Краткая история рок-музыки. История развития мировой рок-музыки История рокеров

Начало рок-музыки 50-е годы
Среди тех, кто заложил основы рок-н-ролла как полноценного жанра, важнейшими исполнителями являются Фэтс Домино, Бо Диддли и Чак Берри. Чак Берри начал всерьёз заниматься музыкой в 1953 году, а в 1955 уже записал первый сингл. Чак Берри положил начало рок-стилю в текстах песен, имидже, игре на гитаре.
В 1957-м году была записана композиция «Rumble» гитариста Линка Рея, в которой впервые был использован эффект фузза (англ. fuzz) на гитаре; таким образом, от этой песни в какой-то мере происходят все «тяжёлые» жанры рок-музыки, в частности, хэви-метал и панк-рок. Линк Рей вместе с Диком Дейлом и The Surfaris положил начало новому жанру инструментального танцевального рок-н-ролла - сёрфу, основанному на гавайском звучании гитары, обычно с эффектом вибрато (англ. vibrato). Первой сёрф-записью считается «Bulldog» The Fireballs, а ключевыми представителями направления - The Ventures, The Chantays, в Англии - The Shadows.
Чуть позже инструментальный сёрф уступил место вокальному сёрф-попу, известнейшие представители которого - Jan and Dean и The Beach Boys. Влияние звука сёрф породило сёрф-рок, совмещавший традиционную рок-музыку и сёрф-звучание; сёрф-рок песни встречаются у множества исполнителей.

Рок-музыка 60–х
На основе ритм-энд-блюза, рок-н-ролла и соула не без влияния народной британской музыки в Англии стали появляться группы, игравшие новую форму танцевальной музыки - бит-музыку. Среди поджанров бита выделялся мерсибит, типичными примерами которого являются записи Gerry & The Pacemakers, The Searchers, Rory Storm and the Hurricanes и ранние записи The Beatles. Именно The Beatles со своим синглом «I Want To Hold Your Hand» смогли впервые потеснить в американских чартах американских же исполнителей, положив начало так называемому «британскому вторжению» (англ. British Invasion). Параллельно с этой формой музыки в Америке развивались местные стили на основе фолка и кантри - важнейшим из них стал фолк-рок.
В конце 1965-1966 годах в Америке стал формироваться новый музыкальный жанр - психоделический рок. Основой для него стали, с одной стороны, музыкальные поиски гаражных групп, с другой стороны - развитие фолк-рока. Термин впервые был применён по отношению к фолковой группе Holy Modal Rounders; одной из первых гаражных психоделических групп (и первой, использовавшей слово «psychodelic» в названии альбома) стали The 13th Floor Elevators; первым психоделическим хитом принято считать «Eight Miles High» The Byrds. Основами роста психоделической культуры стали развитие субкультуры хиппи и наркотики (прежде всего галлюциногены) - в частности, ЛСД, мескалин и даже марихуана. Характерными для жанра стали «мистические» саунд и тексты песен и, нередко, философия хиппи (в частности идеалы любви и пацифизм).
Одной из предпосылок формирования психоделической культуры Британии стало распространение элементов индийской (рага) и другой этнической музыки у групп британского вторжения. Впервые индийские мотивы были использованы Yardbirds и чуть позже развиты The Kinks. Впервые использовали индийский инструмент ситар в записи The Beatles, песни которых и стали самым известным случаем использования индийских мотивов в психоделическом роке.
В целом ранний британский психоделический рок отличался меньшим, по сравнению с американским, влиянием фолка, он развивался за счёт традиций британской рок-музыки и поп-рока. При равной степени экспериментальности саунда (в чём группы по обе стороны Атлантики устроили негласное соревнование), для ранней британской психоделии менее характерна была импровизационность исполняемого материала.
Хотя чёткого разделения музыки 1960-х годов на несколько пластов не существует, именно период с 1966 по 1969 годы принято считать временем наибольшего расцвета так называемого «классического рока» - этот условный термин включает в себя все основные направления музыки 60-х, начиная с «британского вторжения» (в широком смысле он включает в себя также хэви-метал и арт-рок 70-х). 1967 год традиционно считается лучшим годом в истории рок-музыки - годом, когда появлялись величайшие произведения в жанре поп-рока, психоделического рока, брит-попа, блюз-рока, и одновременно уже развивался произошедший от гаражного и психоделического рока ранний музыкальный андерграунд.
В развитии музыки конца 1960-х особенно ярко проявились характерные для 1960-х годов тенденции к увеличению её роли в обществе: из ещё одного средства развлечения рок-музыка стала феноменом контркультуры. С рок-музыкой связаны движение хиппи в Америке, Молодёжная революция в Европе. Музыка стала неразрывно связана с общественным противостоянием войне во Вьетнаме.
В какой-то мере музыка 1966-1969 годов заложила основы для всех последующих достижений рок-музыки.

Развитие рок-музыки 70-ые годы
С началом семидесятых годов многие жанры, бывшие популярными в 1960-х годах, отходят на второй план. Наибольшим коммерческим успехом начинают пользоваться новые жанры - в первую очередь хард-рок, прогрессив-рок (арт-рок) и глэм-рок - хотя последний представляет из себя очень широкое музыкальное направление. Ряд жанров (например, брит-поп, поп-рок, фолк-рок) отходят на задний план или подвергаются значительным изменениям.
Ряд групп, которые пытались на основе блюз-рока создать «тяжёлый» гитарный саунд, уже во второй половине 1960-х заложили основы стиля, получившего название хард-рок. Следует помнить, что термин хард-рок, который в России в связи со сложившейся практикой используется для обозначения хэви-металлической музыки 70-х годов, является в мировой практике менее употребительным синонимом термина «метал», охватывающим также энергичную гитарную музыку 60-х годов (например, ритм-энд-блюз британского вторжения), что не вполне совпадает с общепринятыми рамками метала.
Среди главных предтеч хард-рока в 1960-х годах - ранние The Kinks, The Who, позже - Yardbirds, Cream и Джимми Хендрикс. Вплотную приблизились к основам жанра и другие менее известные группы второй половины 60-х - Iron Butterfly, Blue Cheer. Так же очень важную роль в становлении жанра сыграли различные группы гаражного рока, подхватившие идею «тяжелого» гитарного звучания.
Первым альбомом хард-рока принято считать дебютную пластинку группы Led Zeppelin 1969 года. Именно на этом альбоме группа окончательно вышла за рамки тяжёлого блюза и вывела подобную музыку на принципиально новый уровень. Для Led Zeppelin был характерен крайне высокий уровень исполнительского мастерства: виртуозные гитара и бас, мощные ударные, драматический вокал. В дальнейшем Led Zeppelin нередко экспериментировали, вводя в свою музыку элементы фолка, классической музыки, регги, фанка.
Другой важнейшей группой жанра стали Black Sabbath. Их музыка отличалась от Led Zeppelin более мрачными, тягучими риффами и «инфернальной» тематикой текстов, что в конечном итоге больше повлияло на формирование стоунер-рока и хэви-метала, в несколько меньшей степени - дум-метала а 80-х, а также на гранж и альтернативный рок.
Среди первых ярких звёзд жанра - Deep Purple, начинали в жанре психоделии, но в 1970-х они сместили акценты в сторону хард-рока с виртуозными гитарными и клавишными соло, характерными для прога элементами классической гармонии и не меньшим, чем у Led Zeppelin, влиянием блюза.
Немалое влияние на развитие жанра оказали также группы Grand Funk Railroad, Nazareth, Scorpions, Rainbow, Black Widow. Uriah Heep совершили попытку скрестить хэви-метал с симфонической музыкой; Montrose и Mountain были ориентированы на блюз-рок. Поджанр southern rock, ориентированный на блюз и кантри, представляли Lynyrd Skynyrd. Развивались прогрессивный рок, глэм-рок, альтернатива и другие. Большинству новых жанров не был чужд творческий поиск, экспериментальность. Однако была и другая тенденция - новые стили отличались большей по сравнению с музыкой 1960-х патетичностью, масштабностью. Сами идеи «космического рока», использования симфонической музыки, монументальность метала, вычурность тяжёлого глэма предполагали монументальность и в выступлениях. Во многом этой тенденции способствовало и появление особого типа рок-альбома - рок-оперы. Идеи рок-оперы были заложены The Pretty Things и The Who. В 1970 году записывается знаменитая рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда».
Во второй половине 70-х появился панк-рок, его основой стала нигилистическая, иногда антиобщественная идеология, выраженная (как правило) в быстрой, агрессивной, невиртуозной манере игры; основой такого рода музыки было не виртуозное исполнительское мастерство, а желание самовыражения, драйв и энергетика. Ramones и Sex Pistols - сформировали основы нового жанра, дав второе дыхание рок-н-роллу.

Рок-музыка 80-х годов
В конце 70-х-начале 80-х произошло возрождение и вторая волна популярности музыки рокабилли. Начало этого движения связано с именами Роберта Гордона и Дэйва Эдмундса, однако по-настоящему поднять нео-рокабилли на верхние строчки хит-парадов смогли Stray Cats. Несмотря на то, что по сути их музыка не была панк-роком, влияние панк-рока и новой волны на нео-рокабилли было значительно. В конце концов, попытки соединить экспрессию панка и мелодику рокабилли нашли выражение в новом поджанре сайкобилли - драйвовом, утяжелённом рокабилли c грязным саундом и текстами, полными чёрного юмора. Основателями этого направления считаются The Meteors, а главными представителями - The Cramps, King Curt, Quakes, Mental Hospital.
Появление панк-рока и пост-панка, а вслед за ними - альтернативного рока ещё чётче провело границу между рок и поп-музыкой. Таким образом, музыкальный мейнстрим развивался уже за счёт не столько поп-рока, сколько поп-музыки (Майкл Джексон, Мадонна). Поп-рок-альбомы выпускали в основном артисты, ставшие популярными в 60-70-х гг. Однако после спада в 1977 году возродился хэви-метал, породивший в 80-х несколько наиболее агрессивных поджанров.
К середине 1980-х годов хард-рок в чистом виде практически исчез, трансформировавшись в хард-н-хэви (более близкий к металу 80-х жанр) звучание которого с середины 1970-х годов формировали такие группы, как ранние Judas Priest и (в меньшей степени) AC/DC. В отличие от Led Zeppelin, все эти группы, модернизируя свой саунд в соответствии с новыми веяниями хэви-метала 80-х, продолжали существовать и позднее. Одними из самых известных хэви-метал группами стали - Metallica, Slayer и Megadeth.
Cлабо развивался поп-рок за счёт новых исполнителей - однако разного качества пластинки продолжали выпускать Пол Маккартни, Элтон Джон, The Kinks; в конце 80-х появилась супергруппа Travelling Willburys с участием Джорджа Харрисона и Боба Дилана. Появлялись пластинки, ориентированные на синтез рока с этнической музыкой (world music) - среди них работы Питера Гэбриэла (экс-Genesis) и Пола Саймона (экс-Simon & Garfunkel). Особым поджанром стала рок-музыка с использованием элементов музыки аборигенов Австралии - aboriginal rock (Us Mob, No Fixed Address).
Первые группы альтернативного рока появляются в США в начале 80-х гг. Они совершали попытки совместить энергетику панк-рока, музыкальные основы пост-панка, фолк-роковые гармонии и гитарные приёмы. Именно эти характеристики характерны для творчества одной из первых групп жанра - R.E.M., выпустивших свои первые и наиболее влиятельные записи в 1982-1983 г. Соединение пост-панковой основы и фолковых гитар в мелодичных и эмоциональных песнях принесло группе относительную популярность даже в широких кругах. Звучание R.E.M. стало основой для стиля джэнгл-поп. В то же время начали играть и Violent Femmes, чья энергичная полуакустическая музыка соединяла панк-рок и фолк. Одной из первых альт-рок групп были также The Feelies.
К концу 80-х основным явлением на британской инди-сцене становится так называемый мэдчестер - манчестерская музыкальная сцена. Первым направлением, которое разрабатывал мэдчестер, была гитарная музыка на основе психоделических гармоний 60-х в инди-роковом оформлении. Главной группой этого стиля стали The Stone Roses, с которых фактически и начинается развитие жанра брит-попа в его современном понимании. Другая линия развития мэдчестера - эксперименты с электронными жанрами хаус и техно - привели к появлению группы Happy Mondays, чьи записи на стыке психоделического инди и электронной танцевальной музыки многими считаются «началом 90-х в музыке». Электронный мэдчестер стал важной частью рейв-субкультуры.
Аванградная музыка в 80-е годы развивалась обособленно как от мейнстрима, так и от альтернативного рока - она опиралась в основном на достижения авангарда 60-70-х гг.
Следующим направлением, получившим небывалое развитие в 80-х, стал трэш-метал. В основу жанра заложены элементы всё того же хэви-метала и панк-рока. Самыми знаменитыми его представителями являются Metallica, Slayer и Megadeth.

90-е годы
К началу 1990-х годов период расцвета многих жанров метала уже закончился. В большинстве метал-жанров в 90-е годы не появлялось новых пластинок, способных сравниться с классикой 80-х. Поэтому, за редкими исключениями, метал стал развиваться в более авангардных или основанных на смешении с какими-то другими стилями направлениях. Некоторые из этих направлений имели крупный коммерческий успех.
Несмотря на общий упадок хэви-метала, трэш-метала и других традиционных поджанров, отдельные крупные фигуры традиционного метала появлялись и в 90-х. Прежде всего это Pantera, которые оказали решающее воздействие на формирование пост-трэш-жанра грув-метал. Также следует отметить, что в 90-х прошла очередная волна блэк-метала - более мелодичного и с влиянием готик-метала и симфоник-метала. Группы этой волны (Dimmu Borgir, Cradle of Filth) добились наибольшего коммерческого успеха за всю историю блэка.
В эти годы добилась крупного коммерческого успеха группа Red Hot Chili Peppers, действовавшая на стыке фанка и рока с сильным влиянием панка и продолжающая оставаться крайне успешной до настоящего времени.
Значительной популярностью пользовалась группа гранж и Nirvana. Уставши от долгого засилья поп-рока, молодежь обратилась к буйному, вызывающему гранжу, который представляет собой слияние таких стилей как панк, хэви метал и поп-рок.
На основе брит-попа постепенно сформировала свой особенный стиль одна из наиболее влиятельных инди-групп десятилетия - Radiohead. Их стиль характеризуется смешением идей инди-рока, краут-рока, арт-панка и даже IDM в меланхоличных, атмосферных, порой весьма экспериментальных композициях. Стиль Radiohead оказал серьёзное влияние на развитие британской инди-сцены 90-х.
В европейском метале конца 90-х большое распространение получило использование элементов классической музыки - таких, как живые оркестры (или замена их аналогичными синтезаторными эффектами) и богатый, почти оперный женский вокал. На основе пауэр-метала, дум-метала и блэк-метала сформировался особый поджанр симфоник-метал. Его появление обычно связывают с экспериментами группы Therion в середине 90-х. Наибольшей известности добились группы Nightwish, Within Temptation, Rhapsody.

Рок-музыка 2000-х
Первое десятилетие 2000-х годов, не сформировало в рок-музыке ни одного нового направления. Этот период связан с развитием ряда известных направлений: альтернативного рока - гаражного рока, пост-панка, брит-поп. Свое новое развитие получил и прогрессив-рок.
Возрождение гаражного рока началось ещё в 90-е годы - этому способствовали и движение лоу-фай, и переосмысленный блюз-рок Jon Spencer Blues Explosion. Одной из первых групп, которые возродили гаражный рок, стали The White Stripes - дуэт, музыка которых основана на риффах метала 70-х, панк-рок-энергетике, гаражной подаче материала и использовании элементов фолка, кантри и особенно блюз-рока. Помимо The White Stripes, базовыми группами возрождения гаражного рока стали The Strokes, The Vines и The Hives.
Другой линией возрождения гитарной ретро-музыки стало нарастание популярности гитарного пост-панка и брит-поп. Эти стили объединены у наиболее популярных вплоть до настоящего момента британских рок-групп - Kasabian, Franz Ferdinand и Arctic Monkeys, чей мелодичный брит-поп с элементами электронного бита был подхвачен другими группами Hot Hot Heat, The Libertines, The Killers, The Bravery.
Прогрессив-рок в начале 21-го века практически достиг уровня популярности середины 70-х годов, когда это направление рок-музыки достигло пика. Несмотря на то, что большой вклад в его популяризацию внесли британцы Porcupine Tree, считающиеся главной прогрессив-группой Европы, наибольший вклад в развитие нео-прогрессива, как стиля, несколько обособленного от своего «прародителя» и продолжающегося развиваться в разных направлениях, сделала мексикано-американская группа The Mars Volta. В первую очередь это связано с тем, что The Mars Volta являются наиболее успешными в коммерческом плане представителями нео-прогрессива, возглавив чарты многих стран мира и продав около 10 миллионов альбомов.
The Mars Volta сильно отличаются от остальных, групп этого направления, широчайшим охватом исполняемых жанров и стилей: фактически они затронули все стили рок-музыки, от джаз-фьюжн и построка до альтернативного металла и несколько смягчённого пост-хард-кора, а также вышли за пределы рока, экспериментируя с сальсой, дабом, электроникой, эмбиентом и даже трип-хопом.
Porcupine Tree считаются более «традиционными» музыкантами. При разнообразии охватываемых стилей, группа по-прежнему опирается на классический прогрессив 70-х, в первую очередь Pink Floyd и Genesis.
Нужно отметить, что в этот период активно работали рок-музыканты - ветераны. Записали новые студийные альбомы Paul McCartney, Eric Clapton, Rod Stewart, AC/DC, Metallica, Ozzy Osbourne и многих других, все они активно гастролировали. Альбомы были разного достоинства, но все они оставили свой след в музыке 2000-х.
Уникальным был единственный концерт Led Zeppelin, который состоялся 10 декабря 2007 года на лондонской «O2 Arena», когда трое бывших участников группы - Джон Пол Джонс, Джимми Пейдж, Роберт Плант, а также Джейсон Бонэм, сын покойного барабанщика Джона Бонэма, объединились вновь для единственного выступления, посвященного памяти основателя «Atlantic Records» Ахмета Эртегуна. На концерт смогли попасть лишь 18 тысяч зрителей из 20 миллионов, подавших заявки через интернет, в их числе были многие известные музыканты. Выступление заслужило самые высокие оценки критиков, в частности, журнал NME писал: «То, что Led Zeppelin сделали этим вечером, доказывает, что они способны по-прежнему выступать на том уровне, который изначально обеспечил им статус легенды».

Частично использованы материалам сайта

Безобразная, порочная, губительная" - такими эпитетами награждала белая Америка новый музыкальный стиль – рок-н-ролл. Но последующие десятилетия показали, что это направление, уходящее корнями в глубь истории, - не преходящая мода, а музыкальная культура нескольких поколений.

Стиль "рок-н-ролл", впитавший в себя элементы как европейской, так и африканской культуры, мог появиться только в Америке. Иммигранты из разных стран Европы, хлынувшие в Новый Свет в XVII-XVIII вв., везли с собой не только свою музыку, но и инструменты. Сохранили свои музыкальные традиции и рабы, завезенные из Африки, но ввиду запрета на игру на национальных инструментах им приходилось довольствоваться пением и танцами.

В течение следующих двух столетий сосуществование двух музыкальных культур не могло не привести к их взаимному обогащению, несмотря на предрассудки, протесты и попытки оградить их друг от друга. В результате такой эволюции появились рэгтайм, джаз, свинг и блюз. Со временем блюз, характерный для сельской местности южных штатов, проник на север и в большие города, где эволюционировал в ритм-энд-блюз - предтечу рок-н-ролла. Подобно джазу и блюзу, ритм-энд-блюз был поначалу черной музыкой и белую аудиторию интересовал мало.

Однако после Второй мировой войны о себе заявила новая социальная формация - тинейджеры. Пресытившись музыкой своих родителей, белые подростки стали повально скупать пластинки с ритм-энд-блюзовыми композициями. К началу 50-х годов записи Мадди Уотерза, Рэя Чарлза, The Drifters и других исполнителей блюзов и ритм-энд-блюза стали занимать в чартах верхние позиции рядом с Эдди Фишером, Перри Комо и другими "безупречно белыми" артистами. Рождение рок-н-ролла. Ритм-энд-блюзовые композиции начали исполнять и белые, среди которых был певец в стиле кантри и вестерн по имени Билл Хэйли. В 1953 г. он записал две-три вещи, ранее ставшие хитами других музыкантов, в том числе Crazy Man Crazy.

В следующем году он записал диск с двумя песнями: Thirteen Women и Rock Around the Clock. После этого в его исполнении вышли Shake, Rattle and Roll, Mambo Rock и Birth of the Boogie. Но, несмотря на название последней песни ("Рождение буги-вуги"), на свет появилось совсем другое дитя. Как пел в одной из своих песен Мадди Уотерз, "ритм и блюз родили крошку и назвали рок-н-ролл".

Позже песня Rock Around the Clock прозвучала в фильме "Школьные джунгли". Картина имела у американских и британских подростков ошеломительный успех. Ее показ в кинотеатрах сопровождался беспрецедентными сценами: тинейджеры выламывали стулья в зале, поскольку проходы между рядами не вмещали всех желающих танцевать. Песня вошла в американские чарты в мае 1954 г., а с июля целых шесть недель возглавляла хит-парад.

Продержавшись в рейтинге сорока лучших песен ("Топ-40") 24 недели, девятнадцать из которых она входила в Топ-10, композиция стала одним из вечных шлягеров поп-музыки. Молодежь, знавшая Хэйли по его песням, была очень удивлена тем, что ее кумир оказался круглолицым коротышкой с кокетливым, зачесанным на лоб хохолком. Тривиальная внешность, тем не менее, никак не сказалась на невиданных тиражах его пластинок.

В 1957 г. Хэйли стал первым рок-музыкантом из США, который гастролировал в Великобритании. По прибытии в Лондон он 20 минут не мог пробиться сквозь встречавшую его толпу, а на концерте в "Доминион-тиэтр" его фанаты так разошлись, что некоторые члены парламента даже попытались добиться правительственного запрета на рок-н-ролл. Со временем, конечно, его песни исчезли из хитпарадов, но к моменту своей смерти в 1981 г. он продал более 60 млн. пластинок, что, несомненно, свидетельствует о его славе рок-звезды первой величины

Среди прочих гигантов ранней эпохи рок-н-ролла был Литтл Ричард, выступивший вместе с Хэйли в Rock Around the Clock; Фэтс Домино - исполнитель ритм-энд-блюза, начинавший пианистом в новоорлеанском баре за три доллара в неделю; Джерри Ли Льюис, родители которого в 1949 г. заложили дом, чтобы купить своему одаренному 16-летнему сыну пианино. Семь лет спустя Льюису с отцом пришлось на время стать уличными торговцами, чтобы собрать деньги на поездку в Мемфис для записи песни Whole Lot of Shakin" Coin" On. Признанная сегодня классикой рок-музыки, тогда эта "вульгарная" песня попала под запрет на большинстве радиостанций. Ярлык "вульгарный" часто клеили и на молодого человека, записавшего Rock Around the Clock за год до Хэйли, но очень малым тиражом.

Три года спустя, после выхода в марте 1956 г. хита Heartbreak Hotel, о нем заговорили все газеты, а еще через месяц 40 миллионов американцев увидели исполнение этой песни по телевизору. Молодежь сразу воспылала к певцу горячей любовью, а старшее поколение отзывалось о нем не иначе, как "отвратительный, порочный", "деревня", "позор рода человеческого", "маньяк с немытой шевелюрой и грязными песнями", "растлитель молодежи". Звали его Элвис Пресли.

Со временем Элвис стал бесспорным королем рок-н-ролла. В его репертуаре было много песен, которые сегодня по праву считаются классикой рока, в том числе Jailhouse Rock, Hound Dog и All Shook Up, и баллады Love Me Tender и Can"t Help Falling in Love. На фильмы с его участием народ валил толпами. Когда в 1977 г. Пресли умер, миллионам людей, чьи юношеские годы пришлись на 50-е и 60-е, а также их детям казалось, что с их кумиром умер и рок-н-ролл.

Поначалу на эстраде и на полках магазинов грамзаписей по обе стороны океана господствовали американцы. В лидерах английских хит-парадов ходили и Томми Стил, и Клифф Ричард, и Марти Уайлд, но они не имели особого успеха в США, где за заветное место в чартах соревновались такие звезды, как Бадди Холли, Эдди Кокрейн, Рэй Чарлз, Джин Винсент, Everly Brothers, Сэм Кук, Danny and the Juniors, Брэнда Ли и другие. Новый стиль

Расцвет гаражного рока

С началом британского вторжения гаражные рокеры Америки получили пример для подражания - британские группы. Расцвет гаражного рока пришелся на середину десятилетия. Среди центральных групп направления - The Sonics, записывавшие безумные рок-н-роллы с максимально утяжелённой гитарой и саксофоном, The Seeds, игравшие более мягкую музыку с использованием органа, а также The Standells, Kenny and the Kasuals, The Music Machine, The Knickerbockers. Иногда отдельные песни гаражных групп становились хитами: так случилось с «Psychotic Reaction» Count Five, «96 Tears» ? And The Mysterians, «Dirty Water» The Standells. Особняком среди гаражного рока находятся Monks - группа, чьё оригинальное звучание (хаотическая гитара, фидбэк, безумные тексты, странные аранжировки) не имеет близких аналогов среди рока 60-х.

В целом имидж и музыка значительной части гаражных команд оказали сильное влияние на последующее развитие прото-панка и панк-рока.

Фрикбит

Похожим по отношению к гаражному року было и английское направление фрикбит, представленное группами The Primitives, The Faires, The Misunderstood. Оно стало своего рода андерграундым ответом на битломанию и британское вторжение, а звучание фрикбита было близким к гаражному року, но с сильным влиянием бита и мод-культуры.

Среди других региональных гаражных сцен выделяется японская, получившая название «group sounds».

Середина 60-х: начало инноваций в рок-музыке

Появление психоделического рока

Предпосылкой для создания нового музыкального направления послужили и культурные, и социальные факторы. Это и отгремевшая Вторая , и дискриминация чернокожего населения в ряде штатов, и застойные явления в искусстве. Рок, вобрав в себя различные направления, элементы фольклора и чернокожего, и белого населения Америки, стал демократичным и отвечающим духу времени явлением в музыкальном мире.


На формирование рок-музыки оказали влияние различные направления музыкального искусства. В США к началу 1950-х годов были популярны стили кантри, диксиленд, кантри-энд-вестерн, фолк, буги-вуги, блюз, различался белый и черный джаз. В негритянской среде были свои духовные жанры. Все эти музыкальные течения в той или иной степени оказали влияние на становление рок-музыки, но главенствующая роль все же принадлежит блюзу.


Из двух популярных в негритянских кругах направлений – танцевального блюза (New Orleans Dance Blues) и сити-блюза возник ритм-энд-блюз. Изначально эта музыка имела популярность лишь среди афро-американского населения. К середине 50-х годов под давлением конфликта поколений и реформирования образовательной системы США ритм-энд-блюз сломал расовые барьеры и стал музыкой для всех.


В дальнейшем ритм-энд-блюз получил самостоятельность и стал одним из ведущих направлений музыкального искусства. Элементы белой музыки кантри, слившись с негритянским ритм-энд-блюзом, положили основу для появления нового направления, названного рок-н-роллом (Rock-And-Roll).


Понятие rock-and-roll в афро-американских музыкальных кругах встречалось и ранее (с начала 1930-х годов), оно на сленге чернокожих певцов означало «качайся и крутись». С легкой руки музыканта и диск-жокея из штата Кливленд Алана Фрида (1922-1965) название «рок-н-ролл» приобрело мировую известность и популярность.


Позднее словом рок (госк) стали обозначать все вновь возникающие музыкальные течения, основой для которых служили ритм-энд-блюз и рок-н-ролл. В настоящее время под понятие «рок-музыка» попадают и прародитель рока – классический рок-н-ролл, и не имеющая ничего общего с блюзом авангардная музыка.

Видео по теме

Русский рок – это особенное направление в рок-музыке, которое приобрело облик, совершенно отличный от рока всех других стран. Возможно, причиной была некоторая изолированность исполнителей от остального музыкального мира, а может, национальный менталитет – но в итоге русский рок такой, как он есть. В чем же его особенности?

Главное - тексты

На русский рок сильно повлияла западная рок-музыка, однако, она не определила его облик полностью. Основные отличия заключаются в том, что в русском роке главную роль играет текст, а вовсе не музыка. Можно сказать, что русский рок вообще имеет мало общего с рок-музыкой, как ее обычно понимают. Тексты повествуют о российской действительности, это качественная лирика, и она очень поэтична. В ней практически нет секса или легкомыслия, свойственных западным рокерам.

Единственное, что объединяет русский рок с мировым, это общая идея протеста. Против правительства, тоталитаризма, войны, несправедливости, социальных проблем… Список длинный, и каждый музыкант или коллектив тяготеет к своим любимым темам. Также популярной темой для высказывания в русском роке является внутренний мир героя.

Можно сказать, что в области текста русский рок наследует не западным образцам, а отечественной поэзии, только происходит это в депрессивном окружении, где музыканты вынуждены прятаться в подполье. Они не мечтают о популярности, для них главное – искренне выражать свою позицию. Все это накладывает отпечаток на саму суть русского рока. Именно поэтому многие меломаны заявляют, что сегодня русского рока больше нет, потому что ушли в прошлое условия, его определявшие. Современные рок-исполнители России ближе к западному року, чем к русскому. Это не значит, что русский рок хуже или лучше западного, просто он другой.

Популярность и исполнители

Интересно отметить, что «настоящий» русский рок слушают практически только в России. Так было всегда: и во времена Советского Союза, и после него. Дело в том, что с музыкальной точки зрения он действительно далеко не всегда представляет собой нечто интересное. А понять тексты, заключающие противоречивости и особенности «загадочной русской души», может только эта самая душа. За рубежом поклонниками русского рока являются, в большинстве своем, иммигранты.

К наиболее известным и классическим исполнителям в русском роке относятся Виктор Цой, группа «ДДТ», Майк Науменко, Егор Летов, Янка Дягилева, Борис Гребенщиков, группа «Алиса», Андрей Макаревич и другие. Какие-то поколения в России буквально выросли на этой музыке, поэтому русский рок зачастую воспринимается, как особенное явление отечественной культуры, которое слишком глубоко «въелось» в людей, так же, как, например, поэзия Серебряного века.

Связанная статья

Направление музыки рок-энд-ролл возникло в середине 50-х годов прошлого столетия. Среди тех, кто заложил основы жанра можно выделить Фэттса Домино, Бо Диддли, Чака Берри. Сегодня музыкантов, играющих рок, огромное число, у каждого из них своя история становления.

Инструкция

Зарубежные
Американская рок-звезда Брюс Спрингстон считается вторым Элвисом. Это обосновывается его музыкальным даром и работой по внедрению своего творчества в широкие круги общества. Пик его всемирной славы пришелся на 1975 год, когда был выпущен третий альбом музыканта «Рожденный бегать». Некоторые песни из четвертого по счету альбома Брюса Спрингстона под названием «Тьма на окраине города» завоевали лидерские места в чартах.

Рок-музыка— общее название направлений музыки, возникших в середине 1950-х годов. Характерные признаки рок-музыки, такие как использование электрогитар, творческая самодостаточность (большинство рок-музыкантов исполняют композиций собственного сочинения) часто вводят в заблуждение. Из за этого принадлежность некоторых стилей музыки к року не имеет никаких оснований.(Действительно,сейчас группу играющую музыку хоть с минимальными признаками гитаных соляг,сразу же стремяться возвести в ранг рок музыкантов) Сам по себе рок является особым культурным явлением; такие субкультуры, как моды, хиппи, панки, металлисты, готы неразрывно связаны с определёнными жанрами рок-музыки. Рок-музыка имеет большое количество направлений: от лёгких жанров, таких как танцевальный рок-н-ролл, поп-рок, бритпоп до жестких и агрессивных жанров - дэт-метала и грайнда. Содержание песен варьирует от лёгкого и непринуждённого до мрачного, глубокого и философского. Истоки рок-музыки находяться в блюзе, из которого и вышли первые рок-жанры — рок-н-ролл и рокабилли. Первые поджанры рок-музыки возникали в тесной связи с народной и эстрадной музыкой того времени — в первую очередь это фолк, кантри, скиффл, мюзик-холл. За время существования рока было множество попыток соединить его практически со всеми возможными видами музыки — с академической музыкой (арт-рок, появляется в конце 60-х), джазом (джаз-рок, появляется в конце 60-х — начале 70-х), латинской музыкой (латино-рок, появляется в конце 60-х), индийской музыкой (рага-рок, появляется в середине 60-х). Все крупнейшие поджанры рок-музыки появились в конце 60-70 гг., крупнейшими из которых, помимо перечисленных, являются хард-рок, панк-рок, рок-авангард. В конце 70-х-начале 80-х появились такие жанры рок-музыки, как пост-панк, новая волна, альтернативный рок (хотя уже в конце 60-х годов появляются ранние представители этого направления), хардкор (крупный поджанр панк-рока), а также агресивные поджанры метала — дэт-метал, блэк-метал. В 90-х годах получили широкое развитие жанры гранж (появился в середине 80-х), брит-поп (появляется в середине 60-х), альтернативный метал (появляется в конце 80-х). Первые шаги рок-музыки Началом рок-музыки является появление жанра рок-н-ролл, позаимствовавшего себе черты блюза, ритм-энд-блюза, буги-вуги, джаза и кантри. Значительное влияние на рок-н-ролл оказали блюзовые исполнители Роберт Джонсон, Лидбелли, Мадди Уотерс. Название «рок-н-ролл» происходит из песен госпел-исполнителей 40-х годов и, являясь по сути призывом к танцу, представляет собой сексуальный эвфемизм. Впервые выражение появилось в песне «Good Rocking Tonight» Роя Брауна 1947 году. В 1949 году выходит песня «Rock And Roll» Уайлд Билла Мура. Развитие раннего рок-н-ролла связано в основном с американскими исполнителями, однако установить, какая песня или пластинка может считаться первой в жанре не представляется возможным. Как вариант — сингл «Fat Man» Фэтса Домино, вышедший в 1950-м году. Согласно другим версиям, первой рок-н-ролльной записью является «Rocket 88», записанная в 1951 году Jackie Brenston and his Delta Cats. Рок-н-ролл в конце 50-х рок Чак Берри в 1950-е годы Среди тех, кто заложил основы рок-н-ролла, фаворитами являются Фэтс Домино, Бо Диддли и Чак Бэрри. Чак Берри начал всерьёз заниматься музыкой в 1953 году, а в 1955 уже записал первый сингл. Он положил начало рок-стилю в текстах песен, имидже, игре на гитаре. Среди других влиятельных афроамериканских музыкантов в жанре рок-н-ролла следует выделить Литтл Ричарда, который повлиял на последующее формирование гаражного рока и протопанка, поскольку его манера пения и игры на пианино была значительно более агрессивной и напористой, чем у конкурентов. Поначалу рок-н-ролл считался специфической музыкой, характерной только для афроамериканской аудитории. Однако уже появлялись первые белые певцы, исполнявшие рок-н-ролл. Прорывом рок-н-ролла в мейнстрим стала песня Билла Хэйли «Rock Around The Clock». Однако титул «короля рок-н-ролла» завоевал другой белый певец — Элвис Пресли, несмотря на то, что его популярность превышала реальное качество его работ по сравнению с пластинками чёрных коллег, Элвис Пресли стал первым, кто записал рок-н-ролл на одном с ними уровне (когда диджеи ставили его первые записи в эфир, они специально предупреждали, что это поёт белый певец). Другим знаменитым белым исполнителем рок-н-ролла стал Джэрри Ли Льюис, получивший прозвище «Killer» за сумашедшую манеру исполнения и игры на пианино, позже появилась более мягкая форма «белого» рок-н-ролла, связанная с именами Бадди Холли и Everly Brothers. Рокабилли На основе смеси рок-н-ролла и кантри (особенно его южного поджанра — хиллбилли) появился особый поджанр рок-музыки — рокабилли. Наиболее известные его представители в 50-х — Эдди Кокрен, Джин Винсент и Карл Перкинс. Среди первых образцов рокабилли выделяются некоторые ранние записи знаменитого кантри-певца Джонни Кэша, немалое влияние на жанр оказали первые синглы Чака Берри («Maybellene») и Элвиса Пресли («That"s All Right (Mama)»). Музыка рокабилли снова стала популярной в 80-х годах. Среди представителей нео-рокабилли — Stray Cats, The Cramps, Heavy Trash. Рок-н-ролл в Англии Хотя вплоть до появления бит-музыки, Англия в области рок-музыки не могла составить Америке никакой конкуренции, первые рок-записи стали появляться здесь уже в 50-х годах. Если в Америке рок-н-ролл развивался в смеси с жанрами блюза и кантри, то на английский рок-н-ролл оказал наибольшее влияние скиффл, в частности, один из известнейших исполнителей скиффла Лонни Донеган. Первыми исполнителями рок-н-ролла, которые смогли соперничать в английских чартах с американскими исполнителями, стали Клифф Ричард и The Shadows, а первый английский рок-н-ролльный хит — «Move It» Клиффа Ричарда. Среди появившихся в то время скиффл-групп была и первая группа одного из основателей The Beatles Джона Леннона The Quarrymen. Рок-музыка 60-х годов На границе десятилетий: сёрф В 1957-м году была записана композиция «Rumble» гитариста Линка Рея, в которой впервые был использован эффект фузза на гитаре; таким образом, от этой песни в какой-то степени происходят все «тяжёлые» жанры рок-музыки, в частности, хард рок и панк-рок. Линк Рэй вместе с Диком Дейлом и The Surfaris положил начало новому жанру инструментального танцевального рок-н-ролла — сёрфу, основанному на гавайских мотивах звучании гитары. Первой сёрф-записью считается «Bulldog» The Fireballs, а ключевыми представителями — The Ventures, The Chantays, в Англии — The Shadows. Чуть позже инструментальный сёрф уступил место вокальному сёрф-попу, крупнейшие представители которого — Jan and Dean и The Beach Boys. Влияние звука сёрф породило сёрф-рок, совмещавший традиционную рок-музыку и сёрф-звучание; сёрф-рок песни встречаются у множества исполнителей. Первая половина 1960-х На основе ритм-энд-блюза, рок-н-ролла и соула под влиянием народной музыки в Англии стали появляться группы, игравшие новый стиль танцевальной музыки — бит-музыку. Среди поджанров бита выделялся мерсибит, типичными примерами которого являются записи Gerry & The Pacemakers, The Searchers, Rory Storm and the Hurricanes и ранние записи The Beatles. Именно The Beatles со своим синглом «I Want To Hold Your Hand» смогли впервые потеснить в американских чартах американских исполнителей, положив начало «британскому вторжению» (англ. British Invasion). Одновременно с этим стилем музыки в Америке развивались местные, на основе фолка и кантри — важнейшим из них стал фолк-рок. Британское вторжение рок The Beatles в 1964 г. «Британское вторжение» термин возникший когда популярная британская музыка начала активно завоевывать США. The Beatles, с успеха синглов которых и начался новый этап рок-истории, закрепили успех «высадкой» на американский берег в феврале 1964 года. The Beatles уже в ранние годы представляли собой совешенно новое явление в мировой музыке, в частности в рок-музыке — в них объединилась необычайная музыкальная плодотворность и абсолютно новый имидж (не просто автор-исполнитель с группой, а четверо ярких личностей, группа, где каждый поёт и каждый способен сочинить хит). Охватившая практически весь мир популярность The Beatles (её началом можно примерно считать выступление на шоу Эда Салливана в 1964 году) положила начало небывалому для того времени явлению — «битломании». Вслед за The Beatles обрел популярность и ряд других британских групп. Музыкальная жизнь Британии стала развиваться, открывались новые музыкальные клубы, а бит-музыка становилась всё более разнообразной. Биг-бит и мерсибит Ряд представителей «британского вторжения» продолжали играть музыку в духе самых ранних работ The Beatles — лёгкий, мягкий, мелодичный бит. Наиболее успешными в данном направлении оказались The Searchers (считавшиеся второй по значимости мерсибит-группой), Herman"s Hermits, Manfred Mann, The Hollies. Также значительна игравшая мелодичный бит с элементами фолка группа The Zombies (их самый известный хит — «She’s Not There»). Ритм-энд-блюз и блюз-рок Ряд групп «британского вторжения» в большей степени, чем остальные, подверглись влиянию ритм-энд-блюза. В частности, с исполнения ритм-энд-блюза начинали The Yardbirds. В начале существования группы в её составе был гитарист Эрик Клэптон, который быстро покинул группу; на смену ему пришёл Джефф Бек, которого в свою очередь сменил Джимми Пейдж. Всё трое лид-гитаристов, прошедших через Yardbirds, стали первым поколением «гитарных героев» — вышедших на передний план гитаристов, которые привлекали всё большее внимание и имели собственных поклонников. Сильное влияние ритм-энд-блюза испытали также Animals, которые использовали в качестве лидирующего инструмента орган. Они записали ставшую «канонической» кавер-версию народной песни «House Of The Rising Sun», которая стала одной из самых часто исполняемых песен в рок-музыке. Однако самой влиятельной группой, возникшей на основе ритм-энд-блюза и на протяжении всей своей карьеры возвращавшейся к блюзовым корнями, стали Rolling Stones. Их имидж был значительно более агрессивным, «грязным», чем у The Beatles и мерсибит-групп; звучание и проблемы, поднимаемые в песнях, также демонстрировали новый подход к музыке. Появление жёсткой музыки рок The Who в 1965 году. Слева направо: Джон Энтуистл, Роджер Долтри, Пит Тауншенд, Кит Мун Хотя The Rolling Stones, в частности, их хит «(I Can"t Get No) Satisfaction» звучали для своего времени и на фоне мерсибита необычайно тяжело, «тяжёлая» музыка и классический рок вообще традиционно берут начало с сингла группы The Kinks «You Really Got Me». Здесь впервые в рок-музыке были использованы «тяжёлые» гитарный рифф и соло прифуззованной гитары. Первые альбомы The Kinks отличались, наряду с утяжелённым бит-саундом, также остросоциальными текстамии. Фактически они стали одними из основателей субкультуры модов (наиболее популярна она была в середине 1960-х, придя на смену тедди-боям). Главными идеологами движения модов стала группа The Who. Первые их два альбома являются одними из самых жёстких записей своего времени, а на сцене они отличались бешеной энергетикой и тем, что впервые стали ломать на сцене гитары. Также The Who считаются одними из первопроходцев использования нойза и фидбэка в роке, а некоторые их тексты были довольно вольными для своего времени. К музыке The Who впервые был применён термин пауэр-поп. Среди идеологов мод-движения стоит также упомянуть The Pretty Things и The Small Faces. Эти группы играли жёсткий вариант ритм-энд-блюза, нередко с остросоциальными текстами. Наконец, особняком среди британских первопроходцев жёсткой музыки стоят The Troggs — среди всех групп британского вторжения она была наиболее близка к гаражному року. Появление фолк-рока Хотя во времена пика «британского вторжения» местная музыка в Америке была вытеснена из хит-парадов, здесь продолжала развиваться собственная рок-сцена. На основе саунда вокальных фолк-групп и фолк-исполнителей 30-50-х годов (не без влияния блюза) создавали свою музыку фолк-исполнители начала 60-х, влиятельнейшим из которых являлся Боб Дилан. Он наглядно продемонстрировал своему поколению, что в популярной музыке можно говорить не только о любви мужчины и женщины, но затронуть и множество других тем, в том числе философских и социальных. В 1965 году The Byrds положили начало собственно фолк-року — с вокальными гармониями на основе идей фолковых вокальных групп и уплотнённым по сравнению с акустическими фолк-исполнителями гитарным саундом. Характерным для фолк-рока был также социальный подтекст песен. В 1964 году Боб Дилан также перешёл от акустического к фолк-роковому звучанию, став знаковой фигурой рок-музыки и записав одну из знаменитейших рок-песен «Like A Rolling Stone». Buffalo Springfield стали второй по значимости фолк-рок-группой Америки, положив начало кантри-року. Немалый вклад в развитие жанра внесли Нил Янг, Simon & Garfunkel, Джони Митчелл. В Британии появилась также своя фолк-рок-сцена, представителями которой являются Fairport Convention, Steeleye Span, Lindisfarne, Pentangle. Их стиль также принято называть электрик-фолк; мотивы британской фольклорной музыки здесь постепенно стали преобладать над американскими корнями. Одна из ветвей развития электрик-фолка, основателем которой является Алан Стивелл, положила начало кельтскому фолку. Американский поп-рок На основе фолк-рокового саунда в Америке 1965—1966 гг. стал формироваться ранний поп-рок, важнейшими представителями которого стали The Lovin" Spoonful, The Turtles, The Grass Roots, The Mamas And The Papas (последние считаются одной из влиятельнейших вокальных поп-групп 60-х). Поп-рок был гармонически и музыкально ориентирован на фолк-рок, но не без влияния сёрф-попа (в основном The Beach Boys). Гаражный рок Помимо той музыки, которая попадала в чарты и на телевидение, в начале-середине шестидесятых начал развиваться и своеобразный андерграунд: группы, репетировавшие чаще всего в гаражах и записывавшие грязные и шумные пластинки. Не все представители гаражного рока ориентировались на жёсткую музыку, однако наиболее бескомпромиссные из них считаются первыми прото-панк-музыкантами. Многие из представителей гаражного рока не выпустили даже одного полноценного альбома, поэтому вышли и продолжают выходить серии сборников, посвящённые гаражу и включающие синглы, живые записи и другие раритеты; самые известные из них — Nuggets, Pebbles. Истоки гаражного рока Мнения по поводу того, что считать первой песней в жанре гаражного рока, расходятся. Среди вариантов — «Rumble» Линка Рея, «Jenny Lee» Jan and Dean, «Dirty Robber» The Wailers. Среди предшественников прото-панка следует назвать и Литтл Ричарда, и Джерри Ли Льюиса. В 1962 году записывается главный гаражный стандарт — «Louie Louie» The Kingsmen (кавер-версия забытого рок-н-ролла 1956 года, чуть ранее популяризированного в узких кругах The Wailers), ставший одной из самых перепеваемых песен в рок-музыке и особенно в альтернативном роке.