Спасский собор. Спасский собор (XV в.) В XVII столетии деревянные стены монастыря заменили каменными

Спасо-Андроников монастырь

Спасо-Андроников монастырь на картине Виктора Евгеньевича Лукьянова


История Спасо-Андроникова монастыря

Предоставлено настоятелем собора Спаса Нерукотворного

протоиереем Вячеславом (Савиных)

Спасо-Андроников монастырь - один из древнейших в Москве. Обитель, основанная около 1360 года великим русским святителем митрополитом Алексием при участии и по благословению преподобного Сергия Радонежского, уже к концу XIV-началу XV века стала одним из духовных и культурных центров Московского государства, сыграв исключительную роль в возвышении Москвы и превращении ее в «Третий Рим» и «второй Иерусалим».


Спасо-Андроников фотограф andreanto

Согласно преданию, во время возвращения из Константинополя в 1356 году святитель Алексий попал в сильный шторм на Черном море. Предстоятель Русской Церкви дал обет: в случае своего спасения основать в Москве монастырь, посвятив его тому святому, память которого придется на этот день. Божией милостью путники пристали к берегу 16 августа по старому стилю (29 августа по новому) - в день празднования Нерукотворному Образу Спасителя, тому самому, которым благословил владыку Алексия Константинопольский Патриарх, перед ним же святитель возносил молитвы во время бури. Вот почему, исполняя свой обет, митрополит Алексий посвятил монастырь образу Спаса Нерукотворного.

Место основания обители могло быть присмотрено святителем во время одного из его путешествий в Орду с ходатайствами за московских князей: на высоком холме, у крутого поворота Яузы перед впадением ее в Москву-реку. Ручей, впадающий в Яузу (заключен в трубу в 1935 году) в память о константинопольской бухте Золотой Рог был назван Золотым Рожком (память о нем сохраняется в названии вала, набережной и переулков). Здесь же сходились два пути: один шел через Таганскую площадь на юг, в Коломну, Рязань и татарские улусы (Болванская дорога); другой путь уходил на восток - Владимир, Нижний Новгород. Это «святое» перепутье, как его называли в старину, отличалось и ландшафтными красотами, увенчанием которых и стал Спасский монастырь.


Именно по Владимирской дороге пришел из своей Троицкой обители игумен Сергий Радонежский благословить как сам Спасский монастырь, так и его настоятеля - своего любимого ученика Андроника. Богомудрый старец не раз посещал обитель своего ученика. По сей день в версте от Спасо-Андроникова монастыря стоит часовня-проща, построенная на месте прощания преподобных Сергия и Андроника. В 1995 году она передана Православной Церкви и в настоящее время является действующей.

В 1371 году великий князь Димитрий Иоаннович, провожаемый митрополитом Алексием в Орду, останавливался здесь помолиться. В 1380 году мимо Андроникова монастыря шли русские полки на Куликово поле и здесь же останавливались перед торжественным въездом в Москву. В монастыре был отслужен благодарственный молебен и панихида об упокоении благоверных русских воинов, положивших «души своя за други своя». Сейчас на месте погребения воинов - героев Куликовской битвы - идет строительство поминального храма-часовни во имя святого благоверного князя Димитрия Донского. Эта часовня создана для сугубой молитвы об упокоении русских воинов, убиенных на поле брани.

Грандиозная перестройка Москвы на рубеже XV и XVI веков в соответствии с ее возросшим статусом отразилась и на монастыре: в 1504 году духовник Иоанна IIIСпасский архимандрит Митрофаний строит кирпичную трапезу (сегодня - самая древняя на территории Москвы). К XVI веку относится и возведение надвратной церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Победа на Куликовом поле, совпавшая с этим праздником, стала очередным наглядным убеждением в заступничестве Богородицы, а посвящение Ей надвратных церквей - выражением представления о Матери Божией как Благой Вратарнице, «двери райские верным отверзающей», Покровительнице Святой Руси.


Трапезная, построена в начале 16 века.

XVI и XVII века проходят под знаком участия Спасо-Андрониковских архимандритов во всех крупнейших государственных делах.

В августе-сентябре 1653 года в монастыре четыре недели содержался знаменитый раскольник Аввакум Петров.

В конце XVII века обитель избирают в качестве фамильной усыпальницы Лопухины, породнившиеся с царствующим родом. Евдокия Лопухина - первая супруга Петра I.

Храм во имя Михаила Архангела, примкнувший к древней трапезной, в основном воздвигнут в 1694 году, но закончен лишь в 1739 году. Он стал новой архитектурной доминантой монастырского ансамбля. Это объясняется многообразными функциями храма. Он должен был служить усыпальницей рода Лопухиных (1-й ярус постройки), славить Архангела Михаила - покровителя русских государей (церковь во 2-м ярусе), а также отмечать память соименных сыну и мужу царицы Евдокии митрополита Алексия (церковь в 3-м ярусе) и апостола Петра (придел святых апостолов Петра и Павла, примыкающий к северной стене трапезной). Таким образом, постройка Лопухиных объединялась с постройкой Иоанна III в одну царственную линию. Получая готовую трапезную, Архангельская церковь выводилась на центральное место в ансамбле и одновременно связывала всю архитектуру монастыря с правобережьем Яузы - отсюда открывался вид на весь Андроников монастырь.

Спасо-Андроников Храм Михаила Архангела фотограф andreanto

Среди захороненных в Архангельской церкви - Устинья и Феодор, родители царицы Евдокии Лопухиной, племянник царицы генерал-аншеф В.А.Лопухин, убитый в сражении при Гросс-Егерсдорфе (1757), графиня Е.И.Головкина (урожденная кн. Ромодановская, 1702-1791) - двоюродная сестра императрицы Анны Иоанновны и другие.

Спасский собор Андроникова монастыря - шедевр не только русской, но и мировой архитектуры. Как убедительно показали доктор исторических наук, профессор Н.Н.Воронин и доктор архитектуры, профессор С.В.Заграевский, он возведен в 1425-1427 годах. Это старейший из сохранившихся храмов Москвы.


Для творческого мышления создателей собора характерен смелый отказ от кубичности, превращение архитектурной композиции в своеобразную шатровую «сень». Ширина собора составляет примерно половину его высоты. Высота цоколя три раза укладывается в портале, пять раз в четверике (по центральной части) и двенадцать раз в общей высоте собора. Более дробные членения, в свою очередь, также подчиняются определенным взаимоотношениям. Искусство русских зодчих и заключалось в умении воплотить в камне гармонию тварного мира.

Размер Спасского собора был использован в качестве модуля для определения размеров позднейших построек. Например, внутренний размер трапезной палаты равен ширине Спасского собора по наружным стенам, ширина Святых ворот равна размеру подкупольного звена собора, протяженность южной монастырской стены соответствует шести длинам собора и т.д.

Собор был расписан преподобными Андреем Рублевым и Даниилом Черным, но в XVIII веке росписи были утрачены. Сохранились лишь фрагменты растительных орнаментов в откосах алтарных окон.

В 19 веке собор был перестроен и стал выглядеть так:

В 20 веке (1960 г.) он был реставрирован и реконструирован.

После реконструкции собор Спаса Нерукотворного приобрел привычный для нас вид.

Спасо-Андроников фотограф andreanto

Уже в XVI веке почитались в лике святых первые четыре настоятеля Спасо-Андроникова монастыря, преподобные Андроник, Савва, Александр и Ефрем, а также святые иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный. Все они своими мощами почивают на территории монастыря. Преподобные Андроник и Савва Московские, Андрей Рублев входят в сонм общероссийских святых.

В XVIII веке монастырь приобретает большую известность благодаря некрополю. С давних времен этот монастырь был традиционным местом погребения московской аристократической знати - и не только живших в районе Рогожской и Таганки купцов, промышленников, но и всей Москвы. Здесь были похоронены родители и родственники царицы Евдокии Лопухиной, (которая устроила в монастыре церковь св. Михаила Архангела с трапезной), Барятинские, Трубецкие, Над могилой последних надгробие выполнил известнейший московский скульптор И.Витали, автор московских фонтанов и храмовых скульптур.

Кроме этого в монастыре были захоронены Голицыны, Головины, Юсуповы, Толстые, Салтыковы, Нарышкины - цвет российского дворянства. Еще в 1714 году Петр I после битвы при Гангуте отпустил средства на строительство в монастыре именно потому, что на его погосте погребались воины, погибшие в Северной войне. Век спустя здесь найдут последнее пристанище герои Отечественной войны 1812 года. На территории некрополя были похоронены дед «чудо-богатыря» М.А.Милорадовича, П. Демидов - основатель Ярославского лицея, С. Васильев - крупнейший благотворитель Москвы, вложивший в строительство монастыря более 500000 рублей, В.П.Зубов - известный русский ученый-энциклопедист, археолог и нумизмат.

В Спасском соборе были захоронены родители Анны Алексеевны Орловой-Чесменской (в тайном постриге монахини Агнии) - выдающейся благотворительницы XIX века.

Преподобный Андрей Рублев принял постриг в этом монастыре и долгое время был его монахом. Здесь же иконописцы были похоронены, по старым сведениям - в соборе на том месте, где стояла его колокольня. В настоящее время их могилы утеряны и существует миф о том, что это произошло после революции. Однако это не так.

Одним из последних плиту на могиле преподобного Андрея Рублева видел историк Миллер в конце XVIII века. А уже в начале XIX века появились записи о том, что великие иконописцы были погребены под старой колокольней, которая разобрана и место сровнено с землей. Есть версия, что тогда и были утрачены их могилы. Вероятно, что это произошло тогда, когда стали возводить традиционную положенную в то время огромную надвратную колокольню и сломали старую, на территории монастыря.

В 30-х годах архитектору П.Д. Барановскому удалось отыскать старинную надгробную плиту с надписью XV века. Это произошло поздним вечером, и ученый не смог разглядеть ее как следует. Он отложил изучение находки до утра, сняв только отпечаток с надписи, и просидел над ним всю ночь. Это оказалось единственным, что осталось в руках архитектора. В ту же ночь рабочие раскрошили плиту и посыпали дорожки монастыря, чтобы уберечь их от осенней слякоти. Так была потеряна единственная ниточка, которая, возможно, вела в далекую древность к могиле Андрея Рублева.

С 1910 года и до закрытия монастыря его настоятелем был епископ (с 1921 года - архиепископ) Владимир (Соколовский, 1851-1931) - выдающийся иерарх Русской Православной Церкви, ученый-миссионер, храмоздатель, патриот, сподвижник святителей Николая Японского и Тихона Московского.


Надвратная колокольня была одной из красивейших в Москве, построена по проекту московского архитектора Родиона Казакова, много строившего в том районе однофамильца и ученика Матвея Казакова. По его замыслу колокольня должна была быть выше Ивана Великого, но Павел I приказал уменьшить ее и не строить выше главной кремлевской колокольни по строгой старомосковской традиции. Тип такой надвратной колокольни, возводимых в московских монастырях в конце XVIII столетия можно увидеть в ближайшем Новоспасском монастыре.

После революции монастырь сильно пострадал. В 1919 году в нем были устроены пролетарские квартиры для рабочих Рогожско-Симоновского района. Весной 1922 года изъяли ценности и разместили здесь колонию для беспризорных детей. Для них на территории бывшего монастырского кладбища была устроена футбольная площадка. В 1930 году была взорвана колокольня.


Памятник великому русскому иконописцу Андрею Рублёву работы известного скульптора Олега Константиновича Комова (1932-1994 гг.) был установлен в 1985 году в сквере перед главными воротами Спасо-Андроникова монастыря. А в самом монастыре роаботает музей Музей древнерусскойживописи имени Андрея Рублева. Он был открыт в Спасо-Андрониковом монастыре деятелей культуры во главе с академиком И.Грабарем. В 1949 году разрешение было получено, и руководитель реставрационных работ Д.И.Арсенишвили ночевал в притворе собора и круглосуточно жил в монастыре, не покидая его ни на минуту, чтобы здание обманом не отобрали другие претенденты. Музей был открыт. В 1980-х годах был преобразован в Центральный Государственный Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. В его коллекцию входит огромное иконописное собрание, более 5 тысяч икон, церковная утварь, старопечатные и рукописные книги.

Одна из экспозиций музея.

Сам Андрей Рублёв был причислен Русской Православной церковью к лику святых в 1988 году.

17 июля 1989 года, в первую годовщину причисления Андрея Рублева к лику святых, в соборе прошла литургия. Во вновь открытом храме на северной стене установили мраморную плиту в память о том, что здесь были похоронены преподобные Андрей Рублев и Даниил Черный. Потом она была убрана. В настоящее время монастырь действует как приходской храм, и богослужения проводятся регулярно.

Спасский собор был закрыт вместе с упразднением монастыря в 1920-х годах. Он бездействовал до 1990 года, когда по согласованию с находящимся на территории монастыря Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени преподобного Андрея Рублева здесь были возобновлены богослужения. В 1991 году при храме был зарегистрирован приход, который возглавил и по сей день возглавляет протоиерей Вячеслав (Савиных).


Каменный Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря, по свидетельству письменных источников, был возведен при игумене Александре между 1410 и 1427 годом. На сегодняшний день это самый древний сохранившийся каменный собор в Москве.

Храм относится к немногочисленной группе белокаменных сооружений, строившихся на рубеже XIV-XV вв. в Московских землях, где князья осознавали себя прямыми наследниками традиций Владимиро-Суздальской Руси, в том числе, и в архитектуре. В то же время Спасский собор во многом и отличается от современных ему храмов, таких как Успенский собор «на Городке» в Звенигороде (около 1400 г.), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422-1423 гг.), Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря (1420-1430-е гг.). Его особенности связаны с влиянием на его объемно-пространственное и декоративное решение традиций балканского зодчества.

Строители применили оригинальную конструкцию, впервые разработанную в русском зодчестве еще в домонгольское время и затем надолго забытую. Подпружные арки, опирающиеся на столбы и держащие на себе барабан купола, ступенчато повышены относительно крестообразно расходящихся от них сводов, перекрывающих боковые части храма. Эта конструкция, ставшая популярной в московском зодчестве рубежа XIV-XV вв., позволяла придать зданию динамичный силуэт и вертикальную устремленность. В Спасском соборе внутренней конструкции вторит наружное оформление, когда ступенчатость объемов усиливается за счет понижения углов (прием, позаимствованный из сербской архитектуры). Завершение храма декорировано многочисленными декоративными арками-закомарами, имеющими стрельчатую форму. Стрельчатое завершение имеют также узкие щелевидные окна и завершения порталов. Эта форма, ставшая популярной в зодчестве Москвы того времени, является отголоском европейской готики, пришедшим на Русь благодаря балканской архитектуре, также, как круглый медальон на западном фасаде, напоминающей об окнах-«розах» готических соборов Европы.

С домонгольским зодчеством Владимиро-Суздальской Руси храм роднит материал – белый камень, а также форма перспективных порталов, где колонки на половину высоты перебиваются округлыми декоративными «дыньками».

В Житии преподобного Сергия Радонежского говорится о том, что собор в конце 1420-х годов был расписан Андреем Рублевым: «По времени же в оной обители … старцю … именем Андрею, иконописцю преизрядну, всех превосходящу в мудрости зелне и седины честныя имея, и прочие мнозе … в обители своей церковь камену зело красну и подписанием чюдным своима рукама украсиша в память отець своих». Сохранились лишь небольшие фрагменты первоначальных фресок собора на откосах алтарных окон.

Спасский собор на протяжении своей истории подвергся перестройкам. В XVIII в. вокруг него была устроена крытая паперть. В 1812 г. собор пострадал от пожара: погиб иконостас, обрушилась глава. В середине XIX в. к зданию пристроили боковые приделы, а верх увенчали шатровой кровлей. В результате переделок памятник выглядел так, что некоторые исследователи считали его поздней постройкой. Реставраторам П.Н. Максимову и Б.А. Огневу удалось выявить, каковы были древние формы собора. Практически собор был возрожден архитекторами-реставраторами Л.А. Давидом, Б.Л. Альтшуллером, С.С. Подъяпольским, М.Д. Циперовичем. Благодаря усилиям этих людей Спасский собор занял достойное место в истории русской архитектуры.

Храм Спаса Нерукотворного Образа в Андрониковом монастыре является одним из древнейших сохранившихся белокаменных сооружений Москвы. Точное время строительства Спасского собора установить уже невозможно, принято считать, что это 1420-е годы. О том, что он строился, существует лишь одно письменное сообщение. В третьей Пахомиевской редакции Жития преподобного Сергия Радонежского есть сведения, что собор в честь Нерукотворного образа Спасителя создается при ученике преподобного Саввы Московского - игумене Александре и иконнике Андрее Рублеве, расписывавшем храм.

Собор построен из естественного камня - плотного известняка, отесанного в виде правильных прямоугольных блоков с гладкой лицевой поверхностью, высотой от 30 до 40 сантиметров. Белый камень («яузский известняк») добывали неподалеку от Спасо-Андроникова монастыря.

Спасский собор стоит на высоком белокаменном основании - подклете. С запада, севера и юга - высокие белокаменные крыльца с тремя входными дверями, которые обрамлены перспективными порталами. Над западным входом - «Нерукотворный образ Спасителя». На восточной стороне собора - алтарь. Здесь находятся три полукруглые алтарные апсиды, центральная из которых имеет больший размер.

Фасады Спасского собора разделены пилястрами (столпами, встроенными в стены и выступающими на фасадах). Пилястры точно соответствуют внутренним лопаткам и подпружным аркам интерьера. Основной объем Спасского собора - небольшой куб, заканчивающийся тремя рядами: первый (нижний) - килевидные закомары, второй и третий - кокошники. Завершает собор большой световой барабан, увенчанный пологим куполом и крестом.

Спасский собор Андроникова монастыря - пример раннемосковского зодчества. Храмы этого периода крестово-купольные, четырехстолпные, одноглавые, с тремя апсидами. Крестово-купольная конструкция Спасского собора наглядно прослеживается в его интерьере. Здесь мы видим четыре больших крестчатых столпа, которые делят внутреннее пространство на три нефа. Столпы служат опорой своду и световому барабану с венчающим его куполом. Вверху хорошо читается крест, образованный пересечением продольного и поперечного цилиндрических сводов. Стены храма украшены лопатками, это вертикальное членение подчеркивает высоту здания.

Главная особенность композиции собора - динамичность его силуэта, ясно выраженная устремленность вверх, что связано с его особым мемориальным характером: это храм-памятник героям Куликовской битвы, погребенным в Андрониковом монастыре, как о том сообщают отдельные списки «Повести о Мамаевом побоище».

Андрей Рублев расписывал фасады и интерьер собора, но сохранились лишь фрагменты на двух откосах окон в алтаре собора - южном и северном. Эта живопись представляет собой стилизованный орнамент, помещенный в одинаковых по размеру кругах, соединенных между собой.

Перестройки собора начались уже с середины XV столетия: с запада к нему добавляют притвор с двумя главами. В конце XVII века на месте старой колокольни возводится новая, с шатровым верхом.

Во время пожара 1748 года Спасский собор сильно пострадал от огня; в ходе последующих ремонтных работ была сделана новая кровля, которая закрыла первоначальное позакомарное перекрытие. В 1763-1779 годах собор расширили. Узкие древние двери растесали, устроили широкие окна. В конце XVIII века была разобрана шатровая колокольня.

Во время французского нашествия в 1812 году Спасский собор вновь пострадал - полностью обрушился верх. В том же году его начали восстанавливать, в 1813 году работы продолжились, было сделано новое завершение.

В середине XIX века Спасский собор еще раз перестраивается. В 1848-1850 годах архитектором П.А. Герасимовым устанавливается восьмигранный барабан с высоким шатром и главкой. С левой (северной) стороны собора был пристроен придел во имя преподобного Андроника, с правой (южной) - во имя Успения Пресвятой Богородицы. Устроена крытая железом паперть с крыльцами. В результате собор приобрел характерный для XIX столетия вид.

В Спасском соборе находилась величайшая святыня монастыря - рака с мощами первых игуменов обители - преподобных Андроника и Саввы. В начале 1918 года Спасо-Андроников монастырь закрыли. Церковная утварь и иконы были изъяты. С раки, в которой покоились мощи первых игуменов, было сорвано серебро весом более семи пудов. Что стало со святыми мощами преподобных Андроника и Саввы - неизвестно.

В середине ХХ столетия началась реставрация Спасского собора, в результате которой был возвращен его древний облик. Первый проект реставрации собора выполнил известный архитектор Петр Николаевич Максимов. Над проектом реставрации работали также П.Д. Барановский, Г.Ф. Сенатов; реставрационные работы были выполнены бригадой архитекторов (Б.Л. Альтшуллер, С.С. Подъяпольский, М.Д. Циперович) под руководством Л.А. Давида в 1959-1961 годах.

В начале 1990-х годов, после того как в Спасском соборе стали регулярно проводить богослужения, в нем сделали солею, иконостас, отопление, а главное - престол. В 1993 году западный фасад над входом в собор был украшен настенной живописью - образом Спаса Нерукотворного. Подобный был здесь и в древности, он принадлежал кисти Андрея Рублева. Современный образ выполнен в технике термофосфатной живописи, устойчивой к различным воздействиям среды. Методику новой живописной техники разработал О.Б. Павлов. Прорись «Спас Нерукотворный» выполнил Н.В. Гусев, а живописные работы - О.Б. Павлов и А. Ремнев.

В ходе реставрационных работ было открыто двенадцать белокаменных резных блоков. Установлено, что орнаментальная резьба производилась в непосредственной близости от месторождения известняка, сразу после его добычи. Этим специалисты объясняют особенности большинства сохранившихся рельефов: каменный декор выглядит сделанным как будто из мягкого пластичного материала, тончайшие грани резьбы по нему не имеют сколов. Возможно, в конце XIV - начале XV столетия алтарная преграда Спасского собора Андроникова монастыря представляла собой резную белокаменную стену, в которую и входили сохранившиеся блоки с рельефами.

При перестройках Спасского собора менялся и иконостас. В 1794 году был воздвигнут четырехъярусный иконостас с пышным декором. Иконостас начала XIX века, выполненный в стиле классицизма, значительно отличался от предыдущего большей сдержанностью, монументальностью композиции, выделением центральной части. В 1867 году его сменил пятиярусный деревянный позолоченный иконостас «с резьбою разнофигурною», о чем свидетельствовала «Главная опись Спасо-Андроникова монастыря».

После закрытия монастыря иконостас был разорен, большинство икон пропало. Когда в Спасском соборе возобновились богослужения, был установлен небольшой временный деревянный иконостас, без каких-либо украшений. Справа от Царских врат традиционно помещена храмовая икона - «Нерукотворный образ Спасителя», а также «Святая Троица» (выполнены настоятелем собора протоиереем Вячеславом Савиных). В левой части иконостаса находятся большие ростовые иконы русских святых - «Равноапостольная княгиня Ольга и князь Владимир», «Иноки-иконописцы преподобные Андрей Рублев и Даниил» (работа Владимира Сидельникова).

К 650-летнему юбилею Спасо-Андроникова монастыря в иконостасе собора был установлен ряд небольших праздничных икон (автор - Матвей Шибаев). На северной стене собора - большая икона «Преподобные Андроник и Савва» второй половины XIX века. Поистине уникальна икона «Преподобные Александр и Ефрем» (автор - Вячеслав Савиных): впервые созданы образы святых игуменов Спасо-Андроникова монастыря.

План собора не имеет аналогий во Владимиро-Суздальском княжестве. Собор (рис.77) имеет развитую систему килевидных кокошников и прекрасный перспективный портал. Закомары разделяются полукруглыми колоннами на стенах. Впервые в соборе применяется высокий цоколь. Стремление к декоративности внешнего облика здания сказалось в обострении силуэта, что достигалось завершением храма несколькими рядами декоративных килевидных арок и понижением боковых закомар.

В целом, декор храма очень сдержанный и применен только на барабане. Собор знаменит росписями А.Рублева.

Характерные черты архитектуры Московского княжества

    Более позднее развитие архитектурного стиля, чем во Владимиро-Суздальском и Новгородском княжествах – в конце XIV – начале XVвв.

    Сочетание различных архитектурных стилей разных княжеств.

    Появление новых архитектурных элементов - килевидность форм, кокошников, применение высокого цоколя.

    Силуэтность застройки.

Преимущественное внимание в архитектуре ранней средневековой Москвы уделялось решению внутреннего пространства. Дальнейшая дифференциация внешней формы и внутреннего пространства привели к возрастанию декоративного начала в архитектуре - качеству, которое со временем станет национальной чертой русского зодчества.

Русская архитектура XIII-XV вв., как и последующего времени, вплоть до XVII века, не сложилась в едином стилистическом направлении. Однако творческие находки зодчих разных русских городов этого времени стали тем источником, из которого в дальнейшем архитектура Русского государства черпала конструктивные приемы и художественную образность сооружений.

Годы феодальной раздробленности подходили к концу, в недрах художественных школ удельных княжеств закладывались основы общенациональной архитектуры. Обособленность русских княжеств, трагедия их разорения в период монголо-татарского порабощения задержали поступательное развитие национальной архитектуры. Оборвалась блестящая нить владимиро-суздальского зодчества, угасла черниговская школа, замерла художественная жизнь Киева и Смоленска, но достигнутые их безвест­ными строителями успехи не пропали даром. Они преломлялись в творчестве Новгородских и псковских каменных дел мастеров и во многом были возрождены строителями Москвы.

Сохраняя типологическую схему постройки и принципы ее объемно-пространственного построения, зодчий мог изменять в определенной мере про­порциональные отношения, придавая ей черты индивидуальности. Многообразие архитектурных форм, различия художе­ственных образов характерны для зод­чества Руси периода феодальной раз­дробленности.

14 Архитектура периода создания централизованного Русского государства XV - начала XVIII вв.

Объединение русских земель, вызванное необходимостью самообороны, и последующее освобождение от татаро-монгольского ига способствовали политическому, экономическому и культурному росту русского государства. В это время развернулось строительство крепостей, кремлей и укрепленных монастырей в центральной части русского государства, а также на западных границах (Соловецкий и Кирилло-Белозерский монастыри) и со стороны Казанского и Сибирского ханств. Вокруг Москвы образовалось кольцо монастырей-крепостей - Новодевичий, Донской, Андроников, Новоспасский, Симонов и др. Вторая укрепленная линия монастырей и кремлей была сооружена на стратегических подступах к Москве: Троице-Сергиев, Звенигородский монастыри, Коломенский, Серпуховской кремли и др.

Ведущая роль в архитектуре той эпохи принадлежала Москве. Хотя правители Москвы все еще носили титул великих князей, но по своему положению они сделались крупнейшими государями Восточной Европы, деятельно стремившимися завершить процесс объединения страны и придать Москве столичное величие, построив "Третий" Рим. В конце XV - начале XVI века начинается бурная строительная деятельность. Укрепленное Московское государство стремится собрать все лучшие черты русских архитектурных школ различных княжеств. Необходимо было позаботиться о новых военно-оборонительных сооружениях Москвы, возведении новых грандиозных по масштабу соборов и великокняжеского дворца. В Москве и се округе не было достаточного количества зодчих и инженеров-архитекторов. Поэтому московские дипломаты в поисках архитекторов обратились в страны Западной Европы, в основном в Италию, где в это время царит стиль Высокого Ренессанса. Итальянские мастера, проработавшие в Москве с конца 70-х годов XV и до 30-х годов XVI века стремятся привнести в архитектуру Москвы свои и применить местные архитектурные традиции.

Одновременно продолжает развиваться раннемосковская архитектура, тесно связанная с Владимирской.

Ее характерными чертами являются:

    силуэтность застройки;

    простота планов 4-столпных. почти квадратных одноглавых храмов, обычно имевших 3 апсиды, килевидные очертания порталов и закомар.

Высокого расцвета достигает иконопись, народное декоративное искусство.

Значительный прогресс произошел в русской архитектуре при кардинальной перестройке Московского Кремля, предпринятой Иваном III и Василием III в период завершения процесса образования централизованного Русского государства.