Требования фгос по технологии в начальной школе. Использование инновационных образовательных технологий в достижении планируемых результатов фгос ноо

Из опыта работы учителя начальных классов. Реализация ФГОС НОО через технологии развивающего обучения

Тема: Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации ФГОС

Цель: показать использование приемов проблемного обучения учащихся.
Оборудование: компьютер и презентация, тесты и карточки с заданиями.
«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
И это станет моим навсегда».
Древняя мудрость
Сегодня перед каждым учителем встает вопрос о том, что ему придется менять в своей работе в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта, который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ. Новый стандарт нацелен на смену образовательной парадигмы, то есть приоритетным для него является не передача суммы знаний, а развитие личности учащегося путем освоения различных способов действий.
«Великая цель образования – это не знания, а действия» (Г.Спенсер)
Проблемно-диалогическая технология создана на основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях: проблемном обучении и психологии творчества. Она успешно заменила традиционных урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. В сложном прилагательном «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке открытия нового знания должно быть проработано два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. (слайд 2)
Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или проблемного вопроса.
Поиск решения – этап выведения и формулирования нового знания.
Вторая часть «диалогическое» означает, что постановку проблемы и поиск ее решения ученики осуществляют в процессе специально организованного учителем диалога.
(слайд 3)
Е.Л. Мельникова, автор этой технологии, различает два вида диалога: побуждающий и подводящий.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, помогающих ученику работать творчески. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учитель создает проблемную ситуацию, а затем произносит специальные реплики, помогающие ученикам осознать возникшее противоречие и сформулировать проблему.
На этапе поиска решения учитель побуждает учеников высказать и проверить гипотезы, то есть обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.
Подводящий диалог – это система посильных ученикам вопросов и заданий, которая развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения учитель выстраивает цепочку вопросов, которая ведет к «открытию» знаний простым и коротким путем.
Таким образом, на проблемно-диалогическом уроке с помощью диалога (побуждающего или подводящего) учитель сначала помогает ученикам поставить учебную проблему (сформулировать тему урока или проблемный вопрос). Так он вызывает внутреннюю познавательную мотивацию школьников. Затем учитель также при помощи побуждающего или подводящего диалога организует поиск решения, то есть «открытие» знания школьниками. При этом достигается подлинное понимание материала учениками, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы. Эмоциональное переживание возникает у школьников именно при столкновении с противоречием. Поэтому важно грамотно подойти к созданию самой проблемной ситуации на уроке.
Е.Л. Мельникова различает два типа проблемной ситуации: с удивлением и с затруднением (в соответствии с тем, какую реакцию они вызывают у школьников).
Приемы создания проблемных ситуаций с удивлением.

Прием 1. Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения [см. Приложение табл.1]

Прием 2. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается вопросом или практическим заданием на новый материал [см. Приложение табл.2].

Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между житейским представлением учеников и научным фактом создается в два шага. Сначала учитель выявляет житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем предъявляет научный факт. [см. Приложение табл.3].

Прием 4. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и
невозможностью выполнить задание учителя создается практическим заданием, несходным с предыдущим [см. Приложение табл.4].

Прием 5 состоит в том, что учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, то есть задание, не похожее на все предыдущие. Например, урок математики в 1 классе по теме «Составная задача». Ученикам даются две простые задачи, с которыми они успешно справляются. Третьей предлагается составная задача. Поскольку с этим типом задач дети еще не сталкивались, они в затруднении. (Возникновение проблемной ситуации.)

Прием 6 выполняется в два шага. Сначала учитель дает практическое задание, похожее на предыдущее. Не замечая скрытого подвоха, ученики его выполняют, применяя уже имеющиеся у них знания. Затем учитель должен аргументировано доказать, что задание школьниками все-таки не выполнено. После чего у детей возникает требуемое замешательство [см. Приложение табл.5].
Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока [см. Приложение табл.6].
Кроме приведенных выше методов постановки учебной проблемы существует еще один, наиболее простой: сообщение темы с мотивирующим приемом. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приемов.
Первый прием «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, шутки, фрагменты из художественной литературы и др.
Второй прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.
Таким образом, существуют три основных метода постановки учебной проблемы:
- побуждающий от проблемной ситуации диалог,
- подводящий к теме диалог,
- сообщение темы с мотивирующим приемом.
Все названные методы обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала.
Поставив учебную проблему любым из названных методов, переходим к организации поиска решения. Суть поиска решения учебной проблемы сводится к тому, что учитель помогает ученикам «открыть» новое знание.
На уроке существует две основные возможности обеспечить такое «открытие»:
- побуждающий к гипотезам диалог
- подведение к знанию.
Побуждающий к гипотезам диалог является наиболее сложным для учителя, так как требует осуществления четырех педагогических действий:
1) побуждения к выдвижению гипотез;

2) принятия выдвигаемых учениками гипотез;
3) побуждение к проверке гипотез;
4) принятия предлагаемых учениками проверок.
По ходу диалога учителю необходимо обеспечивать безоценочное принятие любых мыслительных результатов учащихся: ошибочных и решающих гипотез, ошибочных и верных проверок.
Подводящий к знанию диалог значительно проще, чем предыдущий, поскольку не требует выдвижения и проверки гипотез. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формированию нового знания. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее.
Таким образом, существуют три основных метода поиска решения учебной проблемы:
- побуждающий к гипотезам диалог,
- подводящий от проблемы диалог
- подводящий без проблемы диалог.
Их сходство в том, что любой обеспечивает понимание нового знания учениками. Различие методов – в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий к гипотезам диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность школьников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к знанию диалог лишь имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся.
Обеспечив «открытие» знания любым из названных методов, переходим к следующим этапам учебного процесса: воспроизведению знаний, решению задач или выполнению упражнений. При этом необходимо помнить, что задания должны быть «продуктивными», то есть развивать не только предметные умения, но метапредметные. Результатом такого задания будет продукт, который создали сами учащиеся. Однако реальный урок – это не только методы, но еще формы и средства обучения. Установлены взаимосвязи проблемно-диалогических методов с формами обучения: групповой, парной, фронтальной. Например, проблемная ситуация с разбросом мнений, характерная для уроков русского языка, легко создается в ходе групповой работы, а проблемная ситуация с затруднением – на уроках математики во фронтальной работе с классом.
Таким образом, технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением в реализации требований Федерального государственного стандарта, который разводит предметные, метапредметные и личностные результаты образования.
Предметные результаты проблемного диалога – качественные знания. Их приобретение достигается за счёт использования центральных компонентов технологии: методы постановки проблемы обеспечивают познавательную мотивацию, методы поиска решения – подлинное понимание материала, продуктивные задания – осознанное воспроизведение.
Метапредметные результаты проблемного диалога – универсальные учебные действия (общеучебные умения), которые делятся на три группы:
- познавательные,
- коммуникативные
- регулятивные.
В становление познавательных действий каждый компонент технологии вносит свой вклад.
Побуждающий диалог развивает творческие умения осознавать противоречие и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезы.
Подводящий диалог формирует логические умения сравнивать, анализировать, обобщать. Оба вида диалога и все продуктивные задания развивают речь. Обязательное использование опорного сигнала формирует знаковые умения. Коммуникативные действия осваиваются преимущественно за счёт варьирования форм обучения. Поскольку проблемно-диалогические методы и продуктивные задания позволяют работать и в парах, и в группах, школьники учатся слушать другого, договариваться, распределять роли. Регулятивные действия формируются благодаря центральным компонентам технологии. Методы постановки проблемы развивают целеполагание, поскольку проблема – это и есть цель урока открытия нового знания. Методы поиска решения учат планированию и контролю, потому что учебное открытие можно спланировать, а открытое знание нужно сверять с учебником. Продуктивные задания стимулируют оценивание, так как именно этого действия требуют созданные учениками схемы или сочинённые стихи.
Личностные результаты проблемного диалога – становление характера, мотивов, ценностей. Позиция активного деятеля, а не созерцателя воспитывает такие черты характера, как инициативность, смелость, трудолюбие. Роль творца, а не исполнителя усиливает познавательную мотивацию учения, ценность творческой деятельности. Отношения сотрудничества, а не подчинения формируют доброжелательность и уважение к людям.

Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы.

Уважаемые коллеги! Сегодня я поделюсь с Вами приёмами, которые можно использовать на уроках при создании проблемной ситуации.
Начну с Притчи.
Жил мудрец, который знал всё. Один человек хотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет: живая – я её умертвлю, скажет: мёртвая – выпущу. «Мудрец подумал и ответил: «Всё в твоих руках.»

В наших же учительских руках есть огромная возможность создать в классе такой процесс обучения, при котором каждый ребёнок не просто усваивал бы поток информации, полученный от учителя, а научился самостоятельно хотеть учиться, находить правильные решения поставленных проблемных задач.
Истина там, где есть вопрос, либо проблема.
Цель, которую я ставлю перед собой на уроке: заинтересовать детей, удивить, разобраться, дойти до истины.
Это составные компоненты проблемного обучения.
На традиционном уроке ребята слушают учителя, следят за его мыслью, запоминают готовое определение. Такая учебная деятельность – “пришел, услышал, заучил” – называется репродуктивной. А при построении проблемной ситуации идёт творческое усвоение знаний.

Для создания проблемной ситуации на уроках с использую следующие приёмы:
1. Приём: «Найди верное решение».
Цель: создать проблемную ситуацию, и направить учащихся на её решение, организуя поиск.

На доске 2 примера. (Слайд)
6+2 х 3=12 6+2 х 3 =24
- Вы чем-нибудь удивлены? Почему?
- Но если отличаются правые части, то…(различаются и левые части)
- Над каким вопросом подумаем?
- Ну и чем же отличаются левые части? Есть идеи?
- Какой порядок действий в первом примере? А во втором?
- В каком примере мы действовали по правилам?
- А во втором мы нарушили правило!
- Как же нам догадаться, что здесь сначала сложение?
- Молодцы! Есть такой знак! (дописываю скобки во второй пример.)
- Он называется «скобки». Так что же обозначают скобки?
(скобки обозначают действие, которое выполняется в первую очередь.)
Участники мастер - класса отвечают на поставленные вопросы.
6+ (2 х 3) =24

Данный приём помогает мне заинтересовать детей, заставить думать, опираясь на ранее полученные знания.

2. Приём «Лови верное решение».
Цель: научить сравнивать, видеть различие, уметь аргументировать правильное решение.
Дана задача. (Слайд)
Золушка разложила в 4 корзинки по 3 орешка. Сколько всего орешков разложила Золушка?
На доске записано 2 примера:
4 х 3 =12
3 х 4 = 12
- Вы удивлены. Почему? (Правые части равны, левые тоже, т. к. пользуясь переместительным свойством мы знаем, что 4 х 3 = 3 х 4)
- Какие есть идеи? (Ответы зала)
(Второй пример верен, т. к. по 3 орешка взяли 4 раза.)
- А какую задачу вы можете составить, чтобы её решением был первый пример?
(Участники мастер - класса отвечают на поставленные вопросы.)
- Данный приём учит рассуждать над поставленной проблемной задачей, находить верное решение и доказывать свой выбор.

3. Приём «Услышь ошибку».
Цель: Формировать умения учащихся на слух находить несоответствия в вопросах по изученным темам.

Учитель читает текст.
В дельфинарии самой большой рыбой был кит. (Млекопитающее, легкие)
На нос бабе Бабарихе приземлился на все свои 4 ноги рассерженный комар. (6 лап)
В зоопарке мы видели льва, он дышал жабрами. (Лёгкие)
(Участники мастер - класса отвечают на поставленные вопросы)
- Данный приём активизирует внимание учащихся, позволяет проверить знания.

4. Приём «Найди лишнее».
Цель: формировать у учащихся умения классифицировать учебный материал, данный с избыточными данными.

На слайде показаны картинки с дикими животными и собакой. (Слайд)
- Какая проблема?
- Все ли эти животные дикие?
(Участники мастер - класса отвечают на поставленный вопрос.)

Если на традиционном уроке мы бы просто перечислили представителей дикой природы, то с точки зрения проблемного подхода, ребята должны доказать, какие животные относятся к диким и почему собака к ним не относится.
Данные приёмы: «Найди верное решение», «Лови верное решение»,
«Найди лишнее», «Услышь ошибку» я применяю при фронтальной работе.

Трудность управления проблемным обучением состоит в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, вот именно поэтому я и использую индивидуальный подход.

Каждая новая проблема не всегда вызывает интерес у учащихся. В таком случае нужна задача, которая на первый взгляд, кажется, простой, а на деле требует нестандартного подхода, который создаёт проблему.
При поиске этой проблемы ученик сталкивается с её исследованием и обобщением. Такую работу можно осуществлять через организацию групповой формы деятельности.

Рефлексия.
- Эффективными ли, на ваш взгляд, являются использованные приемы работы?
- Комфортно ли вам было на занятии? Чем это вы объясняете?
- Хотелось бы пожелать…

То, что я хочу познать - это яблоня, что я познаю – это ветвь яблони, то, что я передам ученику – это яблоко, то, что он возьмет от меня это семечко. Но из семечка может вырасти яблоня!».

Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС ) - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности .

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?

Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока:

1. Определение темы учебного материала.

2. Определение дидактической цели темы.

3. Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.

4. Продумывание структуры урока.

5. Обеспеченность урока (таблица).

6. Отбор содержания учебного материала.

7. Выбор методов обучения.

8. Выбор форм организации педагогической деятельности

9. Оценка знаний, умений и навыков.

10. Рефлексия урока.

Карта обеспеченности урока

Раздел (учебный элемент)

Материально-техническое оснащение (количество бумажных источников и компьютеров с необходимым программным обеспечением)

Учитель

Ученики

Время

Используемые бумажные источники

Используемые электронные ресурсы

При отборе электронно-образовательных ресурсов (далее - ЭОР ) к уроку необходимо строго следовать следующим критериям:
соответствие ЭОР:

· целям и задачам урока;

· основным требованиям к ЭОР (обеспечение всех компонентов образовательного процесса, интерактивность, возможность удаленного (дистанционного) обучения);

· научно-педагогическим требованиям к ЭОР*;

· эргономическим требованиям;

Научность и достоверность предоставленной информации.

Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте. Она имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура:

1. Организационный момент: тема; цель; образовательные, развивающие, воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты: знания, умения, навыки; личностно формирующая направленность урока.

2. Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).

3. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.

4. Сообщение нового материала.

5. Решение учебной задачи.

6. Усвоение новых знаний.

7. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль с тестом).

8. Закрепление изученного материала.

9. Обобщение и систематизация знаний.

10. Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).

11. Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.

12. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.


Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции , обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс , обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.

Структура технологической карты включает:

· название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;

· цель освоения учебного содержания;

· планируемые результаты (личностные, предметные, метапредмет-ные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);

· метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);

· основные понятия темы;

· технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);

· контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.


Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Технологическая карта позволит учителю:

· реализовать планируемые результаты ФГОС;

· системно формировать у учащихся УУД;

· осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

· определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);

· проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

· освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобож

· дает учителя от непродуктивной рутинной работы);

· определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

· на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;

· выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;

· решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);

· соотнести результат с целью обучения после создания продукта -набора технологических карт;

· обеспечить повышение качества образования.

Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, т. к.:

· учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;

· используются эффективные методы работы с информацией;

· организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;

· обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.


Примеры шаблонов технологических карт приведены в приложении .

Цель - один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств.
Цель обычно начинается со слов "Определение", "Формирование", "Знакомство" и пр. В формировании цели урока следует избегать глагольных форм.
Задача - данная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определенной процедуре.Формулировка задач должна начинаться с глаголов - "повторить", "проверить", "объяснить", "научить", "сформировать", "воспитывать" и пр.
Понятие "технологическая карта" пришло в образование из промышленности. Технологическая карта -технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определенного вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.
Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором дано описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.

Приложение

Шаблон можно скачать из электронной системы "Образование"

ШАБЛОНЫ технологических карт урока

Ф. И. О. педагога: .................................
Предмет: ..............................................
Класс: ..................................................
Тип урока: ............................................


Технологическая карта с дидактической структурой урока

Дидактическая структура урока*

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Изучение нового материала

Закрепление нового материала

Пояснительная записка

Программа по технологии разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта к общим целям изучения курса. В качестве концептуальных основ данного учебного предмета использованы системно-деятельностный, здоровьесберегающий, гуманно-личностный, культурологический подходы.

Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.

Задачи изучения дисциплины:

$1· формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;

$1· формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;

$1· расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;

$1· расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;

$1· развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;

$1· развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);

$1· развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;

$1· развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

$1· формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;

$1· формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;

$1· духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.

Отбор содержания курса определяется рядом принципов.

Согласно принципу гуманитаризации и культуросообразности содержание получаемого образования не ограничивается практико-технологической подготовкой, а предполагает освоение на доступном уровне нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре. В процессе изучения программного содержания учащиеся знакомятся с традициями в развитии предметного мира, изучают традиционные ремесла и приемы работы. В результате мир вещей выступает для них как источник историко-культурной информации, а мастерство как выражение духовной культуры человека; освоение приемов и способов преобразовательной практической деятельности приобретает значение приобщения к человеческой культуре. Кроме того, они получают необходимые элементарные знания из области дизайна (о правилах создания предметов рукотворного мира, его взаимосвязях с миром природы) и учатся их использовать в собственной деятельности.

Принцип интеграции и комплексности содержания предполагает органичное включение нового материала в изучение последующего содержания и решение творческих задач; кроме того, согласно данному принципу в содержании изучаемого материала учитывается личный опыт учащихся, направленность предметного содержания на комплексное развитие всех структур личности и установление межпредметных связей с курсами других учебных дисциплин, что обеспечивает углубление общеобразовательной подготовки учащихся.

Предлагаемый учебный курс интегрирует в себе как рационально-логические, так и эмоционально-оценочные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:

Окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций);

Математика (моделирование - преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр., выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);

Изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна);

Родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности: описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);

Литературное чтение (работа с текстовой информацией, восприятие и анализ литературного ряда в целостном процессе создания выразительного образа изделия).

Принцип вариативности содержания предусматривает возможность дифференциации изучаемого материала с целью индивидуального подхода и разноуровневого освоения программы; этот принцип реализуется за счет выделения в содержании изучаемых тем основной (инвариантной) составляющей и вариативной (дополнительной) части;

Инвариантная часть содержания обеспечивает освоение предметных знаний и умений на уровне обязательных требований на момент окончания начальной школы; вариативная часть включает задания, дифференцированные по уровню сложности и объему, материал на расширение и углубление знаний по теме, задания на реализацию индивидуальных интересов, на применение полученных знаний в новых ситуациях, для решения нестандартных практических задач.

Принцип концентричности и спиралевидности предполагает, что продвижение учащихся в освоении предметного, культурологического и духовно-эстетического содержания курса происходит последовательно от одного блока к другому, но в то же время оно не является строго линейным. Изучение наиболее важных вопросов, с целью достижения необходимой глубины их понимания, строится таким образом, чтобы школьники могли осваивать их постепенно, обращаясь к тем или иным темам на разных ступенях единого курса.

В соответствии с принципом целостности развития личности в ходе освоения учебного предмета предполагается целенаправленное стимулирование интеллектуальной, эмоционально-эстетической, духовно-нравственной, психофизиологической сфер личности, что обеспечивается побором содержания материала и организацией деятельности учащихся по его усвоению.

Умственное развитие на уроках технологии обусловлено тем, что в основе развития обобщений и абстрактного мышления лежит отнюдь не вербальная, а непосредственная практическая деятельность человека, соединенная с умственной деятельностью, что особенно актуально в младшем школьном возрасте. В соответствии с этим для успешного формирования новых умственных действий в процесс обучения включаются необходимые внешние, материальные действия. Они дают возможность невидимые внутренние связи сделать видимыми, показать их содержание учащимся, сделать понятными.

Эмоционально-эстетическое развитие связано с тем, что учащиеся так или иначе проявляют соответствующее отношение к объектам, условиям, процессу и результатам труда. Выполнение заданий на уроках художественного конструирования предполагает учет основ композиции, средств ее гармонизации, правил художественной комбинаторики, особенностей художественного стиля. Поскольку содержание работы школьников строится с учетом определенных художественно-конструкторских правил (законов дизайна), на уроках создаются благоприятные условия для формирования представлений о наиболее гармоничных вещах и среде в целом, для выработки эстетического восприятия и оценки, художественного вкуса.

Духовно-нравственное развитие учащихся в курсе технологии обусловлено направленностью его содержания на освоение проблемы гармоничной среды обитания человека, конструируемой с учетом культурных традиций и правил современного дизайна. Школьники получают устойчивые и систематические представления о достойном человека образе жизни в гармонии с окружающим миром.

Развитию духовности и нравственных принципов способствует активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для художника-конструктора. Мир вещей возникает из мира природы и существует рядом с ней, и данная программа побуждает детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования.

На уроках технологии школьники знакомятся также с народными ремеслами, изучают народные традиции, которые сами по себе имеют огромный нравственный смысл. Они получают знания о том, как в обычных утилитарных предметах повседневного быта в культуре любого народа отражались глубокие и мудрые представления об устройстве мироздания; как гармонична была связь всего уклада жизни человека с жизнью природы; каким высоконравственным было отношение к природе, вещам и пр.

Все эти вопросы ученики осваивают не на уровне вербальных положений или абстрактных идей, а пропуская их через собственный опыт и продуктивную творческую деятельность.

Психофизиологическое развитие на уроках технологии обеспечивается тем, что работа учащихся сочетает в себе умственные и физические действия. Выполнение практических заданий связано с определенной мускульной работой, в результате которой активизируются обменные процессы в организме, а вместе с ними – рост клеток и развитие мускулов. Предусмотренная в содержании курса система практических операций способствует ускорению формирования узла связи предплечья и кисти, развитию координации движений руки и гармонизации физического и общего психофизиологического развития учащихся.

При составлении программы также учтены принципы классической дидактики (прежде всего научности , доступности , систематичности , последовательности ).

Общая характеристика учебного предмета

В системе общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы курс технологии играет особую роль в силу своей специфики. Особенность уроков технологии состоит в том, что в них понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты познавательной деятельности занимают равноправное положение. В связи с этим данный учебный предмет, построенный на основе интеграции интеллектуальной и практической деятельности, составляет ощутимый противовес тотальному вербализму в обучении, который захлестнул современную школу и наносит колоссальный ущерб здоровью детей.

Отбор содержания и построение учебной дисциплины определяются возрастными особенностями развития младших школьников, в том числе функционально-физиологическими и интеллектуальными возможностями, спецификой их эмоционально-волевой сферы, коммуникативной практики, особенностями жизненного, сенсорного опыта и необходимостью их дальнейшего развития.

Учебный материал каждого года имеет системную блочно-тематическую структуру, предполагающую постепенное продвижение учащихся в освоении выделенных тем, разделов одновременно по таким направлениям, как: практико-технологическая (предметная) подготовка, формирование метапредметных умений и целостное развитие личности.

Содержательные акцентыпрограммы сделаны на вопросах освоения предметного мира как отражения общей человеческой культуры (исторической, социальной, индивидуальной) и ознакомления школьников с законами и правилами его создания на основе доступных им правил дизайна. Дизайн соединяет в себе как инженерно-конструкторский (т.е. преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный), что позволяет осуществить в содержании курса более гармоничную интеграцию различных видов учебно-познавательной и творческой деятельности учащихся.

Методической основой организации деятельности школьников на уроке является система репродуктивных, проблемных и поисково-творческих методов. Проектно-творческая деятельность при дизайнерском подходе к программному материалу составляет суть учебной работы и является неотделимой от изучаемого содержания. В соответствии с этим программа органично вписывает творческие задания проектного характера в систематическое освоение содержания курса. Помимо этого в учебниках 2-4 классов предусмотрены специальные темы итоговых проектов, однако данное направление работы не ограничено их локальным выполнением; программа ориентируется на системную проектно-творческую деятельность учащихся; основные акценты смещаются с изготовления поделок и овладения отдельными приемами работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования материалов и технологий.

Таким образом, программа и созданный на ее основе авторский учебно-методический комплект позволяют учителю избежать вербального подхода в освоении курса технологии и направить главное внимание и силы учащихся на реальное развитие творческого созидательного потенциала личности.

В целом курс технологии в начальных классах представлен как система формирования предметных и надпредметных знаний, умений и качеств личности учащихся, основанная на творческой предметно-преобразовательной деятельности. Программа курса обеспечивает результаты, необходимые для дальнейшего обучения в среднем звене школы, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.

Место учебного предмета в системе начального общего образования

Согласно учебному плану начального общего образования, определенному ФГОС, на изучение учебного предмета «Технология» отводится не менее 1 часа в неделю во всех классах начальной школы.

Ценностные ориентиры, формируемые в учебном предмете

Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы, являются:

– формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;

– формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;

– воспитание ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;

– формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности;

– воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации;

– воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.

Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений.

Результаты освоения программы

Личностные

У учащихся будут сформированы:

$1· положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;

$1· осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;

$1· уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;

$1· понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;

$1· представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;

$1· понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;

$1· чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания;

Могут быть сформированы:

$1· устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;

$1· установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;

$1· привычка к организованности, порядку, аккуратности;

$1· адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;

$1· чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов;

Предметные

Учащиеся научатся:

$1· использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);

$1· правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;

$1· на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;

$1· отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия;

$1· работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;

$1· изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;

$1· решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;

$1· понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности;

Учащиеся получат возможность научиться :

$1· определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;

$1· творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;

$1· понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);

$1· понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).

Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся:

$1· самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;

$1· планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;

$1· следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;

$1· руководствоваться правилами при выполнении работы;

$1· устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получение необходимых результатов;

$1· осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;

$1· самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;

$1· прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;

Познавательные

Учащиеся научатся:

$1· находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;

$1· анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;

$1· анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;

$1· выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;

$1· использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями;

Учащиеся получат возможность научиться:

$1· осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);

$1· самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;

$1· создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;

$1· понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности;

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

$1· организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;

$1· формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;

$1· выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;

$1· в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;

$1· проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;

Учащиеся получат возможность научиться:

$1· самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.

1 класс (33 часа)

Узнаём, как работают мастера (1 час)

Что изучают на уроках технологии. Материалы и инструменты для уроков технологии. Правила поведения и организации работы на уроках технологи.

Учимся работать с разными материалами (12 часов)

Лепка из пластилина. Инструменты и приспособления для работы с пластилином, подготовка пластилина к работе, приемы обработки пластилина. Изготовление простых форм из пластилина: лепка по образцу, по памяти и по представлению.

Работа с бумагой. Простые приемы обработки бумаги: сгибание, складывание, разрезание. Правила техники безопасности при работе с ножницами. Изготовление простых форм из бумаги способом складывания. Работа со схемой, графической инструкцией. Изготовление квадрата из прямоугольной полосы.

Особенности работы с природными материалами. Аппликация из засушенных листьев.

Работа с яичной скорлупкой. Создание образа по ассоциации с исходной формой.

Фольга как поделочный материал. Лепка из фольги.

Поднимаемся по ступенькам мастерства (12 часов)

Шаблон, его назначение; разметка деталей по шаблону. Приемы рациональной разметки. Разметка форм по линейке и сгибанием (комбинированный способ). Новые приемы работы с пластилином. Создание форм и образов разными способами: из отдельных частей и из целого куска пластилина. Крепированная бумага как поделочный материал; приемы обработки крепированной бумаги для создания различных форм.

Новые приемы обработки бумаги; сгибание картона и плотной бумаги, обработка сгибов. Простые приемы работы с нитками и иглой. Изготовление кисточки, рамки из ниток; пришивание пуговиц. Отмеривание ниток для изготовления кисточки и для шитья. Завязывание узелка. Правила безопасной работы с иглой.

Поролон как поделочный материал; особенности разметки деталей на поролоне, обработка поролона. Использование вторичных материалов для поделок.

Конструируем и решаем задачи (8 часов).

Конструирование на плоскости по образцу, по модели и заданным условиям. Аппликации из геометрических и других фигур. Конструирование объемных форм путем простых пластических трансформаций бумажного листа. Создание художественного образа на основе воображения и творческого использования материалов. Декоративно-художественные аппликации.

Работа с набором «Конструктор». Основные детали и способы сборки конструкций из набора «Конструктор» (любого вида). Анализ устройства образца, отбор необходимых деталей, воссоздание конструкции по образцу.

1 класс

Учащиеся должны знать:

$1· основные требования культуры и безопасности труда:

О необходимости своевременной подготовки и уборки рабочего места, поддержания порядка на рабочем месте в течение урока;

Правила безопасной работы с ножницами и иглой;

Приемы разметки деталей на бумаге различными способами (сгибанием, по шаблону, на глаз, от руки);

Правила рациональной разметки (разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке);

Правила аккуратной работы с клеем;

$1· названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, шаблон, стека, гладилка, дощечка для лепки);

$1· наименования отдельных материалов (бумага, картон, фольга, пластилин, природные материалы и пр.) и способы их обработки (сгибание, обрывание, сминание, разрезание, лепка и пр.);

$1· наименования основных технологических операций (разметка, заготовка, сборка) и приёмов обработки материалов в художественно-конструкторской деятельности (разрезание, вырезание, выкраивание, наклеивание, обрывание, сгибание, вытягивание, сплющивание и пр.);

$1· названия отдельных техник, используемых в художественно-конструкторской деятельности (аппликация, лепка);

$1· назначение простейшей графической инструкции и организацию работы в соответствии с ней.

Учащиеся должны уметь:

$1· подготавливать рабочее место и поддерживать на нем порядок в течение урока;

$1· соблюдать культуру труда и технику безопасности при работе над изделиями;

$1· выполнять разметку сгибанием, по шаблону, на глаз и от руки;

$1· использовать правила и приемы рациональной разметки;

$1· аккуратно и ровно сгибать плотную бумагу и картон, пользоваться гладилкой;

$1· аккуратно вырезать детали из бумаги по прямолинейному и криволинейному контуру;

$1· аккуратно и точно выкраивать детали из бумаги способом обрывания;

$1· аккуратно, равномерно наносить клей и приклеивать детали из бумаги;

$1· аккуратно наклеивать засушенные листья и цветы на плотную бумагу;

$1· изготавливать простые формы и конструкции из пластилина, пользоваться стекой;

$1· пришивать пуговицы;

$1· выполнять комбинированные работы из разных материалов;

$1· воспринимать инструкцию (устную или графическую) и действовать в соответствии с инструкцией;

$1· внимательно рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы и использовать адекватные способы работы по их воссозданию;

$1· выполнять работу по изготовлению изделий на основе анализа несложного образца.

Учащиеся могут знать:

$1· свойства отдельных материалов и зависимость выбора поделочного материала для работы от его свойств;

$1· происхождение отдельных поделочных материалов и способы их приготовления для работы;

$1· разные виды деталей из набора «Конструктор», способы сборки изделий из разнообразных наборов.

Учащиеся могут уметь:

$1· самостоятельно подбирать материалы для поделок, выбирать и использовать наиболее подходящие приемы практической работы, соответствующие заданию;

$1· устанавливать несложные логические взаимосвязи в форме и расположении отдельных деталей конструкции и находить адекватные способы работы по ее созданию;

$1· на основе образца или модели анализировать несложные закономерности, в соответствии с которыми создана или изменяется конструкция, и находить адекватные способы работы по ее созданию;

$1· мысленно трансформировать несложные формы и комбинировать из них новые конструкции в соответствии с условиями задания;

$1· создавать в воображении несложный художественный замысел, соответствующий поставленной задаче, и находить адекватные способы его практического воплощения;

$1· пользоваться схемами, графическими инструкциями, справочной литературой;

$1· устанавливать сотрудничество и выполнять совместную работу;

$1· осуществлять элементарный самостоятельный уход за своими вещами (в школе и в условиях домашнего быта).

2 класс (34 часа)

Новые приемы работы и средства выразительности в изделиях (8 часов).

Свойства материалов, их изменение и использование в работе над изделиями. Изготовление квадрата. Оригами. Композиция. Общее понятие о композиции. Ошибки при составлении композиции.

Простые симметричные формы. Разметка и вырезание симметричных форм. Симметрия и асимметрия в композиции.Использование симметриии асимметрии в изделии.

Особенности свойств природных материалов и их использование в различных изделиях для создания образа. Приемы работы с различными природными материалами. Композиция из засушенных растений. Создание изделий из природных материалов на ассоциативно-образной основе («Превращения»; «Лесная скульптура»).

Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Конструирование и оформление изделий для праздника (9 часов).

Привила и приемы разметки прямоугольника от двух прямых углов. Упражнения. Что такое развертка объемного изделия. Получение и построение прямоугольной развертки. упражнения в построении прямоугольных разверток. Решение задач на мысленную трансформацию форм, расчетно-измерительных и вычислительных. Использование особенностей конструкции и оформления в изделиях для решения художественно-конструкторских задач. Изготовление изделий для встречи Нового года и Рождества (поздравительная открытка, коробочка, упаковка для подарка, фонарик, ёлочка).

Изделия по мотивам народных образцов (4 часа).

Особенности изготовления и использования вещей в отдельных сферах народного быта; отражение культурных традиций в бытовых изделиях. Весеннее печенье «Тетерки». Раньше из соломки – теперь из ниток. Народная глиняная игрушка. Птица-солнце из дерева и щепы. Изготовление изделий из различных материалов на основе правил и канонов народной культуры.

Обработка ткани. Изделия из ткани (7 часов).

Разметка деталей на ткани по шаблону. Вырезание деталей из ткани. Полотняное переплетение нитей в тканях. Разметка способом продергивания нити. Выполнение бахромы. Шов «вперед иголку», вышивка швом «вперед иголку». Изготовление изделий из ткани с использованием освоенных способов работы (дорожная и декоративная игольницы, салфетка).

Декоративно-прикладные изделия различного назначения (6 часов).

Конструирование игрушек из шаровидных форм (клубков, помпонов). Способы соединения деталей; отделка изделий. Мозаика. Использование мозаики в украшении зданий; материалы для мозаики. Особенности мозаики как художественной техники. Основные правила изготовления мозаики. Технология изготовления барельефа. Сюжеты для барельефов. Переработка форм природы и окружающего мира в декоративно-художественные формы в барельефе. Изготовление декоративной пластины в технике барельефа. Декоративная ваза. Связь формы, размера, отделки вазы с букетом. Различные способы изготовления и отделки изделия. Лепка вазы из пластилина и декорирование (барельеф, мозаика, роспись).

Декоративная книжка-календарь. Связь образа и конструкции книжки с назначением изделия. Изготовление записной книжки. Разметка, изготовление деталей и сборка изделия с использованием освоенных способов и приемов работы.

Основные требования к уровню подготовки учащихся

2 класс

Учащиеся должны знать:

$1· простейшие виды технической документации (чертеж, эскиз, рисунок, схема);

$1· способ использования линейки как чертежно-измерительного инструмента для выполнения построений и разметки деталей на плоскости;

$1· способ построения прямоугольника от двух прямых углов с помощью линейки;

$1· что такое развертка объемного изделия (общее представление), способ получения развертки;

$1· условные обозначения, используемые в технических рисунках, чертежах и эскизах разверток;

$1· способы разметки и вырезания симметричной формы из бумаги (по половине и ¼ формы);

$1· что такое композиция (общее представление), об использовании композиции в изделии для передачи замысла;

$1· что такое барельеф, технику выполнения барельефа;

$1· как выглядит полотняное переплетение нитей в ткани;

$1· что разметку деталей на ткани можно выполнять по шаблону и способом продергивания нити;

$1· как сделать бахрому по краю прямоугольного изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;

$1· швы «вперед иголку» и «через край», способы их выполнения;

$1· о технологических и декоративно-художественных различиях аппликации и мозаики, способах их выполнения;

$1· о символическом значении народной глиняной игрушки, ее основных образах;

Учащиеся должны уметь:

$1· правильно использовать линейку как чертежно-измерительный инструмент для выполнения построений на плоскости;

$1· с помощью линейки строить прямоугольник от двух прямых углов;

$1· выполнять несложные расчеты размеров деталей изделия, ориентируясь на образец или технический рисунок;

$1· чертить простые прямоугольные развертки (без соблюдения условных обозначений);

$1· выполнять разметку квадрата на прямоугольном листе бумаги способом сгибания;

$1· выполнять разметку по предмету;

$1· выполнять изображения в технике барельефа;

$1· лепить круглую скульптуру из целого куска, пользоваться специальной палочкой и стекой;

$1· изготавливать несложные фигуры из бумаги в технике оригами;

$1· создавать простые фронтальные и объемные композиции из различных материалов;

$1· выполнять разметку на ткани способом продергивания нитей;

$1· выполнять разметку на ткани по шаблону; выкраивать из ткани детали простой формы;

$1· выполнять бахрому по краю изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;

$1· выполнять швы «вперед иголку» и «через край»;

$1· выполнять несложные изображения в технике мозаики (из бумаги и природных материалов);

$1· анализировать конструкцию изделия и выполнять работу по образцу;

$1· придумать и выполнить несложное оформление изделия в соответствии с его назначением.

Учащиеся могут знать:

$1· что поделочные материалы (бумага, ткань, пластилин) могут менять свои конструктивные и декоративные свойства в результате соответствующей обработки (намачивания, сминания, разогревания и пр.);

$1· что вещи должны подходить к окружающей обстановке и к характеру и облику своего хозяина;

$1· что в разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид;

$1· что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;

$1· о символическом значении образов и узоров в некоторых произведениях народного искусства;

$1· что такое симметрия (асимметрия) и ритм в форме предметов, в композиции изделий и каков их конструктивный и эстетический смысл;

$1· что такое проектная деятельность, требования к выполнению и защите проектов.

Учащиеся могут уметь:

$1· планировать предстоящую практическую работу, выстраивать технологическую последовательность изготовления простых изделий по образцу или собственному замыслу;

$1· выполнять несложные эскизы разверток изделий с использованием условных обозначений;

$1· вносить несложные изменения и дополнения в конструкцию и оформление изделия в соответствии с поставленными условиями;

$1· создавать творческие фронтальные и объемные композиции по собственному замыслу в соответствии с художественно-конструкторской задачей; подбирать материалы и способы их обработки;

$1· расписывать изделия из пластилина красками (гуашью);

$1· выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного материала на основе полученных знаний и умений.

3 класс (34 часа)

Формы и образы природы – образец для мастера (10часов).

Рукотворный мир – мир «второй природы». Компьютерные технологии на службе человека, возможности их использования в создании рукотворного мира.

Образы природы в изделиях мастеров. Передача наиболее характерных деталей в условных формах оригами. Новые приемы изготовления изделий из бумаги способом складывания. Силуэт: красота линий и форм. Особенности силуэтных изображений, их разновидности и способы вырезания из бумаги. Выразительность силуэтных изображений. Изготовление узоров-силуэтов в квадрате и в полосе. Переработка образов природы при изготовлении бытовых вещей: в посуде, изделиях из бисера и пр. Технология изготовления декоративных изделий из бисера.

Характер и настроение вещи (9 часов).

Зависимость выбора формы, цвета, деталей отделки в изделии от его назначения. Конструирование изделий определенного назначения (передача «характера и настроения» в вещах): пригласительных билетов и поздравительных открыток, настольных карточек, упаковок для подарков, елочных украшений.

Новые приемы построения форм и разметки деталей изделия. Разметка на листе неправильной формы с помощью угольника. Бумажная пластика. Конструирование объемных изделий из бумаги. Приемы работы с циркулем. Разметка деталей, построение форм с помощью циркуля. Конструирование и изготовление изделий с использованием циркуля.

Красота и уют нашего дома. Гармония стиля (9 часов).

Общее понятие о стилевой гармонии в комплектах вещей. Конструирование и изготовление вещей с учетом требований стилевой гармонии; новые приемы обработки ткани. Изготовление простейшей выкройки из бумаги. Разметка и раскрой парных деталей. Синтепон; разметка деталей на синтепоне. Сборка и отделка изделий из ткани.

Стилевые особенности записных книжек разного назначения. Конструирование записной книжки в мягкой обложке.

От мира природы – к миру вещей (6 часов).

Чудесный материал – соломка. Конструирование изделий из соломки. Использование человеком конструктивных особенностей природных объектов в рукотворных изделиях. Неподвижные и подвижные соединения и их использование в конструкциях. Конструирование изделий с неподвижными и подвижными соединениями деталей.

Основные требования к уровню подготовки учащихся

3 класс

Учащиеся должны знать:

$1· о предметном мире как основной среде обитания современного человека;

$1· о ценности и значении изучения объектов природы для создания гармоничного предметного мира (человек многое заимствует у природы в формах, устройстве изделий);

$1· общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство в использовании, эстетическая выразительность;

$1· наиболее распространенные виды соединения деталей в изделиях (неподвижное и подвижное), способы создания некоторых разновидностей неподвижных и подвижных соединений в конструкциях из различных материалов;

$1· правила безопасной работы с циркулем, шилом и канцелярским ножом;

$1· о выполнении построения и разметке деталей соответствующих форм (круг, равносторонний треугольник, вписанный в круг) с помощью циркуля;

$1· о построении прямоугольных фигур на листе неправильной формы с помощью угольника;

$1· о персональном компьютере как техническом средстве и возможностях его использования для решения простых художественно-конструкторских задач;

$1· об особенностях силуэтных изображений, их художественной выразительности и способах вырезания силуэтов различных видов из бумаги;

Учащиеся должны уметь:

$1· оценивать целесообразность конструкции и внешнего вида изделия с точки зрения его утилитарной функции;

$1· решать простые задачи конструктивного характера, связанные с изменением вида и способов соединения деталей (доконструирование или частичное переконструирование изделия) в соответствии с новыми требованиями и условиями использования изделия;

$1· выполнять построение и разметку фигур с помощью циркуля;

$1· выполнять построение прямоугольника на листе неправильной формы с помощью угольника и линейки;

$1· соблюдать безопасные приемы работы с новыми инструментами – циркулем и канцелярским ножом, правильно их использовать;

$1· соблюдать безопасные приемы работы на компьютере;

$1· выполнять шов «назад иголку» и использовать его при изготовлении изделий;

$1· изготавливать изделия из бисера по простым схемам; целенаправленно вносить изменения в схемы в соответствии с простыми задачами конструктивного и декоративного плана;

$1· изготавливать изделия из различных пластических материалов;

$1· использовать комбинированные техники при изготовлении изделий в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.

Учащиеся могут знать:

$1· о первичности мира природы по отношению к искусственно созданному миру вещей;

$1· о бионике как науке, использующей для решения технико-технологических задач «конструктивные изобретения» природы;

$1· об отдельных законах механики, используемых при конструировании предметной среды (на уровне общих представлений);

$1· о необходимости изменения и творческой переработки (стилизации) природных форм в бытовых вещах в соответствии с их функцией, о приемах стилизации природных форм в вещах;

$1· о том, что вычурность в конструкции и отделке вещи сужает область ее применения; универсальные вещи отличаются строгостью и простотой.

Учащиеся могут уметь:

$1· осознанно подбирать материалы для изделий на основе полученных представлений об их конструктивных и декоративно-художественных свойствах и в соответствии с поставленной задачей;

$1· придумывать и изготавливать несложные комплекты изделий по принципу стилевой гармонии;

$1· выполнять стебельчатый шов и использовать его при изготовлении изделий;

$1· конструировать простые изделия (или дорабатывать конструкции) с учетом некоторых требований и законов механики.

4 класс (34 часа)

Из глубины веков – до наших дней (8 часов).

Керамика в культуре народов мира. Особенности керамической посуды у разных народов; отражение в посуде образа жизни и обычаев; форма и роспись сосудов. Архитектурная керамика; изразец.

Плетение из лозы, бересты, щепы; имитация этих материалов в плетении из бумажных полос.

Украшения в культуре народов мира. Использование древних традиций в современных изделиях. Изготовление изделий на основе народных традиций.

Традиции мастеров в изделиях для праздника (8 часов).

Гофрированная подвеска из бумаги. Традиционные приемы выполнения складок и конструирования изделий. Раскладная открытка; особенности конструкции раскладных открыток, композиция изделий. Упаковка для подарка; связь упаковки с подарком, зависимость конструкции и отделки от назначения упаковки. Карнавал. Традиции разных народов в организации карнавалов, их культурно-исторический и современный смысл. Праздничный пряник. Традиционное праздничное угощение в народной культуре. Творческое использование традиционных канонов в современной жизни.

Декоративная рамка для фото. Зависимость формы, декора рамки от особенностей обрамляемой фотографии или картины. Приемы изготовления декоративной рамки в технике барельефа. Изготовление праздничных сувениров и подарков к Новому году и Рождеству.

Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие (11 часов)

Вязание крючком; материалы, инструменты, технология вязания. Изготовление простых изделий. Петельный шов; технология выполнения петельного шва, его функциональное и декоративное назначение. Изготовление изделий с использованием петельного шва; декоративные кармашки. Жесткий переплет, его составные части и назначение. Технология выполнения простых переплетных работ. Обложка для проездного билета. Ремонт книги. Изготовление подарков, сувениров с использованием освоенных технологий.

В каждом деле – свои секреты (7 часов).

Соломенных дел мастера; декоративно-художественные свойства соломки. Обработка и использование соломки как поделочного материала в различных видах изделий. Отражение культурно-исторических традиций в изделиях из соломки. Замена соломки другими волокнистыми материалами. Игрушки из соломки и ниток. Аппликация из соломки.

Металл в руках мастера. Ремесла, связанные с обработкой металла; чеканка. Тиснение по фольге как упрощенный аналог чеканки по металлу. Подготовка материалов и инструментов, способы работы. Изготовление декоративной пластины способом тиснения по фольге.

Секреты бумажного листа. Технологии и культурные традиции в искусстве оригами. Новые виды складок и приемы работы.

Традиционные ремесла как отражение особенностей национальной культуры народов мира.

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

Для полноценной реализации курса технологии в начальном общем образовании и достижения планируемых результатов необходима соответствующая материальная база. При этом данная программа разработана с учетом значительного разнообразия реальных условий, в которых существует современная отечественная начальная школа, и предполагает, что ее содержание может быть реализовано при минимальных затратах на материальные ресурсы.

Для работы каждому ребенку необходимы:

следующие материалы: наборы цветной бумаги для аппликации, картон, ткань, пластилин, швейные нитки, нитки для вышивания, пряжа для вязания, природные и утилизированные материалы, гуашь;

и инструменты: ножницы (школьные), подрезной нож, простые и цветные карандаши, линейка, угольник, циркуль, швейные и вышивальные иглы, кисти для клея и для красок, дощечка для лепки, подрезная доска.

Помимо перечисленных материалов и инструментов в необходимую материальную базу входят учебники, рабочие тетради на печатной основе и другие учебно-методические материалы, составляющие учебно-методический комплект по технологии.

Состав учебно-методического комплекта по технологии:

1 класс

Н.М. Конышева. Технология. 1 класс. Учебник. – Смоленск: Ассоциация XXI век;

Н.М. Конышева. Технология. 1 класс. Рабочие тетради №1 и №2. - Смоленск: Ассоциация XXI век;

Н.М. Конышева. Технология: Методические рекомендации к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. - Смоленск: Ассоциация XXI век;

Н.М. Конышева. Дидактические материалы и наглядные пособия для уроков технологии. 1 класс. - Смоленск: Ассоциация XXI век.

2 класс

Н.М. Конышева. Технология. 2 класс. Учебник. – Смоленск: Ассоциация XXI век;

Н.М. Конышева. Технология. 2 класс. Рабочие тетради №1 и №2. - Смоленск: Ассоциация XXI век;

Н.М. Конышева. Технология: Методические рекомендации к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений. - Смоленск: Ассоциация XXI век.

3 класс

Н.М. Конышева. Технология. 3 класс. Учебник. – Смоленск: Ассоциация XXI век;

Н.М. Конышева. Технология. 3 класс. Рабочие тетради №1 и №2. - Смоленск: Ассоциация XXI век;

Н.М. Конышева. Технология: Методические рекомендации к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений. - Смоленск: Ассоциация XXI век.

4 класс

Н.М. Конышева. Технология. 4 класс. Учебник. – Смоленск: Ассоциация XXI век;

Н.М. Конышева. Технология. 4 класс. Рабочие тетради №1 и №2. - Смоленск: Ассоциация XXI век;

Н.М. Конышева. Технология: Методические рекомендации к учебнику для 4 класса общеобразовательных учреждений. - Смоленск: Ассоциация XXI век.

Дополнительная литература для организации внеурочной работы и проектной деятельности учащихся

Н.М. Конышева. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя. - Смоленск: Ассоциация XXI век;

С.В. Петрушина. Вырезаем силуэты. - Смоленск: Ассоциация XXI век;

Н.М. Конышева. Дарим людям красоту и радость: Материалы для организации кружковой работы с учащимися 1-4 классов (планируется к изданию).

Одним из важных направлений разрешения этих проблем является разработка и внедрение новых педагогических технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовила Хазиева А.М.

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №8

г. Туймазы

Современные педагогические технологии

как средство реализации ФГОС НОО

Сегодня школа нацелена на достижение современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Конечно же - умением учиться. Прежде всего, у ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, навыки самостоятельной деятельности, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Об этом говорят федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения.

Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран. Но все же в учебном процессе сохраняются противоречия между фронтальными формами обучения и индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика; между необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения.

Одним из важных направлений разрешения этих проблем является разработка и внедрение новых педагогических технологий, основным признаком которых можно считать степень адаптивности всех элементов педагогической системы: целей, содержания, методов, средств, форм организации познавательной деятельности учащихся, прогнозов соответствия результатов обучения требованиям программы.

Так что же такое “технология”, в чём её отличие от методики?

Технология – греч. слово – означает “мастерство, искусство” и “закон науки” - это наука о мастерстве. Есть множество определений понятия «педагогическая технология».

Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Иначе говоря, технология – это зафиксированные последовательные действия, гарантирующие получение заданного результата. Она содержит алгоритм решения поставленных задач, в основе её использования положена идея полной управляемости обучением и воспроизводимости образовательных циклов.

В отличии от методики:

Технология не носит предметный характер, она может реализовываться на любом предмете вне зависимости от содержания. Технология может быть реализована любым педагогом.

Среди основных причин возникновения новых психолого-педагогических технологий можно выделить следующие:

  • Образовательные технологии легко вписываются в учебный процесс классно-урочной системы.
  • Позволяют достигать поставленных программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету.
  • Они обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода.
  • Они обеспечивают интеллектуальное развитие учащихся, их самостоятельность.
  • Образовательные технологии обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу.
  • Они проявляют особое внимание к индивидуальности человека, его личности.
  • Образовательные технологии ориентируются на развитие творческой деятельности.

Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающим. Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия, педагогическую среду, влияющую на разные аспекты и стороны развития личности.

В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивает личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности (воспроизведение оставшегося в памяти) в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Они классифицируются по организационным формам, по предметам, авторские, по подходам к ребёнку и т.д.

К их числу можно отнести:

  1. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:
  • Педагогика сотрудничества
  • Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили
  1. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
  • Игровые технологии
  • Проблемное обучение
  • Проектно-исследовательская технология
  1. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:
  • Технология уровневой дифференциации обучения
  • Групповые технологии
  • Информационно-компьютерные технологии
  1. Технология развивающего обучения:
  • Система развивающего обучения Л. В. Занкова
  • Общие основы технологий развивающего обучения
  1. Здоровьесберегающая технология

В сценарий урока могут включаться элементы различных современных образовательных технологий: (Таблица № 1)

Задача современного педагога: не преподносить ученику готовые знания на «блюдце с голубой каёмочкой», а организовывать самостоятельный познавательный процесс через технологию компетентностно-ориентированного обучения в урочной и внеурочной деятельности.

Огромную положительную роль в современной образовательной системе играет использование информационно-компьютерной технологии. Широкое применение информационных компьютерных технологий в школе существенно улучшает положительную динамику в обучении детей, их качественную составляющую. Конечно же, происходит это при условии грамотного использования компьютерной и мультимедийной техники.

В моей практике уже сформировались основные направления применения ИКТ: подготовка дидактического материала, участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах учителя и учеников; тестирование по предметам, проверка техники чтения; поиск и использование информации из Интернета для подготовки уроков, проектно-исследовательских работ, практических работ по окружающему миру, для внеклассной и воспитательной работы; виртуальные путешествия, тренажёры по предметам, тестирования; развивающие игры по предметам;

Применение различных технологий и информационно-компьютерной, в особенности, сопровождается обязательно в комплексе со здоровьесберегающей технологией (физминутки, гимнастики для глаз, слуха, упражнения на релаксацию, танцевально-ритмические паузы под музыку, оздоровительные игры на переменах, рефлексии), так как формирование ответственного отношения к здоровью подрастающего поколения – важнейшее и необходимое условие успешности современного человека

Все вышеизложенные приёмы, новые технологии, применяемые на уроках и внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться.

В завершении хочу ещё раз подчеркнуть, что все современные технологии, а компьютерная, в особенности, может стать в образовании и тренажёром, и средством контроля, средством подвижной наглядности и мониторинга, хранителем и распространителем информации. При грамотном применении информационно-коммуникативной технологии существенно повышается эффективность обучения, культура урока, формируются интерес к предмету, а, значит, образование младших школьников становится качественным, отвечающим требованиям новых образовательных стандартов.