Тайные гробницы фараонов египта. Виталий сундаков о подмене понятий в истории и религии, искажении традиций с точностью до наоборот Понятие мастабы в Древнем Египте и её необходимость

Жители Древнего Египта были глубоко религиозными людьми. Их жизнь была окружена тайнами и религиозными правилами. Для египтян фигура фараона была олицетворением солнца и света на Земле. Каждое утро вместе с восходом Солнца в Египте устанавливалось равновесие между злом и добром. Устанавливал его правитель страны – фараон. Его считали сыном бога солнца Ра.

Когда фараон умирал, на его подданных нападал страх – люди боялись, что его смерть была знамением победы зла. Поэтому они старались поскорее возвести на трон нового царя, а тело умершего монарха нужно было непременно сохранить, чтобы он благополучно перешел в загробный мир, а душа обрела блаженную вечность.

Каменная пирамида – это не просто усыпальница царя и надгробный памятник для увековечивания памяти об усопшем правителе. Она считалась первой ступенью души фараона, сына бога, к восхождению на небо. Пирамида также была символом горы – первого участка суши, созданного богом Солнца.

После смерти правителя его тело, без привлечения лишних глаз, перевозилось на другую сторону Нила – в долину пирамид, как звали территорию, где строились треугольные усыпальницы — прототип современных ритуальных памятников . Лодку с телом фараона тянули на буксире к храму, где проходила основная работа по подготовке тела к погребению. Вместе со жрецами, участвующими в церемонии, везли все необходимое для бальзамирования.

По представлениям египтян, чтобы душа могла наслаждаться жизнью после смерти, тело нужно хорошо сохранить. Древнейший способ, использовавшийся в храмах Египта, назывался бальзамированием.

Сначала бальзамировщики работали над головой – удаляли мозг, потом переходили к извлечению внутренних органов через разрез в теле. Все извлеченное сохранялось в соли, которая называлась натроном, и в специальных смолах. Каждый отдельный орган помещался в специальный кувшин, крышка которого были изготовлены в виде головы бога-хранителя.

Тело помещалось в специальную бальзамирующую ванну, наполненную натроном, на 40 суток. Соль выбирала из тела лишнюю влагу. После этого тело обмывали и натирали благовониями и маслами. Внутренности наполнялись смолой и солью, а тело обматывалось полосками льняной ткани – получалась мумия. Ее волосы аккуратно укладывались, а лицо раскрашивалось.

Между складками ткани укладывали различные амулеты, которые должны были помочь душе переместиться в загробный мир. Бинты должны были как можно точнее повторять формы тела, даже пальцы на руках и ногах забинтовывались отдельно, а потом бинтовались к телу.

Над готовой мумией жрец в костюме Анубиса произносил последние напутственные заклинания и она помещалась в свой первый деревянный саркофаг. Количество саркофагов доходило до четырех (остальные изготавливались из драгоценных металлов).

Процесс бальзамирования занимал около двух месяцев, после чего проходил сам похоронный обряд, и тело помещалось в пирамиду.

Как хоронили фараона?

Когда фараон умирал, его тело перевозили по Нилу к пирамиде на царской погребальной ладье. Обычно пирамиды строили на западном берегу Нила - на западе заходит солнце, поэтому в представлении людей он был связан с царством мертвых, а города живых, напротив, находились на восточном берегу. По прибытии к усыпальнице ладью устанавливали в подготовленное углубление: она еще понадобится покойному для странствия по небу вместе с солнцем. В результате длительной работы мумификаторов, продолжавшейся до двух и более месяцев, смертное тело фараона подготавливалось для вечности: из тела вынимали мозг, внутренности и другие органы, бальзамировали отдельно и помещали в так называемые канопы (специальные каменные сосуды). Лишь сердце оставляли внутри тела, предварительно высушив его в соли, умастив бальзамами и специальными растворами и многократно обернув в холст. Многие из дальнейших торжественных церемоний должны были возвратить умершему правителю возможность есть, пить, говорить и двигаться. Фараон теперь отождествлялся с Осирисом, и поэтому все обряды повторяли содержание мифа о смерти, погребении и воскресении бога. После всех ритуалов жрецы укладывали своего мертвого господина в деревянный гроб, вносили в пирамиду и устанавливали гроб в саркофаг. В соседние камеры помещали канопы и множество разнообразных предметов, которые понадобятся фараону в загробном царстве: пищу, мебель, охотничье снаряжение, украшения, игры.

Когда жрецы наконец покидали усыпальницу, за ними опускались тяжелые каменные двери. Никто больше не имел права вновь поднять их. Под шестью миллионами тонн гранита и известняка фараон находится в полной безопасности, считали в те времена.

Перевоз бальзамированной мумии фараона в его гробницу не был траурным действом. По египетским верованиям, умерший воссоединялся с Осирисом и продолжал свою жизнь в загробном мире, ежедневно вместе с солнцем совершая путь по небу.

В 1922 году была вскрыта гробница фараона Тутанхамона - одна из немногих усыпальниц древних правителей Египта, которая не была полностью разграблена. Тутанхамон считается одним из наиболее хорошо изученных египтологами фараонов. Ученые предполагают, что сам Тутанхамон, несмотря на короткую жизнь, был знаковой фигурой в истории древнего Египта. Во время его правления состоялся политический и религиозный переворот, в результате которого к власти в стране пришли фиванские жрецы. Еще египтологи располагают сведениями о том, что Тутанхамон вступил на престол в 8-9 лет, был женат на дочери «фараона-отступника» Эхнатона Анхсенпаатон и умер в 18-19 лет от гангрены.

О детях фараона до недавнего времени ничего не было известно. Однако при исследовании гробницы в 1960 годах ученые обнаружили в ней две крохотных мумии мертворожденных детей. За эти годы ученые египтологи узнали о фараоне достаточно много - например, они с высокой вероятностью определили причину его смерти и даже вычислили его группу крови – при том, что мумия была изготовлена более 3000 лет назад! Через 10 лет была предпринята успешная попытка оценить группу крови одного из мумифицированных зародышей и оценить вероятную степень родства между ребенком и фараоном.

В настоящее время есть много сведений, позволяющих предположить, что обе находящихся в могиле мертворожденных девочки были дочерями фараона. Об этом на конференции «Фармакология и медицина в древнем Египте» заявил Роберт Конолли - британский специалист по анатомии, много лет занимавшийся египетскими мумиями.


Конолли считает, что дочери фараона были близнецами. Предположение о том, что они родились с разницей в год или более, а затем были по очереди мумифицированы, кажется ученому менее вероятными. До недавнего времени сомнения в этом вызывал разный размер крохотных мумий. Однако с точки зрения медицины, разный размер однояйцевых или разнояйцевых близнецов вполне возможен. Разница в весе и росте близнецов может достигнуть полутора-двух раз - и с этим достаточно часто сталкиваются акушеры-гинекологи. По мнению Конолли, именно разница в росте позволило двум детям уместиться в утробе юной супруги фараона. Ведь если фараон умер в 18-19 лет, то возраст его жены, в котором она стала матерью, мог не превышать 14-16 лет.

Конолли исследовал наиболее крупную мумию зародыша начиная с 1979 года. По его словам, соответствие группы крови младенца и самого фараона совершенно не исключает кровного родства между ними. Но теперь дело - за подтверждением его гипотезы. В настоящее время группа Зари Хоаса в Египте занимается сравнительным исследованием ДНК фараона и двух мумифицированных младенцев. На это исследование Конолли возлагает самые большие свои надежды. По мнению Конолли, это исследование наконец-то позволит определить, действительно ли две мумифицированных девочки приходились фараону дочерьми и в целом ответит на многие «проклятые вопросы» египтологии. В частности, анализ ДНК фараона позволит ученым понять, кто из предыдущих правителей Египта приходился Тутанхамону отцом, какие у него в роду были наследственные болезни и так далее. Словом, исследование, по словам Конолли, позволит «не только дать нам более детальную картину жизни и смерти юного фараона, а также многое сказать о его происхождении».

Одной из самых знаменитых цивилизаций Древнего мира являлся Египет. История этого царства насчитывает около 4 тысяч лет. Люди смогли адаптироваться к жизни в речной долине Нила. Здесь, на плодородных и теплых землях, человек и построил свою цивилизацию. Она стала очень значимой для истории.

Древние пирамиды и сегодня поражают наше воображения. Египетские мастера освоили производство стекла и фаянса, здесь было свое письмо, математика, искусство, медицина, астрономия. В XVIII-XIX веках сформировался стойкий интерес к той эпохе, что привело к появлению такой науки, как египтология.

Сегодня в эту страну едут туристы не просто отдохнуть на берегу теплого Красного моря, но и прикоснуться к знаменитым памятникам древности. А загадки Древнего Египта продолжают будоражить умы исследователей.

Большинство же из нас знает об этой цивилизации даже не из научно-популярных фильмов и изданий, а из художественных и развлекательных. В результате у нас сложились устойчивые мифы о Древнем Египте, которые и настала пора развенчать.

Мифы о древнем Египете

Древние египтяне общались с инопланетянами. Многие не верят, что такие масштабные творения, как пирамиды, могли быть построены обычными людьми, без использования продвинутой техники. Говорят, что египтянам помогали инопланетяне. По крайней мере, демонстрируется довольно много доказательств контакта этой цивилизации с инопланетной. Некоторые телепередачи специально заостряют на этом внимание, чтобы привлечь внимание зрителя. Доказательства же приводятся неубедительные. Ученые говорят, что египтяне были искусными инженерами, что и позволило им создавать без сторонней помощи масштабные объекты. Треугольная форма пирамиды была лучшей для массивной конструкции гробницы. Необычные фигуры же на фресках по мнению египтологов имеют вполне мирское объяснение.

Пирамиды строились рабами. Пирамиды сами по себе являются источником мифов и загадок. Огромные масштабы этих объектов подразумевают соответствующие трудозатраты. Вполне логично, что для этого должен использоваться рабский, а не наемный труд. Кто же добровольно пойдет на такую адскую стройку? Так и появился миф о том, что пирамиды строились рабами. На самом деле недавно были найдены захоронения строителей, этих людей хоронили неподалеку от фараонов и с почестями. Вполне логично, что рабы на это права не имели. Скорее всего, пирамиды строили свободные рабочие, которые в своих поселениях жили неподалеку. Эти люди неплохо питались, в их рацион входили мясо и пиво. И никто их не бил хлыстами, как показано в большинстве фильмов о той эпохе. Масштабный проект вдохновлял соседние общины, позволяя им гордиться участием в возведении пирамиды. Да и производительность труда наемных рабочих всегда считалась выше, чем у рабов. Их привлечение было банально выгоднее.

Египтяне придумали иероглифы. Мы знаем письменность Древнего Египта по иероглифам. Кажется, что именно там и придумали такие письмена. Однако ученые считают, что иероглифы пришли в страну вместе с племенами захватчиков из Западной Азии. И эти художественные символы вовсе не использовались для проклятий или совершения магических заклинаний. С их помощью в основном фиксировались исторические события и составлялись надписи на могилах.

У мумий до сих пор в сохранности содержатся их сердца Знаменитый греческий историк Геродот довольно много написал о мумификации. Он предположил, что сердца мумий остаются неизменными. На самом деле в процессе подготовки тела к такому обряду, сердца оставляли или самым богатым, или самым влиятельным особам.

Вместе с фараоном хоронили и его слуг. Исследователи обнаружили гробницы двух эксцентричных правителей Первой династии, рядом с которыми были похоронены и их слуги. Считалось, что они будут сопровождать усопшего в загробной жизни и помогать ему. В результате многие египтологи стали считать, что в стране была принята такая традиция. И касалась она всех трехсот фараонов. Однако археологи развенчали этот миф. На самом деле более поздние правители хоронились с небольшими статуэтками, которые и должны были выполнять функцию помощников в потустороннем мире.

Гробницы были прокляты. Этот миф тиражируют многие кинофильмы. Тем смельчакам, кто осмеливался побеспокоить усопших фараонов, грозило проклятие. Самым показательным случаем являлась история, произошедшая с Говардом Картером и открытием гробницы Тутанхамона. Из команды исследователей в 58 человек восемь погибли в течение 10 лет после открытия. Это и породило миф, что гробница была проклята. Эта теория частично имеет под собой основу. Дело в том, что на стенах гробниц был грибок, который и мог привести к ряду смертей. Но большинство из них являлись случайными, они произошли бы, даже если исследователи и не попали бы в гробницу. Да и возраст у большинства умерших был уже преклонный.

Клеопатра была красавицей. Клеопатра считалась главной красавицей Древнего мира. Ее любовниками стали самые влиятельные мужчины того времени. Это и породило миф о ее неотразимости и красоте. Однако портреты египетской царицы, созданные при ее жизни, показали, что у Клеопатры были мужские черты лица. В существующих на Западе стандартах эта женщина красавицей считаться никак не может. У Клеопатры был большой нос, выступающий подбородок и тонкие губы. Этот образ никак не соответствует тому, что был показан Элизабет Тейлор в знаменитом кинофильме. Тем не менее не стоит умалять ее достоинства - Клеопатра была умной и обаятельной. Быть может, именно поэтому ей удавалось завоевывать мужские сердца.

Клеопатра была египтянкой. И хотя ее царица прочно ассоциируется с Древним Египтом, на самом деле она была греческого происхождения. Клеопатра была представителем династии Птолемеев, правящих Египтом во время эпохи эллинизма. Это семейство было потомком одного из генералов Александра Македонского. Клеопатра стала последним правителем династии Птолемеев. После военного поражения от римлян и своего самоубийства, она отдала свою страну в руки римлян. Так Египет стал провинцией новой империи.

У египтян был культ смерти. Огромные египетские пирамиды были построены, как места для отдыха мертвых. В гробницах оставляли богатые дары, погребальные обряды были сложны, а мумии бальзамировали порой до двух недель. Легко поверить, что египтяне были буквально одержимы культом смерти. Дело в том, что многие предметы, которые смогли сохраниться на протяжении тысяч лет, лежали в гробницах и имеют отношение к смерти. На самом деле древние египтяне наслаждались жизнью, это нашло отношение даже в захоронениях. Объекты, размещенные в гробницах, были предназначены для жизни умерших в новом, потустороннем мире. И даже рисунки на стенах показывают сцены жизни. Мы видим, как египтяне занимались сельским хозяйством, охотились и ловили рыбу.

Александрийская библиотека была сожжена арабами. Согласно легендам, когда арабы захватили Египет в 640 году, Халиф Омар приказал сжечь все книги в знаменитой библиотеке. Говорили, что это тепло пошло на нагрев саун, жара от книг хватило на полгода. Однако историки сомневаются в правдивости этого мифа. Дело в том, что письменные свидетельства этой истории появились лишь в конце XII века. Если дело было действительно так, то почему никто не писал об этом целых 500 лет?

Мы уже все знаем о Древнем Египте. Многие полагают, что человек уже получил в свои руки всю информацию, чтобы составить полную картину о той древней цивилизации. Кажется, что египтологии уже некуда развиваться. На самом деле и сегодня периодически совершаются увлекательные открытия, которые дают новую информацию о Древнем Египте. Для ученых загадкой остается процесс изготовления мумии, с помощью современных технологий на основе останков древних удается сделать новые выводы об их жизни и здоровье. Примером таких впечатляющих открытий является «Солнечная ладья», найденная недавно и извлеченная из Великой пирамиды в Гизе. Считается, что это судно должно было позволять мертвым фараонам помогать богу солнца Ра в его вечной борьбе с демоном тьмы, Апепом. Согласно легенде, каждую ночь Ра садится на солнечную ладью, сражаясь со злом, а на рассвете торжествующее божество совершает поездки по небу, освещая всю землю.

Пирамиды не украшались. Известно, что в интерьере многих древних египетских гробниц присутствовали красочные иероглифы. Но довольно долго считалось, что внутри пирамид никакой отделки и украшения не было. В Великой пирамиде была обнаружена потайная дверь, за которой и были найдены иероглифы. Сами эти строения кажутся простыми и строгими. Но сегодня есть доказательства того, что некоторые их части, такие, как внутренние колонны, в свое время были красными или белыми. Так что это не просто нагромождения камней, какими они кажутся сейчас. Гробницы фараонов были сделаны так, чтобы являться самыми впечатляющим строениями в Древнем Египте. Пирамиды покрывались гладким белым известняком, его полировали, пока он не становился ослепительно ярким на солнце. Некоторые из частей такой оболочки все еще можно увидеть на Великой пирамиде. Остальные же элементы были сняты столетия назад. Современники писали, что пирамиды отражали как лунный, так и солнечный свет. Их можно было увидеть издалека даже в ночное время. Если же этого было недостаточно, то замковый камень на самом верху пирамиды украшали золотом или электрумом (сплавом серебра с золотом).

Древние египтяне выглядят так же, как и их современные сородичи. Есть мнение, что народ Египта за столетия мало изменился. На самом деле на облик современных жителей страны повлияли потоки мигрантов, многочисленные оккупации и войны. Сюда приходили ассирийцы, персы, греки, римляне, арабы и турки. Конечно, тут живут и потомки тех самых древних египтян, однако не стоит судить о них на основе облика современных жителей.

В Древнем Египте все искусство - изображение идущих куда-то персонажей. Это довольно распространенный миф, что древнеегипетское искусство было ограничено стилизованными фигурами, смотрящими в сторону, как будто они куда-то шествуют. На самом деле есть немало натуралистичных и красивых изображений животных и людей, свидетельствующих о наблюдательности художника и его ином взгляде. Искусство в Древнем Египте было высокоразвитым и достигло невероятных художественных высот, что мы и сегодня еще не в силах оценить. Мастера творили на различных материалах: на стекле, обсидиане, золоте, в гробницах помимо картин были скульптуры и папирусы. И есть примеры того, как художник с юмором подходил к своему творчеству. На некоторых картина все буквально перевернуто с ног на голову. Например, кошки у древних египтян могли пасти гусей.

Нос Сфинксу отбили войска Наполеона. Популярная легенда гласит, что тысячелетия Сфинкс противостоял всем невзгодам, пока сюда не пришли войска Наполеона. Произошло это во время Египетской кампании в 1798-1801 годах. Говорят, что солдаты тренировались в стрельбе и отстрелили знаменитому каменному колоссу его нос. Тем не менее есть записи, доказывающие, что носа Сфинкс лишился раньше. Посещавшие Египет европейцы часто делали наброски и эскизы Сфинкса. Рисунки Фредерика Луи Нордена, сделанные в 1738 году, доказывают, что носа у фигуры не было уже тогда. Это позволяет снять обвинения с Наполеона, который вообще в 1769 году только родился.

Евреи были рабами египтян. Это утверждение кажется вполне логичным, вот только его породила Библия. У историков же нет никаких доказательств того, что евреи находились в рабстве у египтян. И каких-то признаков жесткого угнетения также нет. Да и описанные в Библии катастрофы не оставили никаких следов. Доверять же записям египтян стоит, так как они довольно подробно описывали свою жизнь и историю страны.

Название страны Египет родилось в этой стране. Само слово «египет» имеет греческие корни. Местные жители называли свою страну «та-кемет», что в переводе означает «черная земля». В данном случае речь идет о плодородной почве. «Красной землей» египтяне называли пустыню. Первые греки, попавшие в страну, стали называть ее по имени Мемфиса, Хикупта или Айгюптос.

Фараон являлся царем страны. Фараоны играли особую роль в жизни Египта. Это были не просто верховные правители, но еще и верховные жрецы. Считалось, что эти персоны являются богами, сошедшими на землю, да и после смерти они продолжат свою жизнь. Египтяне верили, что первым фараоном был бог Ра.

У всех фараонов было много жен. Не было особых правил, которые устанавливали число жен фараона. Например, Эхнатон очень любил свою единственную супругу. На картинах видно, как семья вместе проводит время. Вместе с ним жена ходила в храм и принимала послов. А вот у Рамзеса II было пять жен, каждая из которых несла титул «великая царская супруга». Помимо них у этого фараона было еще и немало наложниц.

Всех фараонов хоронили в пирамидах. Древний Египет известен своими пирамидами. Но их возведение было делом долгим и затратным. Так что большие каменные пирамиды строились только во времена расцвета царства. Потом стали строить менее долговечные строения из глиняных кирпичей, а затем уже и вовсе хоронить фараонов в гробницах, вырубленных в скалах.

Гробницы правителей архаичного периода

В конце доисторических времен не было специальных мест для захоронений, мертвых хоронили обычно рядом с поселениями и деревнями. Их закапывали в землю недалеко от хижин.

С появлением медных инструментов и орудий груда обряду похорон и местам захоронений стали уделять больше внимания.

В Бадари (Верхний Египет) стенки могил стали выкладывать циновками, в отдельных могилах над телом умершего сооружали навес. Могилы, выложенные кирпичом и состоящие из нескольких помещений, появились впервые в культуре Негада.

После объединения северных и южных земель фараоны I и II династий стали специально подчеркивать свое богатство и власть. Они строили огромные гробницы, устраивали пышные похороны. Примеру фараонов следовали высокопоставленные вельможи. Археологи нашли и раскопали царские захоронения архаичного периода в Саккаре – «городе мертвых» первой столицы объединенного Египта – Мемфиса. Такие же могилы были найдены в Абидосе, в районе верхнеегипетского города Тхис. Согласно предположениям в Абидосе находились символические могилы и гробницы древних правителей. Обе части государства несмотря на то, что правил ими один фараон, были еще достаточно самостоятельными, поэтому фараона нужно было хоронить в двух местах – естественно, одно из захоронений было символическим.

«Город мертвых», как и город живых, располагался на границе пустыни и плодородной земли, даже гробницы напоминали своей формой жилые дома. Гробницы в Абидосе и Саккаре представляют два основных типа погребальных построек. Разница между ними хорошо видна на примере подлинной гробницы царицы Мернетх в Саккаре и ее символическим захоронением в Абидосе.

Постройки были массивными, имели глыбообраз ную форму, стены были гладкими, как это и принят на юге. Стояли они во дворе, который был обнесен стеной. Внутри гробницы находилось центрально погребальное помещение, вокруг которого могло располагаться несколько камер. В гробнице северного типа постройка была украшена плоскими лопатка ми с фигурными зубцами. Внутри гробницы усыпальницу фараона окружала сложная система камер и помещений. Примером такого типа погребальных построек может служить гробница в Саккаре, которая, как предполагают, принадлежит фараону Аха. Ее подземная часть была разделена на пять отдельных камер, в средней камере, вероятно, находилось тело фараона в деревянном саркофаге. В остальных помещениях могли находиться его личные вещи. Над погребальной камерой возвышалось кирпичное строение с 27 комнатами. В этих комнатах было сложено охотничье снаряжение, стояли сосуды с вином и блюда с едой, здесь же лежала прочая утварь, которая могла понадобиться фараону в загробной жизни. Внешнюю часть гробницы, ее надземное здание разделяли глубокие ниши. Оно было обнесено двумя низкими стенами. Возможно, что между внутренне стеной и восточной стеной гробницы находило место для жертвоприношений. Сюда родственники приносили подарки и продукты для обитателя могилы. Снаружи стены и само здание гробницы были украшены лепным орнаментом

Разумеется, четкой границы между этими двумя основными типами погребальных построек не существует. Гробница фараона Мени, объединившего страну, в Негаде тоже разделена столбами.

Планировка захоронений архаичного периода во многих случаях предопределяет планировку ансамблей гробниц и захоронений Древнего царства: Дорога восхождения вела к зданию гробницы, рядом с которым во дворе стоял жертвенный алтарь. Начиная с комплекса гробницы фараона Ка, последнего царя I династии, к этим элементам добавился еще один – молельня культа усопшего фараона.

Мастабы

В результате развития формы могил и усыпальниц правителей архаичных времен появились мастабы. Это самый ранний тип гробниц фараонов периода Древнего царства. Мастаба имеет форму усечённой пирамиды с несколькими помещениями внутри и подземной погребальной камерой.

Строили мастабы из необожженного кирпича.

Долина, расположенная за гробницей фараона Ментухотепа I, превратилась в постоянное место погребения фараонов. Расположенная рядом с ней другая долина стала местом захоронения членов царских семей и знати.

Страбон посетил Фивы и место захоронения фараонов, которое сегодня именуют Долиной царей.

Он писал, что в этой долине находятся скальные гробницы сорока египетских фараонов (на сегодняшний день нам известны 60 скальных гробниц египетских фараонов). Эти гробницы очень интересны, их стоит посмотреть. Как видно, уже во времена Римской империи эти памятники египетской архитектуры считались местами, привлекающими внимание и интерес путешественников. Естественно, уже тогда гробницы были давно ограблены, лишь немногие избежали этой участи. Напрасно вход в гробницу тщательно маскировали.

Тутмос I был первым египетским фараоном, которого похоронили в Долине царей. Гробницы первых фараонов XVIII династии относительно невелики; погребальная камера, в которой стоит саркофаг фараона, украшена столбами и имеет овальную форму. Как правило, путь через помещения делает хотя бы одно колено, а в некоторых случаях он строится по неправильной кривой. В более поздние времена гробницы стали более протяженными, и в конце XIX династии их планировка вновь стала линейной. Некоторые захоронения простирались под землей на сотни метров. Например, гробница царицы Хатшепсут имела длину 213 м и уходила на глубину 97 м. В конце гробницы находится погребальная камера с саркофагом.

Свод царских гробниц имел обычно цилиндрическую форму. Стены были украшены цветными барельефами и картинами. На них изображалась жизнь в загробном мире, путь усопшего, жизнь богов. Эти настенные росписи и барельефы являются прекрасными памятниками древнеегипетского изобразительного искусства. Гробница символизировала загробный мир, по которому каждую ночь путешествует Солнце. В силу этого каждое помещение, коридор гробницы имели свое собственное имя. В гробнице Рамсеса IX спуск назывался «первым коридором бога». Найденные в других усыпальницах глубокие шахты, вероятно, тоже имели отношение к этой системе символов. Согласно результатам новейших исследований эти шахты отождествлялись с той глубокой пещерой, над которой должна была проследовать ладья бога Солнца. Саркофаг фараона был сделан из чистого золота, из золота были сделаны и культовые предметы в погребальной комнате. Поэтому ее называли «золотым домом». Впрочем, такое название заслуживала вся царская гробница. В ней были собраны огромные сокровища. Если судить об этом по тем драгоценностям, которые были найдены в гробнице фараона Тутанхамона, маленькой в сравнении с другими гробницами, можно представить, какие сокровища хранили гробницы великих фараонов.

Спрямление внутренней планировки гробниц связано с усилением культа бога Солнца, первые такие гробницы были сооружены в Ахетатоне, столице фараона Эхнатона. Линейная планировка внутренних помещений служила для того, чтобы лучи Солнца могли проникнуть как можно дальше, достичь самых отдаленных уголков гробницы, погребальной камеры и саркофага фараона. Так как вход в гробницу был замурован, это имело чисто символическое значение.

Итак, фараоны Нового царства старались скрыть место своей гробницы. Но они не утратили веру в божественную силу пирамиды, просто ее роль была отведена горе, возвышавшейся над долиной. Продолжает жить и символика Солнца. Свои заупокойные храмы фараоны Нового царства строили вдали от своих гробниц, на границе пустыни и плодородной земли.

После того, как распалось Новое царство, правители Египта прекратили строить скальные гробницы в Фиванских горах. Фараоны, как ни старались замаскировать вход в свои могилы, грабители отыскивали его. Поэтому египетские цари, начиная с фараонов XXI династии, начали строить подземные погребальные камеры на территории храма Амона в новой столице Танисе. Эта территория считалась священной и была огорожена стеной. В Фивах одновременно возводили так называемые «дома Ка», по примеру древних символических гробниц фараонов в Абидосе.