестраховываются. Однако если в вашем конкретном случае ничего не случилось, это не значит, что то же будет и с остальными экспериментаторами. Потому что те, кто отвечают за функционирование наших вещей, лучше знают, при каких условиях они могут перестать функционировать. Можно ли нарушить эти правила и не поплатиться? Иногда можно, но это совсем не значит, что и в следующий раз вам также повезёт.

Правила жизни. Десять Заповедей, записанных в Библии. Что можно сказать о них?

Устарели? Не популярны? Никто так больше не живёт? Меня будут считать дураком?

Но Десять Заповедей - это и правила игры, и правила дорожного движения, и техника безопасности, и инструкция по эксплуатации. Всё в одном.

Бог - наш Создатель. Он лучше знает, как и для чего мы устроены. Он дал нам эти правила не для того, чтобы воздвигнуть стену из запретов и ограничений, а для того, чтобы наша жизнь была лучше.

От того, будем ли мы соблюдать эти правила, будет зависеть наша жизнь и здоровье, а также жизнь окружающих нас людей. От этого будет зависеть, не «сломаются» ли наш организм и наша психика раньше времени. От этого будет зависеть, будем ли мы получать настоящее удовольствие от жизни.

Если аргументы работают с другими правилами, созданными людьми, то почему так упорно игнорируются Десять Заповедей, которые учредил Бог, наш Создатель? Почему так много аргументов против них тогда, когда вся наша жизнь показывает, что мир только и нуждается в том, чтобы вернуться к этим правилам. Подумайте о любом чудовищном происшествии, которое повергло вас в шок. Даже не зная, что это, можно заранее сказать, что произошло оно из-за того, что люди не соблюдают заповеди, данные Богом.

Игнорирование Божьих правил, как и игнорирование любых других, вначале действительно упрощает жизнь. Но делает ли её лучше? Интереснее? Насыщенней? Счастливей? Безопаснее для себя и окружающих? Надо признать, что нет, не правда ли?

Когда вы вдруг решите нарушить правила, задумайтесь о том, хотели бы вы, чтобы это же правило нарушали другие. Да, у многих найдётся, что ответить: «Я уже столько лет так живу, и ничего мне не делается». Но если мы устроены по-другому, если нарушение Десяти Заповедей для нас противоестественно, то рано или поздно мы за это заплатим. Да и вообще, разве бы вы не хотели жить в мире, где все соблюдают эти правила жизни?

Так что для вас правила - это ограничения и запреты или безопасность, интерес, жизнь в соответствии с предназначением?

Решать вам!

Виктор Марьин