Есть в осени первоначальной о чем. Анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

Ф.И.Тютчев не любил осень. Она всегда напоминала ему о быстротечности жизни, о её увядании. Но восхититься некоторыми прекрасными мгновениями её просто не мог. Поэтому и в данном стихотворении изображён миг осени, когда она вдруг словно застыла в свой красоте, а природа готовится к долгой зиме.Тема стихотворения — осенняя природа во всей её красоте. Правда, осень ещё только-только наступает, но её присутствие в средней полосе России чувствуется уже в конце августа.

Однако вся пейзажная лирика Ф.Тютчева всегда отражает и размышления поэта о жизни, о человеке, о его месте в этом мире. Так и данное стихотворение сочетает в себе элементы философской лирики. Поэтому второй темой здесь является размышление о жизни.

Проблемы.

Проблема взаимосвязи человека с природой . Как начало осени прекрасно, так и пора человеческой жизни, когда молодость уже позади, а старость ещё не наступила,- тоже прекрасна. Хотя уже чувствуется сожаление о прошедшем. Так и в стихотворении, наряду с восхищением прекрасными картинами яркой, разноцветной природы(«Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора -Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера» , автор передаёт грусть, появляются тягостные нотки(«Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все — простор везде, -Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде».)

Красота природы заставляет почувствовать человека, как тесно он связан с ней, что является единым целым.

Проблема труда человека , который даёт жизнь, наполняет смыслом жизнь. Да, можно выделить и эту проблему, ведь автор с таким уважением пишет о крестьянском труде. За строчками мы понимаем, как непростой была уборочная пора. Но она доставляла радость крестьянам, ведь это их благосостояние, это их существование: «Где бодрый серп гулял и падал колос …» и борозда уже « праздная», отдыхающая. Люди закончили свои сельхозработы и могут немного отдохнуть, как отдыхает природа после жаркого лета, готовясь к холодам, которые нелегко пережить.

Проблема смысла жизни . Данный период осени — прекрасное время для переосмысления пройденного, подведения итогов, может, для переоценки жизненных ценностей. Поэт всегда ассоциировал осень не с приближающейся старостью, а со зрелостью, мудростью, жизненным опытом. Поэтому в стихотворении нет трагических ноток, всё тихо, спокойно, настраивает на размышления о себе.

(Иллюстрация: Геннадий Целищев)

Анализ стихотворения "Есть в осени первоначальной..."

Бабье лето

Ф. И. Тютчев в своем творчестве очень мастерски описывает природу, одухотворяя ее и наполняя образами. В своих произведениях, автор очень ярко и красочно передает увиденный пейзаж. Он любит природу и понимает ее, придает ей образ живого существа и наполняет жизнью. В своих произведениях он показывает неразрывную связь между природой и жизнью человека, единство и взаимозависимость - основная мысль, которая проходит через все творчество Тютчева. В стихотворении «Есть в осени первоначальной…», поэт описывает период ранней осени, когда природа необычайно красива и на прощанье дарит свои яркие краски.

Поэт утверждает, что «есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора». Этими словами он указывает на особенность этой поры, ее он называет дивной, видит в ней таинственность и необычность. Автор нежно и трепетно описывает период начала осени, это тот самый момент, когда следует любоваться ее дивною красою, потому, что эта пора очень коротка. Описывая дни этой поры, автор использует сравнение «хрустальный день», это придает ощущение трепетности, дорогого удовольствия и показывает необычайную чистоту и свежесть этих дней. А вечера автор наделяет теплом, описывая их как «лучезарны». «Весь день стоит как бы хрустальный, и лучезарны вечера...» - необыкновенная красота, которую поэт сумел передать словами.

В продолжение описания этой чудесной картины ранней осени, поэт обращает внимание на осеннее поле. Там когда-то, очень бодро гулял серп и работы было переделано очень много, но сейчас все убрано. И все пусто, «лишь паутины тонкий волос, блестит на праздной борозде». В этой части стихотворения появляется некий двойственный образ, и описания самой природы и связь ее с жизнью человеческой. Здесь осень сравнивается с закатом жизни, когда уже все сделано и «праздно», проходят дни. Это стихотворение призавает поразмышлять о вечном.

Далее поэт говорит о том, что птицы уже улетели и воздух стал пустой, однако еще есть время, потому, что «далеко еще до первых зимних бурь». И на пустынное, отдыхающее поле льется чистая и теплая лазурь. В народе это время осени называют бабьим летом, это очень яркое и короткое мгновение и очень важно в людской суете не упустить шанс, чтобы налюбоваться этою красотою. Есть бабье лето чудесной золотой осени и в жизни каждого человека. Замечательный русский поэт Ф. И. Тютчев доносит до читателя удивительные впечатления, которые дарит человеку природа в простых вещах. Каждое мгновение единения с природой оставляет в душе неизгладимое впечатление.

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Павлохуторская средняя школа №12»

Открытый урок проведённый во 2 классе по предмету «Литературное чтение»

Тема : «Люблю природу русскую. Осень. Образ осени в стихах Ф.Тютчева«Есть в осени первоначальной…». Настроение. Осенние картины природы.»

Подготовила учитель начальных классов

Домнина Валентина Владимировна

с.Павло –Хутор

9.10.2012 г.

Тема: «Люблю природу русскую. Осень. Образ осени в стихах Ф.Тютчева«Есть в осени первоначальной…». Настроение. Осенние картины природы.»

Цели урока : ввести в новый раздел «Люблю природу русскую. Осень»; ознакомить со стихотворением Ф.И. Тютчева «Осень»; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление. Создание на уроке положительной мотивации к обучению.

Оборудование : аудиозапись музыки П.И. Чайковского «Времена года», «Октябрь», «Осенняя песня», учебник “Литературное чтение ”; ноутбук, мультимедиапроектор; презентация.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

1. Предметные:

Познакомить с пейзажными зарисовками осеннего времени года Ф. И. Тютчева;

Отметить музыкальность стихотворения Ф. И. Тютчева;

Владеть монологической и диалогической речью в соответствии с нормами языка;

Планировать свое выступление;

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

Развивать навыки выразительного чтения;

Совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся,

Развивать память, внимание, творческие способности.

3. Личностные:

Привлекать учеников к прочтению и изучению лирических откровений русских писателей, в частности, Ф. И. Тютчева;

Воспитывать любовь и уважение к родной природе;

Передать красоту и музыкальность поэтической речи;

Пробудить желание к созданию своих лирических откровений о природе;

Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

4. Коммуникативные:

Формирование умения работать в малых группах

Вид урока: изучение нового материала.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формирование УУД

I .Организационный момент

Цель: активизация учащихся

Проверка готовности к уроку.

Наличие на партах учебников, тетрадей, дневников, письменных принадлежностей.

Регулятивные действия. Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

II . Пятиминутка чтения.

Цель: формирование навыка беглого чтения

Урок мы начинаем с пятиминутки свободного чтения.

Учащиеся читают «жужжащим» чтением дополнительную литературу

II. Актуализация опорных знаний.

Цель:

Речевая разминка.

На фоне спокойной музыки учитель читает стихотворение, которое напечатано на слайде №1.

Скинуло кафтан зеленый лето,
Отсвистели жаворонки всласть,
Осень, в шубу желтую одета,
По лесам с метёлкою прошлась.

Раструбили журавли по рощам,
Будто осень замуж собралась.
Верба платье в озере полощет
Лисью шапку примеряет вяз.

Прочитаем стихотворение все вместе, в медленном темпе.

Объяснение значений выделенных слов.

Значение слова «кафтан» найти самостоятельно в различных источниках.

Какое время года описано в стихотворении?

Найдите в этом стихотворении приметы осени.

Какие ещё признаки осени вам известны?

Назовите осенние месяцы по порядку.

Работа над выразительным чтением стихотворения детьми. Прослушивание 2-3 учеников. Коллективное оценивание наиболее красивого чтения.

Познавательные УУД

Объясняют значение выделенных слов. Читают хором стихотворение в медленном темпе.

Прослушивание 2-х уч-ся.

V. Проверка домашнего задания

Цель: - развивать творческие способности каждого ученика.

Прочитайте свои тексты об осени

- Молодцы все!

Чтение детьми текстов «За что я люблю осень».

Учились планировать свое выступление;

Введение в тему.

Дети, осень приготовила для вас загадки (на карточках)

Прочитайте самостоятельно загадки, приготовьтесь читать их вслух.

Дети читают загадки и отгадывают их.

Приложение 1 к уроку

VI . Целепола гание и мотивация

Цель: мотивировать учащихся на изучение нового раздела.

Сегодня мы начнём изучение нового раздела: “Люблю природу русскую. Осень”(слайд №2 )

На уроке мы познакомимся с произведением русского поэта Ф. И. Тютчева,будем выразительно его читать. Обратите внимание на портрет поэта, дату его рождения и смерти (слайд №3).

Краткий рассказ о жизни поэта. -

VI I .Физкультминутка

Муз.физминутка «Две руки» (слайд № 4)

Муз.»Физминутка «Две руки»

V III . Работа по теме урока.

1. Первичное восприятие текста

Цель: определить первичное восприятие стихотворения.

Одним из лучших лирических стихотворений Тютчева, посвященных изображению осенней природы, является стихотворение «Есть в осени первоначальной».

А теперь закроем глазки и послушаем стихотворение.

Чтение стихотворения учителем.(на фоне музыки П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь»)

Прослушивание стихотворения учащимися.

Учились представлять картины осенней природы.

2. Обсуждение стихотворения.

Цель: Формировать первоначальные умения анализа произведения

Формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;

К какому жанру мы можем отнести это произведение? Докажите.

Найдите рифмующиеся строки!

Понравилось стихотворение?

Какие картины представили вы при прослушании этого стихотворения?

О какой поре осени рассказывает

А теперь прочтите самостоятельно стихотворение на стр.68 учебника.

Это стихотворение (в стихотворении есть рифма, ритм)

Учились различать стихотворный и прозаический текст;

Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста.

Представлять картины осенней природы

Коммуникативные УУД.

Высказывания детей.

Самостоятельное чтение стихотворения детьми. . Жужжащее чтение учащихся.

IX . Словарная работа.

Цели: формировать навык выборочного чтения.

Утвердить значимость и ценность каждого слова;

Значение каких слов в стихотворении вам были непонятны?

Обратите внимание на выделенное слово. Что оно обозначает? Где найти значение этого слова?

Как вы понимаете значение слова СЕРП? Что имеет автор в виду, когда говорит о нем, как о живом? (Cлайд №6)

Бодрый серп гулял” - он был неутомимым орудием в руках, им ловко работали, срезая колоски. Серп – это ручное орудие труда для срезывания злаков.
Серп - ручное орудие, изогнутый полукругом мелко зазубренного ножа для срезывания хлебных злаков с корня. (Cлайд №6)
Лазурь - светло-синий цвет, синева.
На праздной борозде - отдыхающее поле, с неё убрали урожай. (Cлайд №7).

Праздная борозда (Cлайд №7).

Что это означает?

- Какой увидел осень поэт Тютчев?

Мы увидели, что осень нравится поэту, поэтому он употребляет эпитеты.(образное,художественное определение)

Объяснение смыслового значения слова “эпитеты”.

Найдите их.

Что значит выражение “дивная пора”? (Cлайд №8)

Приходилось ли вам наблюдать “хрустальный день”?

Опишите его. Какой он? (Cлайд №9)

Как вы представляете себе “лучезарные вечера”? (Cлайд №10)

Какой знак стоит после первой и третьей строфы? Почему?

3) Работа над словами и выражениями.

Что вы чувствуете при чтении стихотворения?

Радость, спокойствие, восторг, удивление, грусть, тревогу, умиротворение? (Cлайд №11)

Надо заглянуть в словарик, который находится в конце учебника. (Дети находят значение слова в учебнике)

Коммуникативные УУД.

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Познавательные УУД.

Самостоятельное формулирование познавательной цели.(Ученики стараются пояснить их смысл).

Отдыхающая, с нее с неё убрали урожай.

-“Дивная пора”, “день хрустальный”, “лучезарны вечера»

Волшебная пора, прекрасная, необычная.

Прозрачный, чистый, безоблачный.

Вечером природа залита лучами заходящего солнца, все в розово- красных тонах, все сверкает, сияет.

-Поэт может говорить об этой красоте бесконечно много .

Спокойствие, восторг, удивление, грусть, умиротворение?

Учились оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

X . Выразительное чтение стихотворения.

Работа в группах.

Формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;

Работа над выразительным чтением.

(Задание для групп).
Задание.
1. Чтение стихотворения по строфам
2. Чтение стихотворения целиком одним учеником.

Ребята заранее сформировали состав групп).

Коммуникативные УУД . Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе

Учились контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения.

Способ чтения выбирают дети.

Спокойно, с лёгкой грустью.

Определяется общий тон чтения - неторопливый, радостный, однако с лёгким оттенком грусти.

Прочитать это стихотворение в быстром темпе невозможно, его следует прочесть неторопливо, особенно выделяя многосложные слова: первоначальной, хрустальный, лучезарны, паутины , отдыхающее - и образные выражения: дивная пора, бодрый серп, праздной борозде, чистая и тёплая лазурь. Чтение должно передать настроение поэта, восхищённого красотой осеннего дня.

XI .Оценивание работы учащихся на уроке.

Сегодня все работали хорошо, молодцы!

(Самые активные получают отметки)

XII . Рефлексия

Цель: Развивать рефлексивную деятельность учащихся.

Выберите и продолжите предложение:

На сегодняшнем уроке я узнал…

На этом уроке я похвалил бы себя за …

После урока мне захотелось…

Сегодня я сумел… слайд 12

Учились анализировать свою работу, выражать свое отношение к изученному материалу.

Х II . Итог урока

У стихотворения нет названия.

Все привыкли называть его по первой строке.

Как бы вы его озаглавили?

Высказывания

XIV . Дом. задание:

- Учить наизусть стихотворение.

Найти значение слова «кафтан» в различных источниках слайд 14

Приложение 1

Осенние загадки

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» - спросим.

Нам ответят: «Это...» (осень)

Опустели наши грядки.

Огород и сад в порядке.

Ты, земля, еще рожай.

Мы собрали... (урожай)

Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад -

Это просто... (листопад)

Пареньку почти семь лет.

За плечами ранец.

А в руках большой букет,

На щеках румянец.

Что за праздничная дата?

Ветки в парке шелестят,

Сбрасывают свой наряд.

Он у дуба и березки

Разноцветный, яркий, броский. (Листопад

Листья по двору летают,

Под ногами шелестят.

Птицы снова к теплым странам,

Клином весело летят.

Угадай, что за пора,

Снова к нам гостить пришла?

Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!

Все мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился?

Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает?
Кто зовет к нам холода,
Знаешь ты? Конечно, да

Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873) – один из крупнейших поэтов – лириков ХIХ века. Трепетной и нежной любовью к своей природе пронизаны его стихотворения. Каждое поколение находит в его лирике то, что волнует именно читателей. С Тютчевым мы открываем для себя величественную красоту природы.

Философские размышления Ф.И. Тютчева о природе начинаются рано, когда ему еще не исполнится 20 лет, и пройдут через всю творческую жизнь поэта. Кроме того, он рисует и просто поэтические картины живой природы ярким новым языком и чистейшими красками. Природа у поэта жива, она одухотворена. В ней есть все: и любовь, и язык, и свобода, и душа. Исходя из такого понимания природы автором, и следует проводить анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…».

Образная система поэта

Она чрезвычайно гибка и сочетает конкретные, зримые приметы мира и личное впечатление, которое этот мир производит на автора. Стоит прочесть первое неспешное четверостишие, и ясная картина начинающегося бабьего лета, много раз всеми виденного и ожидаемого, встает перед глазами читателя.

Коротка первоначальная осень, но время это - дивное, то есть удивительное и прекрасное. Стоит «хрустальный» день, иначе говоря, необыкновенной чистоты и ясности, и как бы прозрачнейший кристалл накрыл и защитил его. От чего? Об этом будет сказано в конце произведения. И вечера потрясают красотой - лучезарностью (все пронизано светом неугасающего вечернего солнца, которое вечером не хочет уходить с небосклона, а задерживается на нем и расцвечивает всеми красками заката его голубизну). Об этом необходимо писать, делая Тютчева «Есть в осени первоначальной…».

Второе четверостишие

В полях пусто, нет людей, которые их обрабатывали, торопясь работали серпами, к которым прикладывается эпитет «бодрый», срезая пшеницу, быстро собирая урожай. Остался только необозримый от края до края простор, отдыхающие борозды и тонкая паутина, которая поблескивает на растениях и по народным приметам означает теплую продолжительную осень и холодную зиму.

А еще народ приметил, что начало осени всегда связано с отлетом птиц, поэтому в небе тоже пусто (у Тютчева воздух пустеет). Стихотворение написано в самые первые дни осени, которую народ тонко подразделял по сезонам: начало, золотая осень, глубокая осень, предзимье, первозимье. Это все можно отразить, делая анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…».

Последнее четверостишие

Воздух опустел, как уже было сказано, и птицы умолкли. Все погружается в глубокую тишину и покой, готовясь к зимнему отдыху. Но еще далеко до предзимья, которое начнется вместе с осенними бурями, примерно с конца октября. А пока небо лазурно - это слово означает его невероятно нежную безмятежную синеву.

Таким образом можно начать анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…», в котором говорится о полнейшем покое, царящем в природе и который передается душе человека, с любовью смотрящего на уходящее лето и наступающую осень без печали и тревоги, а только наслаждающегося их красотой. Такова его эмоциональная окраска и тема стихотворения.

История создания стихотворения

Федор Иванович возвращался в Москву вместе с дочерью Марией, которой в ту пору было лет семнадцать, из своего села Овстуг в Брянской губернии. На третий день пути он продиктовал дочери текст этого стихотворения.

Начало умиротворяющей осени навеяло поэту прекрасные строки о русской осени. В эти годы (50 - 60) он обычно не обращается к теме природы, его стихотворения, как правило, политизированы, поэтому оно выделяется из общего ряда.

Художественные тропы

Эпитеты, которые использует автор, становятся ведущими и главными, создавая образ тонкого перехода от лета к осени. «Дивная» осень прощается с нами, даря последние погожие деньки. «Хрустальный» по отношению ко дню подчеркивает и хрупкость его красоты и особенную прозрачность небосвода. «Лучезарный вечер» создает особенно светлое и Это показано, как следует проводить анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной…» Тютчева.

Антитеза просматривается в противопоставлении пустого ныне поля с тем, что ранее оно было заполнено жнецами с серпами. Олицетворением является паутина, преподанная как «тонкий волос». Метафорой - льющаяся лазурь, теплая и чистая. Сравнения можно найти после слов «как» или в виде творительного падежа существительного. Так продолжается анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…» Кратко говоря, осталось рассмотреть немногое - рифму.

В двух первых четверостишиях используется перекресная рифма, то есть первая строфа рифмуется с третьей, а вторая с четвертой. В конце рифма становится опоясывающей - первая строфа рифмуется с последней. Ямб создает очень музыкальный ритм.

Анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…» по плану:

  • Автор и название произведения.
  • История его создания.
  • Эмоциональная окраска.
  • Тема.
  • Тропы.

Читая это стихотворение, понимаешь, что поэт умел воспроизводить все краски и звучание, в данном случае полное безмолвие природы. Его образы проникнуты чувством и раздумьем, заключенные в строгое изящество формы.

Стихи про осень глазами русских поэтов-классиков удивительно красивы. Они красочно описывают это грустное, но в то же время очаровательное время года. 1. Листопад Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой... (И. Бунин) 2. Осенней позднею порою Осенней позднею порою Люблю я царскосельский сад, Когда он тихой полумглою, Как бы дремотою, объят И белокрылые виденья На тусклом озера стекле В какой-то неге онеменья Коснеют в этой полумгле... И на порфирные ступени Екатерининских дворцов Ложатся сумрачные тени Октябрьских ранних вечеров - И сад темнеет, как дуброва, И при звездах из тьмы ночной, Как отблеск славного былого, Выходит купол золотой... (Ф. Тютчев) 3. Осень Был поздний ветер дюж, Нес пепел листьев прелых И муть, как из тарелок, Выплескивал из луж. Рябины рдела гроздь. А лес, густой недавно, Листвой блиставший славно, Стал виден всем насквозь. Он был как близкий дом, Где содраны обои, Нет ламп над головою,- Узнаешь, да с трудом. В различные концы, Сложив свои гардины И сняв свои картины, Разъехались жильцы. Струился дождь из мглы, Тянулся запах прели, И словно обгорели Намокшие стволы. О, милые дома!.. Напрасно сердцу грустно: Все выправит искусно, Все выбелит зима. (К. Ваншенкин) 4. Перед дождем Заунывный ветер гонит Стаю туч на край небес. Ель надломленная стонет, Глухо шепчет темный лес. На ручей, рябой и пестрый, За листком летит листок, И струей, сухой и острой; Набегает холодок. Полумрак на все ложится, Налетев со всех сторон, С криком в воздухе кружится Стая галок и ворон... (Н. Некрасов) 5. Золотая осень Осень. Сказочный чертог, Всем открытый для обзора. Просеки лесных дорог, Заглядевшихся в озера. Как на выставке картин: Залы, залы, залы, залы Вязов, ясеней, осин В позолоте небывалой. Липы обруч золотой - Как венец на новобрачной. Лик березы - под фатой Подвенечной и прозрачной. Погребенная земля Под листвой в канавах, ямах. В желтых кленах флигеля, Словно в золоченых рамах. Где деревья в сентябре На заре стоят попарно, И закат на их коре Оставляет след янтарный. Где нельзя ступить в овраг, Чтоб не стало всем известно: Так бушует, что ни шаг, Под ногами лист древесный. Где звучит в конце аллей Эхо у крутого спуска И зари вишневый клей Застывает в виде сгустка. Осень. Древний уголок Старых книг, одежд, оружья, Где сокровищ каталог Перелистывает стужа. (Б. Пастернак) 6. Нивы сжаты, рощи голы Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось. Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем-совсем немного Ждать зимы седой осталось. Ах, и сам я в чаще звонкой Увидал вчера в тумане: Рыжий месяц жеребенком Запрягался в наши сани. (С. Есенин) 7. Сентябрь Сыплет дождик большие горошины, Рвется ветер, и даль нечиста. Закрывается тополь взъерошенный Серебристой изнанкой листа. Но взгляни: сквозь отверстие облака, Как сквозь арку из каменных плит, В это царство тумана и морока Первый луч, пробиваясь, летит. Значит, даль не навек занавешена Облаками, и, значит, не зря, Словно девушка, вспыхнув, орешина Засияла в конце сентября. Вот теперь, живописец, выхватывай Кисть за кистью, и на полотне Золотой, как огонь, и гранатовой Нарисуй эту девушку мне. Нарисуй, словно деревце, зыбкую Молодую царевну в венце С беспокойно скользящей улыбкою На заплаканном юном лице. (Н. Заболоцкий) 8. Есть в осени первоначальной Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора - Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера... Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле... (Ф. Тютчев) 9. Октябрьский рассвет Ночь побледнела, и месяц садится За реку красным серпом. Сонный туман на лугах серебрится, Черный камыш отсырел и дымится, Ветер шуршит камышом. Тишь на деревне. В часовне лампада Меркнет, устало горя. В трепетный сумрак озябшего сада Льется со степи волнами прохлада... Медленно рдеет заря. (И. Бунин) 10. Листок От дружной ветки отлучённый Летит листок уединённый, Куда летит?..."Не знает сам", Гроза разбила дуб родимый; С тех пор, по долам,по полям По воле случая носимый Стремлюсь, куда велят ветра, Туда, где листья все кружатся И лёгкий розовый листок. (Жуковский В.А., 1818 г.) 11. Осень только взялась за работу... Осень только взялась за работу, только вынула кисть и резец, положила кой-где позолоту, кое-где уронила багрец, и замешкалась, будто решая, приниматься ей этак иль так? То отчается, краски мешая, и в смущенье отступит на шаг... То зайдется от злости и в клочья все порвет беспощадной рукой... И внезапно, мучительной ночью, обретет величавый покой. И тогда уж, собрав воедино все усилья, раздумья, пути, нарисует такую картину, что не сможем мы глаз отвести. И притихнем, смущаясь невольно: что тут сделать и что тут сказать? ...А она все собой недовольна: мол, не то получилось опять. И сама уничтожит все это, ветром сдует, дождями зальет, чтоб отмаяться зиму и лето и сначала начать через год. (Маргарита Алигер) 12. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. (А. Пушкин) 13. Начало осени Плывут паутины Над сонным жнивьем. Краснеют рябины Под каждым окном. Хрипят по утрам Петушки молодые. Дожди налегке Выпадают грибные. Поют трактористы, На зябь выезжая. Готовятся села Ко Дню урожая. (А. Твардовский)©