Занятость населения по секторам экономики китая. Уровень занятости населения в китае превысил годовой план

Занятость и безработица в Китае,Японии и России


Традиционно важным показателем успешногоразвития странысчитается занятостьнаселения. Предоставление рабочих мест - важнейшая задача китайскогоправительства на ближайшее время. Несмотря на хорошиетемпы экономического роста, обеспечить полную занятость населения не удается.Согласно прогнозам, численность рабочей силы к 2030 г. должна возрасти до 772,8 млн.человек. Однако уже в 2005 г. число занятых превысило прогнозируемое и составило 778,8млн. человек, из них 45% в аграрном секторе, 24% в промышленности истроительстве, 31% в сфере услуг. Занятых горожан насчитывалось 273,3 млн.человек.

Официальная безработица в городев 2005 г. составляла4,2% и не изменяется до сих пор. В 1999 и 2000 гг. этот показатель был 3,1%,затем увеличился до 3,6%, причем это происходило на фоне роста экономики в 7,5и 8,4%. По международным стандартам безработица недолжна превышать 5-6%. При таких показателях считается, что поддерживаетсяполная занятость. Китайские экономисты приводят так называемый реальный уровеньбезработицы, который выше 14% для города (а горожане составляют 42,3% всегонаселения). В деревне безработица еще больше.

Безработными считаются лица, официально зарегистрированныекак безработные, а с 1999 г. все сокращенные с государственных предприятий («сяган»)получают пособие по безработице, но не входят вкатегорию безработных. Помимо официально числящихся безработными, в городе естьеще крестьяне, приехавшие на заработки. Эти люди не числятся ни в «занятых», нив «безработных», так как данных о безработице в деревне нет, а к числугородских жителей их не относят.

В Китае неработающие подразделяются на несколько групп. В городебезработными считаются лица, не нашедшие работу в течение месяца послеувольнения или перехода в группу трудоспособных. Через 24 месяца эти людиперестают числиться безработными и больше не получаютпособия по безработице (даже если они не нашли работу). Такаяполитика направленана стимулирование роста занятости.

Другая группа - это «сяган» (сокращенныес государственных предприятий). Обеспечениеработой людей,перешедших в категорию «сяган» в связи с созданием«системы современных предприятий», приобрело серьезный характер, стало особымявлением времени.

По возрастному составу, например, в Пекине «сяган» моложе 15лет составляют 6%, 26-35 лет - 29%, 36-45 лет - 46%, старше 46 дет - 19%,в провинции Аньхой - «сяган» от 31 до 40 лет составляют 47%.В Пекине и Шанхае доля женщин среди «сяган» - 55%.

В будущем одной из главных проблем станет предоставление рабочихмест избыточной рабочейсиле из деревни- третьей категории, которая пополняетармию неработающих.Впрочем, уже сейчасбезземельные крестьяне - проблема не только для руководства, но и для всейстраны. Не могут остаться незамеченными передвижения более 100 млн. человек, скитающихся по стране в поисках заработка.

С одной стороны, миграцияприбыльна для государства. Перемещения избыточной рабочей силы из деревни выгодно как городу, так и деревне. Город получает доход в виде налогов,потребительских расходов (80-100 млрд. юаней в год), деревня - в виде заработанногокапитала (ежегодно около 120 млрд. юаней). Если ещеучесть транспортные затраты этого населения при передвижении по стране из домадо места заработков, то они совокупно дают приличный рост валового продукта. Сдругой стороны,мигранты из деревни неимеют никаких гарантий своего существования,уверенности в завтрашнем дне, потому что, останавливаясь сегодня на однойстройке, не знают, придется ли искать новую работуили пристанище на следующий день.

На фоне роста населения безработица также будет увеличиваться. Уисследователей и у правительства это вызывает серьезные опасения.

рабочая занятость безработица


Социальное обеспечение в Китае

Развитие системы социального обеспечения напрямую связано сбезработицей и появлением вследствие ее социально незащищенного населения. В 2002 г. впервые в Китае появился термин «социально незащищенноенаселение». К нему были отнесены четыре группы: 1) «сяган»; 2) люди «вне системы» (предприятий), не занятые нагосударственных предприятиях и соответственно неполучающие никакой поддержки в случае увольнения или наступлениянетрудоспособности. Сюда же, видимо, можно отнести инвалидов, детей-сирот; 3)сельские работники в городах; 4) досрочно вышедшие на пенсию работники в«системе (государственных)предприятий».

Рассматривая современную систему социального страхования,следует отметить, что не все группы социально незащищенного населения охваченыею, и то в основном только в городах. В настоящее время она имеет четыреуровня:

1. Социальное страхование по безработице,по старости, медицинское страхование.

2. Обеспечение образованием,пособия инвалидам и несовершеннолетним.

3. Обеспечение прожиточного минимума.

4. Социальная помощь - льготы отдельнымслоям населения.Рассмотрим два из них - социальное страхование и обеспечение прожиточногоминимума.

Система соцобеспечения в Китае была заложена Конституцией 1951 г., но ее практическоеформирование началось во времяседьмой пятилетки1986-1990 гг. Судя по законодательству, решением проблемысоцобеспечения стали серьезно заниматься с 1990-х годов.«Положением о страховании по безработице», «Временным положениемо взносах социального страхования», «Положением о прожиточномминимуме жителей городов» была сформирована юридическаябаза системы социального обеспечения.

Что касается пенсионного обеспечения, то здесь есть четкоеподразделение на работников государственных и негосударственных предприятий.Официальные источники утверждают, что системой пенсионного страхования охваченыне только государственные предприятия, но и 51,5%предприятий коллективной собственности, 34,2% предприятий других видовсобственности. В 2005 г. в городах в системе социального страхования по старости зафиксировано174 млн. человек, из них работающиесоставляют 131 млн. человек, пенсионерыоколо 43 млн. В 1998 г. это было 85млн. работников предприятий и 27,3 млн. пенсионеров. В 2002 г. 99,9 % пенсионеров госпредприятийсвоевременно и в полном объеме получали пенсии постарости.

Ныне в Китае действует система пенсионных взносов. Пенсия складываетсяиз взносов предприятия в размере 20% от фонда зарплаты и 8% заработной платысамого работника. Сумма пенсиизависит от местаработы, постановлений местных правительств. Работникизакрывшихся предприятий обеспечиваются пенсиями в соответствии с прожиточнымминимумом местнойадминистрацией.

Пособие по безработице выдаетсяофициально зарегистрированным в городе безработным, находящимся в поискахработы. Пособие побезработице ниже минимального размера оплаты труда, но выше прожиточногоминимума, самый длительный срокполучения пособия побезработице - 24 месяца. Система страхования по безработице в 2002 г. в городераспространилась на 103 млн. человек(в 1998 г. этотпоказатель был 79 млн. человек).

Медицинское страхование также производится из фондовнакопления самого работника и его предприятия (для работника не более 2% заработной платы, для предприятия - не более 6% от общего фондазаработной платы). Данная система действует для работников в городах. В 2005 г. ею было охвачено 137 млн.человек, что больше, чем в предыдущем году, на 13 млн. В 1998 г. численность работников,имевших базовое медицинскоестрахование, составляламеньше 19 млн. человек.

Система прожиточного минимума введенатолько для городскихжителей. Прожиточный минимум установлен по стандартам Всемирного банка. Всоответствии с обменнымкурсом он должен быть около 250 юаней вмесяц на человека. По паритетампокупательнойспособности - около 60 юаней. Согласно официальным данным на конец февраля 2002 г., более 13млн. человек по всей стране были обеспечены пособиемпрожиточного минимума. В 2005 г. 22,3 млн.человек в городах и поселках получали пособие прожиточного минимума. Длясравнения: в 1998 г. - 1,8 млн.

Уровень пособия прожиточногоминимума дифференцированпо различным городам. В 1993 г. Шанхайпервым в Китае ввел пособие прожиточного минимума, которое выплачивалосьмалообеспеченным городским жителям из числа занятых, безработных и пенсионеров. В этом городе ежемесячное пособие на человекасоставляет примерно 280 юаней. В других городах центрального подчинения (кромеЧунцина) и пяти городах, выделенных планом, прожиточный минимум составляет200-319 юаней, в Чунцине и административных центрах23 провинций - 140-200 юаней, в городах районного уровня - 110-140 юаней, вгородах уездного уровня- 78-110 юаней.

Обеспеченность социально незащищенных слоев населения, главныеиз которых - пенсионеры и безработные, пожалуй, один изважнейших критериев состояния общества, следовательно и экономическогоразвития. В Китае эта сфера недостаточно развита. Правительству еще предстоитсерьезная работа в области усовершенствования системы социальных гарантий вмасштабах всейстраны.


Новое на рынке труда и вуправлении рабочей силой в Японии

Те огромные изменения, которые произошли в экономике Япониив течение XX века, казалось, совсем не затронули область трудаи трудовых отношений. Практически до конца столетия рыночные отношения здесьнаходились в зачаточном состоянии. Крупныйбизнес по существу монополизировал значительную частьрабочей силы, как бы«закрыл» ее от внешнегомира с помощью особой формы долговременной занятости - так называемой системы пожизненного найма. Важнейшим следствиемпожизненного найма стала разделенность рынка труда надве части - закрытую и открытую, впределах которых рабочая сила была поставлена в различные условия с точкизрения стабильности найма.На закрытом рынкемобильность рабочей силыосуществляется в пределах системы управления каждойфирмы. В силу значительнойвзаимосвязанностикрупных японских компаний эти системы взаимодействовалидруг с другом, образуя условно единый закрытый рынок труда.

Другая часть рынка труда обслуживала мелкий и среднийбизнес. Здесь рабочая сила не была столь строгопривязана к какой-нибудь одной фирме, и ее мобильность не сдерживалась рамками отдельныхкомпаний. Этот рынок труда принято называть открытым. Однако разделение рынкатруда на открытый и закрытый носило довольно условный характер, потому что мелкий бизнес, использующий открытый рынок труда,также попадал в сферу влияния крупного. Несмотряна значительные различия и существование между этими двумя частями рынка трудавполне определенной границы, они были неразрывно связаны друг с другом.

Открытый рынок в Японии всегда представлял собойсвоеобразный анклав рабочей силы «второго сорта», которой уготовано периферийноеположение. Напротив, той части рабочей силы, которая попадала на закрытыйрынок, были обеспечены разнообразные привилегии и,прежде всего, привилегии самой занятости. Привилегированноеположение закрытого рынка по отношению к открытому,доминирование над ним всегда поддерживало и японское государство.

В функционирование закрытого рынка труда государствопрактически никогда не вмешивалось. До сих пор здесьдействуютособые системытрудоустройства и профессионального обучения, которыеконтролируются самими компаниями. Открытый рынок труда,напротив, традиционно довольно жестко регулировался государством. Так,государство «из-за потенциальной возможности значительныхзлоупотреблений» не допускало частный бизнес в областьтрудоустройства рабочей силы, вращающейся на этом рынке,и он оставался в зачаточном состоянии. Монопольное правона посреднические услуги в области трудоустройствапринадлежало государственной службе занятости (Public Employment Service Office - PESO).

К началу XXI века открытый рынок труда в Японии все еще продолжалпредставлять собой сферу низко-квалифицированного, периферийноготруда, для которого были характерны специфическиеформы занятости, прежде всего частичная занятость.

Частичная занятость стала бурно развиваться в Японии в 70-еи, особенно, в 80-е годы прошлого века под влиянием осложнения социально-экономическогоположения в стране и с возникновением угрозыповышения уровня безработицы, когда стало сокращаться число постоянных рабочихмест. Эта форма занятости постепенноприобретала среди женщин особую популярность. Кконцу 80-х годов в Японии насчитывалось более 5 млн. частично занятыхработников, что составляло примерно 12% от общейчисленности лиц наемного труда. В общем числе частично занятыхоколо 70% приходилось на женщин.

Традиционно рабочие места на условиях частичной занятости предлагалисьтакже и там, где от исполнителей не требовался высокий уровень квалификации. Особое распространение частичная занятостьполучила прежде всего в сфере услуг. Эта форма занятости отличалась большойгибкостью и могла быстро реагировать на еженедельныеи даже на ежедневные изменения в спросе на рынке труда.Однако постепенно спрос на частичнуюзанятость стали предъявлять и другие отрасли экономики, дажевысокотехнологичные отрасли промышленности и производства,а также сфера образования, науки, социального обслуживания. Среди частично занятыхпоявляются специалисты свысшим образованием и «специализированные работники», труд которых требовал определенных навыкови подчас большой предварительной профессиональной подготовки.

Самая характерная черта, которая сформировалась в институте частичнойзанятости в Японии, связана с продолжительностью рабочеговремени. В отношении частично занятых приемлемаобычная для японских компаний практика привлечения персонала к сверхурочным работам,что закреплялось даже в трудовом договоре в качестве одногоиз обязательных условий найма. Такое положениепрактически размывало суть самого понятия «частичная занятость»и стирало принципиальные типологические отличия этогоявления от полной занятости.

При большой продолжительности рабочего времени практическивсе фирмы предлагали лишь почасовую оплату труда, чтоавтоматически означало отсутствие всяких дополнительных видов поощрений,весьма распространенныхв японских фирмах в отношениипостоянного персонала и составляющих до 50% в общей суммеего заработка. Наоборот, здесьнаблюдалось большое единообразие условий, поскольку в этом вопросе компаниипроявляли большую солидарность. Обычно вопросы об определении формы и уровняоплаты труда частично занятых все компании согласовывалидруг с другом, что превращало работодателей нарынке частичной занятости в монополистов.

Статус частично занятых закреплялся в индивидуальномдоговоре, и дискриминационные условия использования их труда сочеталисьс лишением гарантий в области найма и социальных прав, положенныхпостоянным работникам.

В настоящее время условияфункционирования крупного японского бизнеса с его традиционной опорой насобственный, внутренний, рынок труда меняются. В последние полтора - двадесятилетия в Японии на этот процесс оказывают влияние факторы, носящиеструктурный, непреходящий характер и вызывающиекардинальные изменения в сложившейся действительности. Среди этихфакторов - перестройка производственно-экономической структурыв условиях глобализации экономики, формирование информационногообщества, быстрое старениенаселения, индивидуализация и диверсификация рынка труда.

Большие изменения в систему трудовых отношений вносит возникновениеновых качественных характеристик рабочей силы, усилившийсяпереход от «коллективного труда» к «индивидуальному». На рынок труда Японии вкачестве самостоятельного субъекта трудовых отношенийвсе более решительно выходит отдельный, часто высококвалифицированный работник,пытающийсяпротивопоставить своиинтересы интересам работодателя. Особенно изменилась молодежь, которая уже несвязывает всю своютрудовую жизнь с одним работодателем, как прежде.

Государственная система трудоустройства не справляется со своимифункциями, деятельность PESOво многих случаях перестает удовлетворять потребности рынка труда. В настоящеевремя даже посреднические услуги PESO по сведению субъектов рынка трудадруг с другом нельзя считать полноценными и достаточными в регулировании рынка,поскольку из сферы их внимания выпадают целые области трудовой деятельности, профессий и категорий занятости, представители которых все активнее выходят на открытыйрынок труда.Все больше и большепредприятий и наемныхработников переставалиобращаться к PESO и начинали пользоваться другими источниками информации, втом числе СМИ.

Хотя новому закону предстояло обеспечить большую свободу действий для частного сектора, роль системы PESO, по мнениюспециалистов, должнабыла оставаться ключевой на поле посреднических услуг и в качестве таковойорганизовать широкий и всесторонний мониторинг показателей рынка труда иобеспечиватьпомощь как компаниям, так и рабочей силе.

Введение альтернативных форм посреднических услуг было решенопроводить поэтапно, чтобырадикальная перестройка существующейсистемы трудоустройства не привела к ее полному разрушению.На первом этапе, в 1985 г., был принят давно ожидаемый Закон о перенайме рабочейсилы, который, наконец, позволил частным агентствам заниматься трудоустройствомнаселения. На основании специально выдаваемогоразрешения или путемподачи отчетаинспекционной службе Министерства труда такие компанииполучали право на лизинг рабочей силы, т.е. на ее наем споследующимпредоставлением в распоряжение другого работодателя.

Закон строго определил сферу деятельности частных посреднических компаний, указав, какие именно виды деятельности могут быть объектом лизинга. Сроки контракта на условияхподнаймачерез лизинговыепредприятия не ограничивались. Это повышало статуснанимаемых, приравнивая его к статусу постоянных работников, что также влиялона их уровень возможного заработка и на степень социальных гарантий. Неограниченныйсрок трудового договора автоматически давал правона страхование по безработице, медицинское и пенсионное страхование.

Такое положение перенанятой рабочей силы, предложенноезаконом, отличалось в лучшую сторону от положениясоответствующих контингентов в тех странах, где лизинговый бизнес в области труда (так называемые предприятия временной работы - ПВР)получил довольно широкое распространение еще в 70-е годы прошлогостолетия. В отличие от Японии там этот бизнес практическине ограничивается законодательством с точки зрения охвата имрынка труда.

Особенно широко перенаем рабочей силы стал практиковаться вЯпонии в послевоенный период XX века. После нефтесырьевых кризисов1970-х годов он был хорошо известен крупному бизнесу каксредство сохранения системы пожизненного найма. В виде довольноразвитого механизма он обеспечивал перемещение рабочей силы в пределахзакрытого рынка труда и стал его необходимой частью.

С середины 1970-х годов, когда компании столкнулись с необходимостью масштабных перестроек в бизнесе,«делегирование»кадров из однихсекторов бизнеса, обычно находящихся в упадке, вдругие, более успешные, приобрело широкие масштабы и систематический характер.Эти перемещения не ограничивались рамками головнойкомпании, а распространялись на все ее филиалы и дажена субконтракторов. Основной причиной такого явления былостремление компаний сохранить принципы пожизненного найма в отношении своегокадрового ядра в условиях низких темпов ростаи структурнойперестройки экономики страны.

Значение этого закона состоит в том, что с его помощью потенциально обеспечивался выход на открытый рынокквалифицированной рабочей силы, не находящей спроса на крупных предприятиях.После легализации деятельности частных агентств потрудоустройству положение перенанятого персонала на рынке труда заметно улучшилось.

В 90-е годы минувшего века вопрос о развитии рынка труда перешел в иную, более прагматичную плоскость, чему немалоспособствовало ухудшение социально-экономической ситуации.Быстро ослабевал законодательный запрет на увольнения персонала и государственныйконтроль за исполнением этого запрета. Рост безработицысреди служащих крупных компаний, особенно среди лицсредних и старших возрастов, настолько продвинул вперед проблему развития открытого рынка труда, что она сталарассматриваться в качестве «одной из важнейших задач всей политики японскогоправительствапо дерегулированию экономики».

В 1999 г. частным предприятиям, занимающимся перенаймом рабочей силы, разрешили деятельность по широкомукругу профессий и трудовых занятий. Запрет касался лишьнекоторых видов работ, связанных с портовым транспортом, состроительством и охранной деятельностью. Порядок получения лицензийбыл существенно упрощен. Вместе с тем деятельность этихпредприятий подчинили определенным правилам надзора и ограничениямсо стороны Министерства труда. За нарушение установленногопорядка предусматривалась система административных наказаний.

Изменения, внесенные в трудовое законодательствов 1999 г., дляразвития открытого рынка труда считаются настолько большими, что частоназываются его реформой. Однако цели, которые изначально были направлены надерегулирование рынка труда, все еще не были достигнуты.Полная либерализация рынкатруда, снявшая всеограничения на деятельность коммерческих агентствпо трудоустройству и на все виды трудовой деятельности, быладостигнута в Японии лишь в 2004 г.

Поскольку коммерческие агентствапринимают на себя расходыпо подбору кадров, ихобучению и социальной защите, компании, прибегающиек лизингу, существенно сокращают свои затраты на рабочуюсилу. По данным Министерства труда, в 2003 г. численность такой рабочей силы составила 1,79 млн. человек, что почти натреть больше по сравнению с предыдущим годом.

В настоящее время около трети японских фирм используют персонал,полученный через лизинг,в целях, уже напрямую связанныхс решением основных и специализированных задач. По даннымМинистерства труда, обследованные в 2003 г. компании в качествеосновных причин, по которым они используют временный персонал, называлистремление иметь под рукой достаточно компетентныхработников для исполнения основных (39,6% ответа) испециализированныхфункций (25,9% ответа).Это свидетельствует отом, что значение временного персонала в фирмах повышается. Одновременно передкомпаниями со всей очевидностью встает задача воспринимать этотперсонал точно так же, как и основной контингент,т.е. какравноценный объектуправления, обладающий высоким уровнем трудовоймотивации, необходимой квалификацией и нуждающийся в соответствующей компенсации труда.

Трудности управления такой рабочей силой обусловлены двумя обстоятельствами.Первое из них связано с тем, что такой персонал нанимают сразу дваработодателя. Один из них - это коммерческое агентство, которое принимаетчеловека на работу номинально, не предоставляя рабочего места. Другойработодатель(производственная, торговая или другая фирма) берет его уагентства «взаймы», чтобы пользоваться его трудом фактически. Посколькууправленческие функциипо условиям действия такой моделидублируются двумя не связаннымимежду собой работодателями,во всех областях управления возникают постоянные нестыковки и несоответствия.

Другое обстоятельство, вызывающее проблемы в области управления временнымперсоналом, имеет прямое отношение к срокамего использования. Как известно, с временным персоналом вЯпонии, в отличие от постоянного, заключаются договоры со строгоустановленным сроком действия. Имея в виду, что рано или позднотакой персонал будет уволен,работодатель (в данном случаеоба работодателя) избегает брать на себя лишние обязательства в отношении него.В результате, какую бы ценность собой нипредставляла рабочая сила, нанятая на условиях лизинга, те противоречия,которые возникаютв результате ее двойного подчинения,не могут не усиливаться из-за временного статуса. Это неизменноотражается на эффективности управления временнымперсоналом.

Квалификацию персонала в японских фирмах принято подразделять на два уровня. На первом уровне предъявляютсятребования к таким способностям и умениям работника, которые позволяют емуисполнять производственные задачи, более или менее общиедля широкого круга компаний.Второй уровень предполагает,что работник может выполнятьработы, специфичные для какого-токонкретного бизнеса, часто для какой-то одной компании. Этаквалификация требует детальныхзнаний конкретного производства или другого вида деятельности этой компании. Дляобретения такого уровня квалификации работнику необходимо адаптироваться ккомплексу условий, сложившихся в данном бизнесе.

Современная система стимулирования труда в японскихкомпаниях уже во многом организуется на тех жепринципах, что и вовсем мире. Приисчислении заработка постепенно снижается значение таких традиционных дляЯпонии факторов, как возраст истаж работника. Напервый план постепенно выходит оценка результатов труда, способностей персонала, их квалификации, отношения к труду. Процессстимулирования труда выступает в двуединстве его основных составляющих - оценкивложенного трудапо совокупностивлияющих на него факторов, с одной стороны, и вознагражденияпо результатам этой оценки - с другой. Трудоваямотивация персонала в условияхтакой системыстимулирования зависит не только от размера непосредственного вознаграждения,но и от характера труда, разрешенного к исполнению и опосредованно влияющего науровень оплаты.

В сложившейся системестимулирования труда временных работников, используемых по лизингу, ввидуналичия двух работодателей неразделимые по сути функции стимулирования труда былиразделены. Размер оплаты и распределение рабочей силы по компаниями видам работ осуществляют агентства потрудоустройству, в ведении которых находится функция поиска и отбора кадров. Оценку вложенного трудаосуществляет, напротив, клиентская фирма, поскольку лишь здесьвозможно отследить поведение работника в процессе труда, оценитьего отношение к нему, с наибольшей точностьюопределитьмеру этого труда иполучить всю прочую информацию, касающуюся этого вопроса. Сведения орезультатах оценки труда работникафирма подает вагентство по трудоустройству, и этим ее участие в стимулированииего труда ограничивается.

Сложившееся в настоящее время отношение работодателей к проблеместимулирования персонала, используемого на условиях лизинга, не может неотражаться самым пагубнымобразом на трудовоймотивации. Всячески понуждаемые фирмами к высокой трудовойотдаче, такие работники считают себя вправе получать соответствующеевознаграждение и рассчитывают как минимум на возобновлениетрудового договора. Однако, убедившись в несостоятельности своих ожиданий, онипостепенно теряют интерес ктруду и становятся апатичными, малоинициативными статистами, пригоднымик исполнению лишь самых рутинных функций.

Главной предпосылкой к решению проблем управления рабочей силой, поступающей с открытого рынка труда, на взглядряда японских ученых, должно стать изменение отношения к ней со стороныбизнеса. Учитывая изменившиеся условия экономической деятельности насовременном этапе, они призывают видеть в открытомрынке труда постоянныйи надежный источник рабочей силы, перспективный для полноценного удовлетворенияновых нужд бизнеса.

Как считают исследователи, занимавшиеся изучением проблемы эффективного использования временной рабочей силы вЯпонии в современных условиях, ее решение ввиду комплексности и наличиямногих разноплановых аспектов требует совместных усилий и принятия мер со стороны как бизнеса, так и посреднических структурпо трудоустройству. Кроме того, необходимы также более решительные меры состороны государства по дальнейшей либерализации рынка труда.

Перспективы развития российского рынка труда и путиусовершенствования его функционирования

В социально - трудовойполитике первоначально превалировали меры, направленные на выработку иреализацию механизмов, облегчавших институциональные перемены в собственности иструктурные сдвиги в экономике. Важнейшими из них были поддержание доходов наоптимальном уровне и гарантии занятости в условиях спада производства и ростабезработицы. В русле демократизации общества было модернизированозаконодательство о труде и занятости путем приведения его в соответствии смеждународно-признанными правилами: сокращена рабочая неделя, увеличенаминимальная продолжительность отпусков, расширены гарантии занятостибезработных, началось реформирование социального страхования. Регулированиесоциально - страховых отношений способствовало их нормализации во времяприватизации экономики.

Неуклонный ростструктурной безработицы предопределял необходимость преобразования фондовзанятости в полноценную систему социального страхования. Безработица изнегативного явления превращалась в постоянно действующий фактор развития рынкатруда и обострения конкуренции за рабочие места. Надо было считаться с ееобъективным характером, обусловленностью процессами реформирования экономики,искать новые формы эффективной занятости.

С переходом страны наступень развития рыночной экономики возникли изменения в жизни общества в целоми отдельных ее отраслях. В частности, произошли изменения и на рынке труда, чтопривело к возникновению ряда проблем.

Безработица являетсяфактором, понижающим заработную плату. Таким образом, отрицательные последствиябезработицы не ограничиваются теми, кто стал ее жертвой. Она может ударить поцелым трудовым коллективам, в том числе профсоюзам, помешав их попыткамулучшить качество рабочих мест, условий труда, ввести дополнительные блага иобеспечить другие права человека на рабочем месте.

Особенно важной являетсясоциальная либерализация наемного труда, прежде всего через радикальную реформутрудового законодательства в полном соответствии требованиями рыночнойэкономики. Как собственник уникального товара он имеет права на приоритет нарынке труда, его цена формируется в зависимости от способности, образования,квалификации, опыта.

Государственные гарантиинезанятому населению должно заменить обязательное страхование структурной и профессиональнойбезработицы. А также следует улучшить функционирование фондов социальногострахования путем стабильной выплаты социальных пособий по безработице,повышением прожиточного минимума, учитывая инфляционные процессы. Говоря офункционировании пенсионного фонда, следует отметить необходимость повышениядоли отчислений от заработной платы работника.

Также следует стремиться кподдержанию взаимосвязи занятости, зарплаты и инвестиций в оптимальномсоотношении, что является условием социально - экономическойсбалансированности. Только так может быть обеспечена надежная экономическаяоснова для создания новых рабочих мест, расширяющих сферу эффективнойзанятости, что, в свою очередь, приведет к «рассасыванию» безработицы,понижению ее уровня при стабилизации развития. Именно тогда становитсявозможным создание в обозримой перспективе динамичной, адаптированной кглубинным рыночным трансформациям в экономике социально - трудовой сферы.

Эффективно на функционирование рынкатруда повлияет привлечение инвестиций со стороны государства.

Вследствие недостаточноэффективной работы службы занятости наблюдается рост численностинезарегистрированых безработных, которые не считают необходимым обращаться вслужбу занятости и подчас находят альтернативные источники существования. Этосвидетельствует о росте видов деятельности, не учитываемых государственнойстатистикой, и требует усиления контроля со стороны органов управления.

Также следует изменитьполитику занятости в отношении к требованиям, предъявляемым к работнику. Преждевсего, следует обращать внимание на квалификацию и образование работника, хотяв настоящее время для нашей страны одним из главных требований притрудоустройстве является стаж работника, а также его возраст, что зачастуюявляется преградой в поисках работы.


Список литературы

1. МакароваЭ. А. Социальноеобеспечение // Труд зарубежом. 2007. № 4(76).

2. МакароваЭ. А. Занятостьи безработица// Труд за рубежом. 2006. № 4(72).

3. АюшиеваЕ.Б. Реформа социальной сферы: проблемыи последствия реализации // Труд и социальныеотношения. 2007. №3(39).

4. Макарова Э. А.Зависимость от пособий и трудоустройство в Китае // Труд за рубежом. 2009. № 2(74).

5. Макарова Э. А.Рынок труда в Японии// Труд за рубежом. 2007. № 3(75).

Китай, как и все страны, переживает не самые простые времена в экономике с 2000 года. Но за последнее десятилетие его официальный уровень безработицы остаётся невероятно стабильным. Однако в мире бытует мнение, что безработица в Китае – это единица, которую невозможно точно измерить.

Данные о регистрации городской безработицы за 2018 год показывают всего 4,1%. Такие цифры всегда говорят о стабильности или экономическом подъёме, но проблема в том, что не претерпевал изменений за последние 6 лет.

И к тому же безработица в Китае оставалась почти неизменной с минимальной разницей с 2001 года даже в самые напряжённые годы всемирного финансового кризиса.

Проведённые последние исследования в 2018 году показывают уровень выше минимум в 2 раза. Согласно результатам, безработица составляет в среднем 10.9% в период с 2002-2009 годов, что на 7% выше официально зарегистрированной.

Другие исследовательские центры показывают цифру 8,1 процента, а некоторые отстаивают свои данные о 20% безработицы особенно среди молодёжи в 2018 году. Высокие проценты особенно актуальны среди необразованных слоёв населения, тогда как людям с образованием легче не потерять свою работу.

Что же влияет на такую разницу при подсчёте процентов безработицы? И насколько верны подсчёты, представленные Национальным бюро статистики Китая. Бюро проводит опрос населения во всех городах страны. Но слабым местом в этом подсчёте является то, что опрашиваются официально зарегистрированные в местах постоянного проживания люди.

В этом случае срабатывает правило, которое навязывается правительством: борьба за показатели на первом месте. Согласно ему сокращённые в результате спада экономики работники числятся работающими на предприятиях.

Другой нюанс, влияющий на показатели, в том, что большая доля населения, занятая в сельском хозяйстве, не регистрируется нигде, поскольку не проживает подолгу на одном месте, а мигрирует по сезонам.

Существует такое понятие, как скрытая занятость. Это когда человек теряет постоянное место работы не по своей вине, а в результате приостановки деятельности его предприятия.

Он может во время вынужденного отпуска переезжать в различные регионы, временно трудоустраиваться, получать прибыль, не оплачивая при этом . Но всё это время он будет числиться занятым на своём старом рабочем месте.

Причины безработицы

Есть несколько основных причин, влияющих на безработицу в стране. Одна из них – нестабильное положение в аграрном секторе, в который вовлечена большая часть жителей Китая. Идёт повсеместное сокращение земель и вытеснение их промышленными зонами.

Новые производственные реформы, затрагивающие госпредприятия, тоже проходят негладко и вносят свои негативные последствия, становясь причиной безработицы. Производство оказывается убыточным, и государство вынуждено выдавать пособие по соцобеспечению. Эта основная проблема на севере Китая.

Самая незащищённая прослойка населения – это молодёжь. Большинство из них не имеет ни трудовых навыков, ни необходимого образования. Отсутствие трудового стажа сильно влияет на результат при наборе работников. Но главное то, что, не успев проработать определённый срок на предприятии, молодые люди лишены права получить страховые пособия в случае безработицы.

Всех работодателей обязуют отчислять определённый процент с доходов в фонд страхования. Из также производятся отчисления в этот фонд. Он является гарантом выплаты пособия в случае безработицы.

Размер пособия, на которое может рассчитывать безработный, зависит от места проживания. В зависимости от провинций и автономных районов варьируется сумма выплачиваемого пособия. Она зависит от минимальной заработной платы по данному региону и величине прожиточного минимума.

В случае получения статуса безработного гражданин Китая имеет право на пособие по безработице.

Для получения пособия надо:

  • уплачивать взносы в фонд страхования не менее одного года;
  • быть зарегистрированным на бирже труда;
  • пройти программу для повторного ;
  • иметь регистрацию по месту жительства только в городской местности;
  • не иметь статуса недееспособного.

Сумма выплат не привязана к ранее получаемой заработной плате и количеству страховых выплат. Пособие назначается в определённой сумме и может выплачиваться только в течение 2 лет, если не будет предоставлено трудоустройство раньше этого срока. После этого выплаты прекращаются, даже если не было предоставлено рабочее место.

Из-за трудности учёта уровня безработицы нет возможности обеспечить всех нуждающихся пособием. По средним подсчётам 40 миллионов граждан не могут получать выплаты, поскольку не числятся безработными по тем или иным причинам.

Занятость и безработица в Китае, Японии и России


Традиционно важным показателем успешного развития страны считается занятость населения. Предоставление рабочих мест - важнейшая задача китайского правительства на ближайшее время. Несмотря на хорошие темпы экономического роста, обеспечить полную занятость населения не удается. Согласно прогнозам, численность рабочей силы к 2030 г. должна возрасти до 772,8 млн. человек. Однако уже в 2005 г. число занятых превысило прогнозируемое и составило 778,8 млн. человек, из них 45% в аграрном секторе, 24% в промышленности и строительстве, 31% в сфере услуг. Занятых горожан насчитывалось 273,3 млн. человек.

Официальная безработица в городе в 2005 г. составляла 4,2% и не изменяется до сих пор. В 1999 и 2000 гг. этот показатель был 3,1%, затем увеличился до 3,6%, причем это происходило на фоне роста экономики в 7,5 и 8,4%. По международным стандартам безработица не должна превышать 5-6%. При таких показателях считается, что поддерживается полная занятость. Китайские экономисты приводят так называемый реальный уровень безработицы, который выше 14% для города (а горожане составляют 42,3% всего населения). В деревне безработица еще больше.

Безработными считаются лица, официально зарегистрированные как безработные, а с 1999 г. все сокращенные с государственных предприятий («сяган») получают пособие по безработице, но не входят в категорию безработных. Помимо официально числящихся безработными, в городе есть еще крестьяне, приехавшие на заработки. Эти люди не числятся ни в «занятых», ни в «безработных», так как данных о безработице в деревне нет, а к числу городских жителей их не относят.

В Китае неработающие подразделяются на несколько групп. В городе безработными считаются лица, не нашедшие работу в течение месяца после увольнения или перехода в группу трудоспособных. Через 24 месяца эти люди перестают числиться безработными и больше не получают пособия по безработице (даже если они не нашли работу). Такая политика направлена на стимулирование роста занятости.

Другая группа - это «сяган» (сокращенные с государственных предприятий). Обеспечение работой людей, перешедших в категорию «сяган» в связи с созданием «системы современных предприятий», приобрело серьезный характер, стало особым явлением времени.

По возрастному составу, например, в Пекине «сяган» моложе 15 лет составляют 6%, 26-35 лет - 29%, 36-45 лет - 46%, старше 46 дет - 19%, в провинции Аньхой - «сяган» от 31 до 40 лет составляют 47%. В Пекине и Шанхае доля женщин среди «сяган» - 55%.

В будущем одной из главных проблем станет предоставление рабочих мест избыточной рабочей силе из деревни - третьей категории, которая пополняет армию неработающих. Впрочем, уже сейчас безземельные крестьяне - проблема не только для руководства, но и для всей страны. Не могут остаться незамеченными передвижения более 100 млн. человек, скитающихся по стране в поисках заработка.

С одной стороны, миграция прибыльна для государства. Перемещения избыточной рабочей силы из деревни выгодно как городу, так и деревне. Город получает доход в виде налогов, потребительских расходов (80-100 млрд. юаней в год), деревня - в виде заработанного капитала (ежегодно около 120 млрд. юаней). Если еще учесть транспортные затраты этого населения при передвижении по стране из дома до места заработков, то они совокупно дают приличный рост валового продукта. С другой стороны, мигранты из деревни не имеют никаких гарантий своего существования, уверенности в завтрашнем дне, потому что, останавливаясь сегодня на одной стройке, не знают, придется ли искать новую работу или пристанище на следующий день.

На фоне роста населения безработица также будет увеличиваться. У исследователей и у правительства это вызывает серьезные опасения.

рабочая занятость безработица


Социальное обеспечение в Китае

Развитие системы социального обеспечения напрямую связано с безработицей и появлением вследствие ее социально незащищенного населения. В 2002 г. впервые в Китае появился термин «социально незащищенное население». К нему были отнесены четыре группы: 1) «сяган»; 2) люди «вне системы» (предприятий), не занятые на государственных предприятиях и соответственно не получающие никакой поддержки в случае увольнения или наступления нетрудоспособности. Сюда же, видимо, можно отнести инвалидов, детей-сирот; 3) сельские работники в городах; 4) досрочно вышедшие на пенсию работники в «системе (государственных) предприятий».

Рассматривая современную систему социального страхования, следует отметить, что не все группы социально незащищенного населения охвачены ею, и то в основном только в городах. В настоящее время она имеет четыре уровня:

1. Социальное страхование по безработице, по старости, медицинское страхование.

2. Обеспечение образованием, пособия инвалидам и несовершеннолетним.

3. Обеспечение прожиточного минимума.

4. Социальная помощь - льготы отдельным слоям населения. Рассмотрим два из них - социальное страхование и обеспечение прожиточного минимума.

Система соцобеспечения в Китае была заложена Конституцией 1951 г., но ее практическое формирование началось во время седьмой пятилетки 1986-1990 гг. Судя по законодательству, решением проблемы соцобеспечения стали серьезно заниматься с 1990-х годов. «Положением о страховании по безработице», «Временным положением о взносах социального страхования», «Положением о прожиточном минимуме жителей городов» была сформирована юридическая база системы социального обеспечения.

Что касается пенсионного обеспечения, то здесь есть четкое подразделение на работников государственных и негосударственных предприятий. Официальные источники утверждают, что системой пенсионного страхования охвачены не только государственные предприятия, но и 51,5% предприятий коллективной собственности, 34,2% предприятий других видов собственности. В 2005 г. в городах в системе социального страхования по старости зафиксировано 174 млн. человек, из них работающие составляют 131 млн. человек, пенсионеры около 43 млн. В 1998 г. это было 85 млн. работников предприятий и 27,3 млн. пенсионеров. В 2002 г. 99,9 % пенсионеров госпредприятий своевременно и в полном объеме получали пенсии по старости.

Ныне в Китае действует система пенсионных взносов. Пенсия складывается из взносов предприятия в размере 20% от фонда зарплаты и 8% заработной платы самого работника. Сумма пенсии зависит от места работы, постановлений местных правительств. Работники закрывшихся предприятий обеспечиваются пенсиями в соответствии с прожиточным минимумом местной администрацией.

Пособие по безработице выдается официально зарегистрированным в городе безработным, находящимся в поисках работы. Пособие по безработице ниже минимального размера оплаты труда, но выше прожиточного минимума, самый длительный срок получения пособия по безработице - 24 месяца. Система страхования по безработице в 2002 г. в городе распространилась на 103 млн. человек (в 1998 г. этот показатель был 79 млн. человек).

Медицинское страхование также производится из фондов накопления самого работника и его предприятия (для работника не более 2% заработной платы, для предприятия - не более 6% от общего фонда заработной платы). Данная система действует для работников в городах. В 2005 г. ею было охвачено 137 млн. человек, что больше, чем в предыдущем году, на 13 млн. В 1998 г. численность работников, имевших базовое медицинское страхование, составляла меньше 19 млн. человек.

Система прожиточного минимума введена только для городских жителей. Прожиточный минимум установлен по стандартам Всемирного банка. В соответствии с обменным курсом он должен быть около 250 юаней в месяц на человека. По паритетам покупательной способности - около 60 юаней. Согласно официальным данным на конец февраля 2002 г., более 13 млн. человек по всей стране были обеспечены пособием прожиточного минимума. В 2005 г. 22,3 млн. человек в городах и поселках получали пособие прожиточного минимума. Для сравнения: в 1998 г. - 1,8 млн.

Уровень пособия прожиточного минимума дифференцирован по различным городам. В 1993 г. Шанхай первым в Китае ввел пособие прожиточного минимума, которое выплачивалось малообеспеченным городским жителям из числа занятых, безработных и пенсионеров. В этом городе ежемесячное пособие на человека составляет примерно 280 юаней. В других городах центрального подчинения (кроме Чунцина) и пяти городах, выделенных планом, прожиточный минимум составляет 200-319 юаней, в Чунцине и административных центрах 23 провинций - 140-200 юаней, в городах районного уровня - 110-140 юаней, в городах уездного уровня - 78-110 юаней.

Обеспеченность социально незащищенных слоев населения, главные из которых - пенсионеры и безработные, пожалуй, один из важнейших критериев состояния общества, следовательно и экономического развития. В Китае эта сфера недостаточно развита. Правительству еще предстоит серьезная работа в области усовершенствования системы социальных гарантий в масштабах всей страны.


Новое на рынке труда и в управлении рабочей силой в Японии

Те огромные изменения, которые произошли в экономике Японии в течение XX века, казалось, совсем не затронули область труда и трудовых отношений. Практически до конца столетия рыночные отношения здесь находились в зачаточном состоянии. Крупный бизнес по существу монополизировал значительную часть рабочей силы, как бы «закрыл» ее от внешнего мира с помощью особой формы долговременной занятости - так называемой системы пожизненного найма. Важнейшим следствием пожизненного найма стала разделенность рынка труда на две части - закрытую и открытую, в пределах которых рабочая сила была поставлена в различные условия с точки зрения стабильности найма. На закрытом рынке мобильность рабочей силы осуществляется в пределах системы управления каждой фирмы. В силу значительной взаимосвязанности крупных японских компаний эти системы взаимодействовали друг с другом, образуя условно единый закрытый рынок труда.

Другая часть рынка труда обслуживала мелкий и средний бизнес. Здесь рабочая сила не была столь строго привязана к какой-нибудь одной фирме, и ее мобильность не сдерживалась рамками отдельных компаний. Этот рынок труда принято называть открытым. Однако разделение рынка труда на открытый и закрытый носило довольно условный характер, потому что мелкий бизнес, использующий открытый рынок труда, также попадал в сферу влияния крупного. Несмотря на значительные различия и существование между этими двумя частями рынка труда вполне определенной границы, они были неразрывно связаны друг с другом.

Открытый рынок в Японии всегда представлял собой своеобразный анклав рабочей силы «второго сорта», которой уготовано периферийное положение. Напротив, той части рабочей силы, которая попадала на закрытый рынок, были обеспечены разнообразные привилегии и, прежде всего, привилегии самой занятости. Привилегированное положение закрытого рынка по отношению к открытому, доминирование над ним всегда поддерживало и японское государство.

В функционирование закрытого рынка труда государство практически никогда не вмешивалось. До сих пор здесь действуют особые системы трудоустройства и профессионального обучения, которые контролируются самими компаниями. Открытый рынок труда, напротив, традиционно довольно жестко регулировался государством. Так, государство «из-за потенциальной возможности значительных злоупотреблений» не допускало частный бизнес в область трудоустройства рабочей силы, вращающейся на этом рынке, и он оставался в зачаточном состоянии. Монопольное право на посреднические услуги в области трудоустройства принадлежало государственной службе занятости (PublicEmploymentServiceOffice - PESO).

К началу XXI века открытый рынок труда в Японии все еще продолжал представлять собой сферу низко-квалифицированного, периферийного труда, для которого были характерны специфические формы занятости, прежде всего частичная занятость.

Частичная занятость стала бурно развиваться в Японии в 70-е и, особенно, в 80-е годы прошлого века под влиянием осложнения социально-экономического положения в стране и с возникновением угрозы повышения уровня безработицы, когда стало сокращаться число постоянных рабочих мест. Эта форма занятости постепенно приобретала среди женщин особую популярность. К концу 80-х годов в Японии насчитывалось более 5 млн. частично занятых работников, что составляло примерно 12% от общей численности лиц наемного труда. В общем числе частично занятых около 70% приходилось на женщин.

Традиционно рабочие места на условиях частичной занятости предлагались также и там, где от исполнителей не требовался высокий уровень квалификации. Особое распространение частичная занятость получила прежде всего в сфере услуг. Эта форма занятости отличалась большой гибкостью и могла быстро реагировать на еженедельные и даже на ежедневные изменения в спросе на рынке труда. Однако постепенно спрос на частичную занятость стали предъявлять и другие отрасли экономики, даже высокотехнологичные отрасли промышленности и производства, а также сфера образования, науки, социального обслуживания. Среди частично занятых появляются специалисты с высшим образованием и «специализированные работники», труд которых требовал определенных навыков и подчас большой предварительной профессиональной подготовки.

Самая характерная черта, которая сформировалась в институте частичной занятости в Японии, связана с продолжительностью рабочего времени. В отношении частично занятых приемлема обычная для японских компаний практика привлечения персонала к сверхурочным работам, что закреплялось даже в трудовом договоре в качестве одного из обязательных условий найма. Такое положение практически размывало суть самого понятия «частичная занятость» и стирало принципиальные типологические отличия этого явления от полной занятости.

При большой продолжительности рабочего времени практически все фирмы предлагали лишь почасовую оплату труда, что автоматически означало отсутствие всяких дополнительных видов поощрений, весьма распространенных в японских фирмах в отношении постоянного персонала и составляющих до 50% в общей сумме его заработка. Наоборот, здесь наблюдалось большое единообразие условий, поскольку в этом вопросе компании проявляли большую солидарность. Обычно вопросы об определении формы и уровня оплаты труда частично занятых все компании согласовывали друг с другом, что превращало работодателей на рынке частичной занятости в монополистов.

Статус частично занятых закреплялся в индивидуальном договоре, и дискриминационные условия использования их труда сочетались с лишением гарантий в области найма и социальных прав, положенных постоянным работникам.

В настоящее время условия функционирования крупного японского бизнеса с его традиционной опорой на собственный, внутренний, рынок труда меняются. В последние полтора - два десятилетия в Японии на этот процесс оказывают влияние факторы, носящие структурный, непреходящий характер и вызывающие кардинальные изменения в сложившейся действительности. Среди этих факторов - перестройка производственно-экономической структуры в условиях глобализации экономики, формирование информационного общества, быстрое старение населения, индивидуализация и диверсификация рынка труда.

Большие изменения в систему трудовых отношений вносит возникновение новых качественных характеристик рабочей силы, усилившийся переход от «коллективного труда» к «индивидуальному». На рынок труда Японии в качестве самостоятельного субъекта трудовых отношений все более решительно выходит отдельный, часто высококвалифицированный работник, пытающийся противопоставить свои интересы интересам работодателя. Особенно изменилась молодежь, которая уже не связывает всю свою трудовую жизнь с одним работодателем, как прежде.

Государственная система трудоустройства не справляется со своими функциями, деятельность PESO во многих случаях перестает удовлетворять потребности рынка труда. В настоящее время даже посреднические услуги PESO по сведению субъектов рынка труда друг с другом нельзя считать полноценными и достаточными в регулировании рынка, поскольку из сферы их внимания выпадают целые области трудовой деятельности, профессий и категорий занятости, представители которых все активнее выходят на открытый рынок труда. Все больше и больше предприятий и наемных работников переставали обращаться к PESO и начинали пользоваться другими источниками информации, в том числе СМИ.

Хотя новому закону предстояло обеспечить большую свободу действий для частного сектора, роль системы PESO, по мнению специалистов, должна была оставаться ключевой на поле посреднических услуг и в качестве таковой организовать широкий и всесторонний мониторинг показателей рынка труда и обеспечивать помощь как компаниям, так и рабочей силе.

Введение альтернативных форм посреднических услуг было решено проводить поэтапно, чтобы радикальная перестройка существующей системы трудоустройства не привела к ее полному разрушению. На первом этапе, в 1985 г., был принят давно ожидаемый Закон о перенайме рабочей силы, который, наконец, позволил частным агентствам заниматься трудоустройством населения. На основании специально выдаваемого разрешения или путем подачи отчета инспекционной службе Министерства труда такие компании получали право на лизинг рабочей силы, т.е. на ее наем с последующим предоставлением в распоряжение другого работодателя.

Закон строго определил сферу деятельности частных посреднических компаний, указав, какие именно виды деятельности могут быть объектом лизинга. Сроки контракта на условиях поднайма через лизинговые предприятия не ограничивались. Это повышало статус нанимаемых, приравнивая его к статусу постоянных работников, что также влияло на их уровень возможного заработка и на степень социальных гарантий. Неограниченный срок трудового договора автоматически давал право на страхование по безработице, медицинское и пенсионное страхование.

Такое положение перенанятой рабочей силы, предложенное законом, отличалось в лучшую сторону от положения соответствующих контингентов в тех странах, где лизинговый бизнес в области труда (так называемые предприятия временной работы - ПВР) получил довольно широкое распространение еще в 70-е годы прошлого столетия. В отличие от Японии там этот бизнес практически не ограничивается законодательством с точки зрения охвата им рынка труда.

Особенно широко перенаем рабочей силы стал практиковаться в Японии в послевоенный период XX века. После нефтесырьевых кризисов 1970-х годов он был хорошо известен крупному бизнесу как средство сохранения системы пожизненного найма. В виде довольно развитого механизма он обеспечивал перемещение рабочей силы в пределах закрытого рынка труда и стал его необходимой частью.

С середины 1970-х годов, когда компании столкнулись с необходимостью масштабных перестроек в бизнесе, «делегирование» кадров из одних секторов бизнеса, обычно находящихся в упадке, в другие, более успешные, приобрело широкие масштабы и систематический характер. Эти перемещения не ограничивались рамками головной компании, а распространялись на все ее филиалы и даже на субконтракторов. Основной причиной такого явления было стремление компаний сохранить принципы пожизненного найма в отношении своего кадрового ядра в условиях низких темпов роста и структурной перестройки экономики страны.

Значение этого закона состоит в том, что с его помощью потенциально обеспечивался выход на открытый рынок квалифицированной рабочей силы, не находящей спроса на крупных предприятиях. После легализации деятельности частных агентств по трудоустройству положение перенанятого персонала на рынке труда заметно улучшилось.

В 90-е годы минувшего века вопрос о развитии рынка труда перешел в иную, более прагматичную плоскость, чему немало способствовало ухудшение социально-экономической ситуации. Быстро ослабевал законодательный запрет на увольнения персонала и государственный контроль за исполнением этого запрета. Рост безработицы среди служащих крупных компаний, особенно среди лиц средних и старших возрастов, настолько продвинул вперед проблему развития открытого рынка труда, что она стала рассматриваться в качестве «одной из важнейших задач всей политики японского правительства по дерегулированию экономики».

В 1999 г. частным предприятиям, занимающимся перенаймом рабочей силы, разрешили деятельность по широкому кругу профессий и трудовых занятий. Запрет касался лишь некоторых видов работ, связанных с портовым транспортом, со строительством и охранной деятельностью. Порядок получения лицензий был существенно упрощен. Вместе с тем деятельность этих предприятий подчинили определенным правилам надзора и ограничениям со стороны Министерства труда. За нарушение установленного порядка предусматривалась система административных наказаний.

Изменения, внесенные в трудовое законодательство в 1999 г., для развития открытого рынка труда считаются настолько большими, что часто называются его реформой. Однако цели, которые изначально были направлены на дерегулирование рынка труда, все еще не были достигнуты. Полная либерализация рынка труда, снявшая все ограничения на деятельность коммерческих агентств по трудоустройству и на все виды трудовой деятельности, была достигнута в Японии лишь в 2004 г.

Поскольку коммерческие агентства принимают на себя расходы по подбору кадров, их обучению и социальной защите, компании, прибегающие к лизингу, существенно сокращают свои затраты на рабочую силу. По данным Министерства труда, в 2003 г. численность такой рабочей силы составила 1,79 млн. человек, что почти на треть больше по сравнению с предыдущим годом.

В настоящее время около трети японских фирм используют персонал, полученный через лизинг, в целях, уже напрямую связанных с решением основных и специализированных задач. По данным Министерства труда, обследованные в 2003 г. компании в качестве основных причин, по которым они используют временный персонал, называли стремление иметь под рукой достаточно компетентных работников для исполнения основных (39,6% ответа) и специализированных функций (25,9% ответа). Это свидетельствует о том, что значение временного персонала в фирмах повышается. Одновременно перед компаниями со всей очевидностью встает задача воспринимать этот персонал точно так же, как и основной контингент, т.е. как равноценный объект управления, обладающий высоким уровнем трудовой мотивации, необходимой квалификацией и нуждающийся в соответствующей компенсации труда.

Трудности управления такой рабочей силой обусловлены двумя обстоятельствами. Первое из них связано с тем, что такой персонал нанимают сразу два работодателя. Один из них - это коммерческое агентство, которое принимает человека на работу номинально, не предоставляя рабочего места. Другой работодатель (производственная, торговая или другая фирма) берет его у агентства «взаймы», чтобы пользоваться его трудом фактически. Поскольку управленческие функции по условиям действия такой модели дублируются двумя не связанными между собой работодателями, во всех областях управления возникают постоянные нестыковки и несоответствия.

Другое обстоятельство, вызывающее проблемы в области управления временным персоналом, имеет прямое отношение к срокам его использования. Как известно, с временным персоналом вЯпонии, в отличие от постоянного, заключаются договоры со строго установленным сроком действия. Имея в виду, что рано или поздно такой персонал будет уволен, работодатель (в данном случае оба работодателя) избегает брать на себя лишние обязательства в отношении него. В результате, какую бы ценность собой ни представляла рабочая сила, нанятая на условиях лизинга, те противоречия, которые возникают в результате ее двойного подчинения, не могут не усиливаться из-за временного статуса. Это неизменно отражается на эффективности управления временным персоналом.

Квалификацию персонала в японских фирмах принято подразделять на два уровня. На первом уровне предъявляются требования к таким способностям и умениям работника, которые позволяют ему исполнять производственные задачи, более или менее общие для широкого круга компаний. Второй уровень предполагает, что работник может выполнять работы, специфичные для какого-то конкретного бизнеса, часто для какой-то одной компании. Эта квалификация требует детальных знаний конкретного производства или другого вида деятельности этой компании. Для обретения такого уровня квалификации работнику необходимо адаптироваться к комплексу условий, сложившихся в данном бизнесе.

Современная система стимулирования труда в японских компаниях уже во многом организуется на тех же принципах, что и во всем мире. При исчислении заработка постепенно снижается значение таких традиционных для Японии факторов, как возраст и стаж работника. На первый план постепенно выходит оценка результатов труда, способностей персонала, их квалификации, отношения к труду. Процесс стимулирования труда выступает в двуединстве его основных составляющих - оценки вложенного труда по совокупности влияющих на него факторов, с одной стороны, и вознаграждения по результатам этой оценки - с другой. Трудовая мотивация персонала в условиях такой системы стимулирования зависит не только от размера непосредственного вознаграждения, но и от характера труда, разрешенного к исполнению и опосредованно влияющего на уровень оплаты.

В сложившейся системе стимулирования труда временных работников, используемых по лизингу, ввиду наличия двух работодателей неразделимые по сути функции стимулирования труда были разделены. Размер оплаты и распределение рабочей силы по компаниям и видам работ осуществляют агентства по трудоустройству, в ведении которых находится функция поиска и отбора кадров. Оценку вложенного труда осуществляет, напротив, клиентская фирма, поскольку лишь здесь возможно отследить поведение работника в процессе труда, оценить его отношение к нему, с наибольшей точностью определить меру этого труда и получить всю прочую информацию, касающуюся этого вопроса. Сведения о результатах оценки труда работника фирма подает в агентство по трудоустройству, и этим ее участие в стимулировании его труда ограничивается.

Сложившееся в настоящее время отношение работодателей к проблеме стимулирования персонала, используемого на условиях лизинга, не может не отражаться самым пагубным образом на трудовой мотивации. Всячески понуждаемые фирмами к высокой трудовой отдаче, такие работники считают себя вправе получать соответствующее вознаграждение и рассчитывают как минимум на возобновление трудового договора. Однако, убедившись в несостоятельности своих ожиданий, они постепенно теряют интерес к труду и становятся апатичными, малоинициативными статистами, пригодными к исполнению лишь самых рутинных функций.

Главной предпосылкой к решению проблем управления рабочей силой, поступающей с открытого рынка труда, на взгляд ряда японских ученых, должно стать изменение отношения к ней со стороны бизнеса. Учитывая изменившиеся условия экономической деятельности на современном этапе, они призывают видеть в открытом рынке труда постоянный и надежный источник рабочей силы, перспективный для полноценного удовлетворения новых нужд бизнеса.

Как считают исследователи, занимавшиеся изучением проблемы эффективного использования временной рабочей силы в Японии в современных условиях, ее решение ввиду комплексности и наличия многих разноплановых аспектов требует совместных усилий и принятия мер со стороны как бизнеса, так и посреднических структур по трудоустройству. Кроме того, необходимы также более решительные меры со стороны государства по дальнейшей либерализации рынка труда.

Перспективы развития российского рынка труда и пути усовершенствования его функционирования

В социально - трудовой политике первоначально превалировали меры, направленные на выработку и реализацию механизмов, облегчавших институциональные перемены в собственности и структурные сдвиги в экономике. Важнейшими из них были поддержание доходов на оптимальном уровне и гарантии занятости в условиях спада производства и роста безработицы. В русле демократизации общества было модернизировано законодательство о труде и занятости путем приведения его в соответствии с международно-признанными правилами: сокращена рабочая неделя, увеличена минимальная продолжительность отпусков, расширены гарантии занятости безработных, началось реформирование социального страхования. Регулирование социально - страховых отношений способствовало их нормализации во время приватизации экономики.

Неуклонный рост структурной безработицы предопределял необходимость преобразования фондов занятости в полноценную систему социального страхования. Безработица из негативного явления превращалась в постоянно действующий фактор развития рынка труда и обострения конкуренции за рабочие места. Надо было считаться с ее объективным характером, обусловленностью процессами реформирования экономики, искать новые формы эффективной занятости.

С переходом страны на ступень развития рыночной экономики возникли изменения в жизни общества в целом и отдельных ее отраслях. В частности, произошли изменения и на рынке труда, что привело к возникновению ряда проблем.

Безработица является фактором, понижающим заработную плату. Таким образом, отрицательные последствия безработицы не ограничиваются теми, кто стал ее жертвой. Она может ударить по целым трудовым коллективам, в том числе профсоюзам, помешав их попыткам улучшить качество рабочих мест, условий труда, ввести дополнительные блага и обеспечить другие права человека на рабочем месте.

Особенно важной является социальная либерализация наемного труда, прежде всего через радикальную реформу трудового законодательства в полном соответствии требованиями рыночной экономики. Как собственник уникального товара он имеет права на приоритет на рынке труда, его цена формируется в зависимости от способности, образования, квалификации, опыта.

Государственные гарантии незанятому населению должно заменить обязательное страхование структурной и профессиональной безработицы. А также следует улучшить функционирование фондов социального страхования путем стабильной выплаты социальных пособий по безработице, повышением прожиточного минимума, учитывая инфляционные процессы. Говоря о функционировании пенсионного фонда, следует отметить необходимость повышения доли отчислений от заработной платы работника.

Также следует стремиться к поддержанию взаимосвязи занятости, зарплаты и инвестиций в оптимальном соотношении, что является условием социально - экономической сбалансированности. Только так может быть обеспечена надежная экономическая основа для создания новых рабочих мест, расширяющих сферу эффективной занятости, что, в свою очередь, приведет к «рассасыванию» безработицы, понижению ее уровня при стабилизации развития. Именно тогда становится возможным создание в обозримой перспективе динамичной, адаптированной к глубинным рыночным трансформациям в экономике социально - трудовой сферы.

Эффективно на функционирование рынка труда повлияет привлечение инвестиций со стороны государства.

Вследствие недостаточно эффективной работы службы занятости наблюдается рост численности незарегистрированых безработных, которые не считают необходимым обращаться в службу занятости и подчас находят альтернативные источники существования. Это свидетельствует о росте видов деятельности, не учитываемых государственной статистикой, и требует усиления контроля со стороны органов управления.

Также следует изменить политику занятости в отношении к требованиям, предъявляемым к работнику. Прежде всего, следует обращать внимание на квалификацию и образование работника, хотя в настоящее время для нашей страны одним из главных требований при трудоустройстве является стаж работника, а также его возраст, что зачастую является преградой в поисках работы.


Список литературы

1. Макарова Э. А. Социальное обеспечение // Труд за рубежом. 2007. № 4(76).

2. Макарова Э. А. Занятость и безработица // Труд за рубежом. 2006. № 4(72).

3. Аюшиева Е.Б. Реформа социальной сферы: проблемы и последствия реализации // Труд и социальные отношения. 2007. №3(39).

4. Макарова Э. А. Зависимость от пособий и трудоустройство в Китае // Труд за рубежом. 2009. № 2(74).

5. Макарова Э. А. Рынок труда в Японии // Труд за рубежом. 2007. № 3(75).

Традиционно важным показателем успешного развития страны считается занятость населения. Предоставление рабочих мест - важнейшая задача китайского правительства на ближайшее время. Несмотря на хорошие темпы экономического роста, обеспечить полную занятость населения не удается. Согласно прогнозам, численность рабочей силы к 2030 г. должна возрасти до 772,8 млн. человек. Однако уже в 2005 г. число занятых превысило прогнозируемое и составило 778,8 млн. человек, из них 45% в аграрном секторе, 24% в промышленности и строительстве, 31% в сфере услуг. Занятых горожан насчитывалось 273,3 млн. человек.

Официальная безработица в городе в 2005 г. составляла 4,2% и не изменяется до сих пор. В 1999 и 2000 гг. этот показатель был 3,1%, затем увеличился до 3,6%, причем это происходило на фоне роста экономики в 7,5 и 8,4%. По международным стандартам безработица не должна превышать 5-6%. При таких показателях считается, что поддерживается полная занятость. Китайские экономисты приводят так называемый реальный уровень безработицы, который выше 14% для города (а горожане составляют 42,3% всего населения). В деревне безработица еще больше.

Безработными считаются лица, официально зарегистрированные как безработные, а с 1999 г. все сокращенные с государственных предприятий («сяган») получают пособие по безработице, но не входят в категорию безработных. Помимо официально числящихся безработными, в городе есть еще крестьяне, приехавшие на заработки. Эти люди не числятся ни в «занятых», ни в «безработных», так как данных о безработице в деревне нет, а к числу городских жителей их не относят.

В Китае неработающие подразделяются на несколько групп. В городе безработными считаются лица, не нашедшие работу в течение месяца после увольнения или перехода в группу трудоспособных. Через 24 месяца эти люди перестают числиться безработными и больше не получают пособия по безработице (даже если они не нашли работу). Такая политика направлена на стимулирование роста занятости.

Другая группа - это «сяган» (сокращенные с государственных предприятий). Обеспечение работой людей, перешедших в категорию «сяган» в связи с созданием «системы современных предприятий», приобрело серьезный характер, стало особым явлением времени.

По возрастному составу, например, в Пекине «сяган» моложе 15 лет составляют 6%, 26-35 лет - 29%, 36-45 лет - 46%, старше 46 дет - 19%, в провинции Аньхой - «сяган» от 31 до 40 лет составляют 47%. В Пекине и Шанхае доля женщин среди «сяган» - 55%.

В будущем одной из главных проблем станет предоставление рабочих мест избыточной рабочей силе из деревни - третьей категории, которая пополняет армию неработающих. Впрочем, уже сейчас безземельные крестьяне - проблема не только для руководства, но и для всей страны. Не могут остаться незамеченными передвижения более 100 млн. человек, скитающихся по стране в поисках заработка.

С одной стороны, миграция прибыльна для государства. Перемещения избыточной рабочей силы из деревни выгодно как городу, так и деревне. Город получает доход в виде налогов, потребительских расходов (80-100 млрд. юаней в год), деревня - в виде заработанного капитала (ежегодно около 120 млрд. юаней). Если еще учесть транспортные затраты этого населения при передвижении по стране из дома до места заработков, то они совокупно дают приличный рост валового продукта. С другой стороны, мигранты из деревни не имеют никаких гарантий своего существования, уверенности в завтрашнем дне, потому что, останавливаясь сегодня на одной стройке, не знают, придется ли искать новую работу или пристанище на следующий день.

На фоне роста населения безработица также будет увеличиваться. У исследователей и у правительства это вызывает серьезные опасения.

рабочая занятость безработица

Глава 17. Структура занятости (Хуа Иньчан)

Эволюция структуры занятости

Эволюция структуры занятости в Китае в целом характеризуется следующими чертами:

1. Абсолютный рост и относительное сокращение занятых в сельском хозяйстве. Численность занятых в сельском хозяйстве страны возросла со 173,17 млн. в 1952 г. до 294,26 млн. человек в 1978 г., т. е. на 70%. Однако удельный вес занятых в сельском хозяйстве в общей численности занятых сократился с 84% в 1952 г. до 74% в 1978 г., т. е. на 10%. Среднегодовое сокращение составило 4‰ по сравнению с 5‰ в среднем по миру. Такой темп нельзя признать быстрым.

Условием перемещения рабочей силы из сельского хозяйства в несельскохозяйственные отрасли является повышение в больших размерах производительности сельскохозяйственного труда. В Китае стоимость валовой сельскохозяйственной продукции, произведенной каждым сельским тружеником, с 1952 по 1978 г. увеличилась только на 35%. В условиях сравнительно низкого уровня производительных сил в сельском хозяйстве темпы перемещения рабочей силы из сельского хозяйства не могут быть быстрыми, иначе в народном хозяйстве страны возникнут диспропорции. В 1958 г. наблюдался стремительный рост численности рабочих и служащих в секторе общенародной собственности (на 20,8 млн. человек). Значительное количество рабочей силы было отвлечено из сельского хозяйства на выплавку чугуна и стали и крупномасштабное капитальное строительство в деревне. Удельный вес занятых в сельском хозяйстве в общей численности занятых сократился с 81,2% в 1957 г. до 58,2%, что вызвало нехватку рабочей силы в сельском хозяйстве, привело к резкому сокращению сельскохозяйственного производства и большим трудностям в снабжении городов. Государству пришлось в 1961 г. сначала сократить численность рабочих и служащих и, мобилизовав около 20 млн. рабочих и служащих, направить их в сельскохозяйственное производство, выправив тем самым трудную экономическую ситуацию того времени.

2. Сравнительно большой не только абсолютный, но и относительный рост занятых в промышленности, особенно в тяжелой. Количество трудящихся, занятых в китайской промышленности (включая рабочих и служащих, занятых на промышленных предприятиях общенародной и коллективной форм собственности в городе и деревне), выросло с 12,4 млн. в 1952 г. до 50,08 млн. человек в 1978 г., т. е. в четыре раза. Удельный вес тружеников промышленности в общем количестве занятых также повысился - с 6% в 1952 г. до 12,6% в 1978 г.; число занятых в тяжелой промышленности выросло с 3,72 млн. до 31,83 млн. человек, т. е. в 8,5 раза, в легкой промышленности - с 8,74 млн. до 18,25 млн. человек, т. е. в 2,2 раза. Это вызвало изменения внутриотраслевой структуры промышленности, соотношение по занятым в тяжелой и легкой промышленности изменилось с 30: 70 в 1952 г. на 64: 36 в 1978 г., т. е. стало фактически обратным.

По мере развития промышленности, естественно, происходит постепенный рост количества занятых в промышленности, и в еще большей степени - в тяжелой. При этом, однако, должно быть гарантировано непрерывное повышение производительности труда. Среднегодовой прирост производительности труда на промышленных предприятиях общенародной формы собственности с 1950 по 1978 г. составил 4,6%, в этот период было 10 лет, когда он снижался. Производительность труда в некоторых отраслях тяжелой индустрии, например металлургической и угольной, на протяжении 10-20 лет находилась в состоянии полного застоя; по сравнению с другими странами отличия здесь весьма велики. Отрасли тяжелой промышленности поглотили огромное количество финансовых, материальных и трудовых ресурсов, но не смогли обеспечить повышения производительности труда.

3. Занятость в капитальном строительстве, на транспорте, в связи, городском коммунальном хозяйстве росла разными темпами. Численность рабочих и служащих в государственном капитальном строительстве увеличилась с 1,04 млн. в 1952 г. до 5,83 млн. человек в 1978 г., их удельный вес в общем количестве занятых в государственном секторе вырос с 6,6 до 8,9%, занятых на государственном транспорте и в связи - соответственно с 1,13 млн. до 4,1 млн. человек, их удельный вес в общем количестве государственных рабочих и служащих снизился с 7,1 до 6,3%, занятых в городском коммунальном хозяйстве общенародной собственности - с 40 тыс. в 1952 г. до 780 тыс. в 1978 г., а их удельный вес в общем количестве занятых в общенародной собственности также повысился - с 0,3 до 1,2%.

4. Количество занятых в сфере торговли и услуг, науки, культуры, образования, здравоохранения, финансов при абсолютном росте относительно сокращалось. Количество рабочих и служащих, занятых в сфере торговли, питания, услуг, выросло с 2,92 млн. в 1952 г. до 7,84 млн. человек в 1978 г., т. е. в 2,7 раза, но их удельный вес в общем числе государственных рабочих и служащих снизился с 18,5 до 11,9%, занятых в отраслях науки, культуры и образования, здравоохранения - соответственно с 2,39 млн. до 8,44 млн. человек, т. е. в 3,5 раза, однако их удельный вес в общем числе рабочих и служащих, занятых в сфере общенародной собственности, сократился с 15,1 до 12,9%, занятых в сфере государственных финансов - с 340 тыс. в 1952 г. до 380 тыс. человек в 1978 г., т. е. на 12%; их доля в общем числе рабочих и служащих, занятых на предприятиях общенародной собственности, сократилась с 2,2 до 0,6%.