PR в германо-скандинавской мифологии. Лоэнгрин — рыцарь лебедя Образы и символы мифа

«Лоэнгрин» (нем. Lohengrin) - шестая по счёту опера Рихарда Вагнера, в трех актах. Либретто - Рихарда Вагнера. Перевод на русский язык осуществил музыковед Константин Званцов. Место и время действия: Антверпен, Брабант, начало X века. Продолжительность около 4 часов.
Интерес к сюжету возник у Вагнера в 1842 г. в Париже. Рыцари Грааля упоминаются во многих источниках, с которыми был знаком композитор - в эпосе Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль» (Лоэнгрин - сын Парцифаля), в «Немецких сказаниях» братьев Гримм, средневековом романе о рыцаре-лебеде и т. д. На основе разрозненных легенд Вагнер создал самостоятельное произведение, центральный конфликт которого основан на характерной для раннего Средневековья встрече христианского мировоззрения и сохранявшегося язычества. Либретто было написано в 1845 г., музыка создавалась в 1846-48 гг (партитура завершена 28 апреля). Премьера была запланирована в Дрезденской опере, но из-за участия Вагнера в Майском восстании 1848 г. отменена.
Премьера «Лоэнгрина» состоялась 28 августа 1850 г. в Придворном театре в Веймаре под управлением Ференца Листа (Вагнер в это время скрывался в Швейцарии). В премьере участвовали Карл Бек (Лоэнгрин), Роза Агата фон Мильде (Эльза), Теодор фон Мильде (Фридрих). Сам автор впервые смог услышать свою оперу лишь 15 мая 1861 г. в Вене. Первая постановка «Лоэнгрина» в рамках Байройтского фестиваля состоялась в 1894 г.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА.

* Генрих Птицелов (Heinrich der Vogler), германский король (бас).
* Лоэнгрин (Lohengrin), рыцарь Грааля (тенор).
* Эльза Брабантская (Elsa von Brabant) (сопрано).
* Фридрих фон Тельрамунд (Friedrich von Telramund), брабантский граф (баритон).
* Ортруда (Ortrud), его жена, дочь фризского князя (меццо-сопрано или сопрано).
* Королевский герольд (баритон).
* Четыре брабантских дворянина (тенора и басы).
* Четыре пажа (сопрано и альты).
* Готфрид (Gottfried), брат Эльзы (без речей).
* Хор: брабантские и саксонские дворяне, дружина, слуги.

ПЕРВЫЙ АКТ.

Берег Шельды. Герольд возвещает прибытие короля Генриха, который собирает войска по всей Германии. Фридрих обращается к королю и рассказывает, что после смерти герцога Брабанта он взял на себя опеку над детьми герцога - Эльзой и Готфридом, вскоре исчезнувшим. Фридрих обвиняет Эльзу в убийстве брата и сам высказывает претензии на власть, тем более что его жена Ортруда происходит из рода, который некогда правил в этой области.
Появляется Эльза, от неё ждут оправдания, но она ведёт себя странно и всё грезит о рыцаре, который явился ей во сне. Назначается «Божий суд». Эльза уверена, что посланный Богом рыцарь появится, чтобы защитить её. Герольд вопрошает, есть ли желающий выступить вместо Эльзы на суде. Когда надежды уже не остаётся, на реке появляется ладья, запряжённая лебедем, а в ней незнакомый рыцарь (Лоэнгрин). Он готов встать на сторону Эльзы и просит её руки, при условии, что она никогда не будет спрашивать, кто он и откуда. Происходит поединок, в котором Лоэнгрин побеждает Фридриха, но дарует ему жизнь. Всеобщее ликование.

Опера "Лоэнгрин" (Lohengrin).
Chor der Deutschen Oper Berlin, Choru Master. Walter Hagen Groll; Lohengrin – Rene Kollo; Elsa – Anna Tomowa-Sintow; Frederich – Siegmund Nimsgern; Ortrud – Dunja Vejzovic; Koenig – Karl Ridderbursch; Berliner Philarmoniker Con. Herbert Von Karajan, 1971.


ВТОРОЙ АКТ.

Фридрих оплакивает потерю своей чести, обрёкшую его на изгнание, и упрекает Ортруду в том, что она заставила его ложно обвинить Эльзу, тогда как Эльза невиновна - это доказал Божий суд. Ортруда обвиняет его в трусости и говорит, что на стороне Лоэнгрина был не Бог, а колдовство, которое рассеется, если лишить его хоть малейшей части тела. Надо убедить Эльзу спросить героя о его происхождении, тогда он потеряет силу, а честь Фридриха будет восстановлена.
На балконе появляется Эльза, упоённая своим счастьем. Ортруда притворяется раскаявшейся и добивается сострадания Эльзы, которая вводит её в свою свиту. Ортруда пытается посеять в душе девушки сомнения по поводу её жениха.
Утро. Герольд объявляет об изгнании Фридриха и о свадьбе Эльзы и Лоэнгрина, который назавтра должен возглавить военный поход. Четверо дворян недовольны, что им придётся отправляться в поход, и появившемуся Фридриху удаётся склонить их на свою сторону.
К собору приближается процессия Эльзы. Внезапно Ортруда преграждает ей проход и требует превосходства на том основании, что она происходит из уважаемого рода, а Эльза даже не знает, кто её жених. После появления короля и Лоэнгрина Ортруда вынуждена отступить. Тогда появляется Тельрамунд, ему удаётся призвать возмущённых людей к вниманию. Фридрих обвиняет Лоэнгрина в колдовстве, но обвинение отклоняется. Процессия входит в собор. Несмотря на восстановление порядка, в душе Эльзы зарождается сомнение.

ТРЕТИЙ АКТ.

Пышно празднуется свадьба Эльзы и Лоэнгрина. Хор прославляет новобрачных. Когда гости уходят, Эльза высказывает Лоэнгрину свои сомнения. Уверения последнего в его высоком происхождении пугают её ещё больше - она боится, что однажды он её покинет и вернётся в свою страну. В конце концов Эльза напрямую задаёт ему роковой вопрос. В этот момент подкрадывается Фридрих со своими сообщниками и нападает на Лоэнгрина, но Лоэнгрин убивает его.
Утро. При большом стечении народа Лоэнгрин сообщает королю, что не сможет возглавить поход. Он вынужден рассказать о своём происхождении - он один из рыцарей Грааля. Поскольку Эльза нарушила своё обещание и проявила недоверие, он вынужден оставить её. Лоэнгрин говорит, что если бы он смог остаться хоть на год, к Эльзе бы возвратился её брат. Приближается лебедь с ладьёй. Ортруда, уверенная в своей победе, сообщает, что этот лебедь и есть заколдованный ею Готтфрид. После молитвы Лоэнгрина лебедь получает человеческое обличье до истечения срока. Рыцарь Грааля удаляется. Эльза умирает от горя.

Лоэнгрин (опера)

Опера
Лоэнгрин
Lohengrin

Прибытие Лоэнгрина. Открытка
Композитор
Автор(ы)
либретто

Рихард Вагнер

Источник сюжета

средневековые легенды

Жанр

Музыкальная драма

Количество действий
Год создания
Первая постановка
Место первой постановки

Место и время действия : Антверпен , Брабант , начало X века.

Продолжительность около 4 ч.

История создания

Интерес к сюжету возник у Вагнера в г. в Париже . Рыцари Грааля упоминаются во многих источниках, с которыми был знаком композитор - в эпосе Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль» (Лоэнгрин - сын Парцифаля), в «Немецких сказаниях» братьев Гримм , средневековом романе о рыцаре-лебеде и т. д. На основе разрозненных легенд Вагнер создал самостоятельное произведение, центральный конфликт которого основан на характерной для раннего Средневековья встрече христианского мировоззрения и сохранявшегося язычества. Либретто было написано в г., музыка создавалась в - гг (партитура завершена 28 апреля). Премьера была запланирована в Дрезденской опере, но из-за участия Вагнера в Майском восстании г. отменена.

Премьера «Лоэнгрина» состоялась 28 августа г. в Придворном театре в Веймаре под управлением Ференца Листа (Вагнер в это время скрывался в Швейцарии). В премьере участвовали Карл Бек (Лоэнгрин), Роза Агата фон Мильде (Эльза), Теодор фон Мильде (Фридрих). Сам автор впервые смог услышать свою оперу лишь 15 мая 1861 г. в Вене . Первая постановка «Лоэнгрина» в рамках Байройтского фестиваля состоялась в г.

Действующие лица

  • Генрих Птицелов (Heinrich der Vogler), германский король (бас)
  • Эльза Брабантская (Elsa von Brabant) (сопрано)
  • Фридрих фон Тельрамунд (Friedrich von Telramund), брабантский граф (баритон)
  • Ортруда (Ortrud), его жена, дочь фризского князя (меццо-сопрано или сопрано)
  • Королевский герольд (баритон)
  • Четыре брабантских дворянина (тенора и басы)
  • Четыре пажа (сопрано и альты)
  • Готфрид (Gottfried), брат Эльзы (без речей)
  • Хор: брабантские и саксонские дворяне, дружина, слуги.


Краткое содержание

Первый акт

Берег Шельды. Герольд возвещает прибытие короля Генриха, который собирает войска по всей Германии. Фридрих обращается к королю и рассказывает, что после смерти герцога Брабанта он взял на себя опеку над детьми герцога - Эльзой и Готфридом, вскоре исчезнувшим. Фридрих обвиняет Эльзу в убийстве брата и сам высказывает претензии на власть, тем более что его жена Ортруда происходит из рода, который некогда правил в этой области.

Появляется Эльза, от неё ждут оправдания, но она ведёт себя странно и всё грезит о рыцаре, который явился ей во сне. Назначается «Божий суд ». Эльза уверена, что посланный Богом рыцарь появится, чтобы защитить её. Герольд вопрошает, есть ли желающий выступить вместо Эльзы на суде. Когда надежды уже не остаётся, на реке появляется ладья, запряжённая лебедем, а в ней незнакомый рыцарь (Лоэнгрин). Он готов встать на сторону Эльзы и просит её руки, при условии, что она никогда не будет спрашивать, кто он и откуда. Происходит поединок, в котором Лоэнгрин побеждает Фридриха, но дарует ему жизнь. Всеобщее ликование.

Второй акт

Фридрих оплакивает потерю своей чести, обрёкшую его на изгнание, и упрекает Ортруду в том, что она заставила его ложно обвинить Эльзу, тогда как Эльза невиновна - это доказал Божий суд. Ортруда обвиняет его в трусости и говорит, что на стороне Лоэнгрина был не Бог, а колдовство, которое рассеется, если лишить его хоть малейшей части тела. Надо убедить Эльзу спросить героя о его происхождении, тогда он потеряет силу, а честь Фридриха будет восстановлена.

На балконе появляется Эльза, упоённая своим счастьем. Ортруда притворяется раскаявшейся и добивается сострадания Эльзы, которая вводит её в свою свиту. Ортруда пытается посеять в душе девушки сомнения по поводу её жениха.

Утро. Герольд объявляет об изгнании Фридриха и о свадьбе Эльзы и Лоэнгрина, который назавтра должен возглавить военный поход. Четверо дворян недовольны, что им придётся отправляться в поход, и появившемуся Фридриху удаётся склонить их на свою сторону.

К собору приближается процессия Эльзы. Внезапно Ортруда преграждает ей проход и требует превосходства на том основании, что она происходит из уважаемого рода, а Эльза даже не знает, кто её жених. После появления короля и Лоэнгрина Ортруда вынуждена отступить. Тогда появляется Тельрамунд, ему удаётся призвать возмущённых людей к вниманию. Фридрих обвиняет Лоэнгрина в колдовстве, но обвинение отклоняется. Процессия входит в собор. Несмотря на восстановление порядка, в душе Эльзы зарождается сомнение.

Третий акт

Пышно празднуется свадьба Эльзы и Лоэнгрина. Хор прославляет новобрачных. Когда гости уходят, Эльза высказывает Лоэнгрину свои сомнения. Уверения последнего в его высоком происхождении пугают её ещё больше - она боится, что однажды он её покинет и вернётся в свою страну. В конце концов Эльза напрямую задаёт ему роковой вопрос. В этот момент подкрадывается Фридрих со своими сообщниками и нападает на Лоэнгрина, но Лоэнгрин убивает его.

Утро. При большом стечении народа Лоэнгрин сообщает королю, что не сможет возглавить поход. Он вынужден рассказать о своём происхождении - он один из рыцарей Грааля. Поскольку Эльза нарушила своё обещание и проявила недоверие, он вынужден оставить её. Лоэнгрин говорит, что если бы он смог остаться хоть на год, к Эльзе бы возвратился её брат. Приближается лебедь с ладьёй. Ортруда, уверенная в своей победе, сообщает, что этот лебедь и есть заколдованный ею Готфрид. После молитвы Лоэнгрина лебедь получает человеческое обличье до истечения срока. Рыцарь Грааля удаляется. Эльза умирает от горя.

В честь Эльзы назван астероид (182) Эльза , открытый в 1878 году

Избранные записи

(солисты даются в следующем порядке: Лоэнгрин, Эльза, Ортруда, Тельрамунд)

  • 1942 - Дир. Роберт Хегер ; солисты: Франц Фёлькер, Мария Мюллер, Маргарет Клозе, Яро Прохазка; оркестр Берлинской государственной оперы .
  • 1943 - Дир. Эрих Ляйнсдорф ; солисты: Лауриц Мельхиор , Астрид Варнай , Керстин Торборг, Юлиус Хюн; оркестр Метрополитен-опера.
  • 1949 - Дир. Самуил Самосуд ; солисты: Иван Козловский , Елизавета Шумская , Евгения Смоленская, Илья Богданов; хор и оркестр Большого театра СССР.
  • 1952 - Дир. Ойген Йохум ; солисты: Лоренц Феенбергер, Аннелиз Куппер, Хелена Браун, Фердинанд Франц; симфонический оркестр Баварского радио .
  • 1954 - Дир. Ойген Йохум; солисты: Вольфганг Виндгассен , Биргит Нильсон , Астрид Варнай, Герман Уде; оркестр Байройтского фестиваля.
  • 1962 - Дир. Вольфганг Заваллиш ; солисты: Джесс Томас, Анья Силья, Астрид Варнай, Рамон Винай; оркестр Байройтского фестиваля.
  • 1962-63 - Дир. Рудольф Кемпе ; солисты: Джесс Томас, Элизабет Грюммер , Криста Людвиг , Дитрих Фишер-Дискау ; Венский филармонический оркестр .
  • 1966 - Дир. Сильвио Варвизо; солисты: Николай Гедда , Осе Нордмо-Лёвберг, Барбру Эриксон, Рольф Юпитер; хор и оркестр Королевской оперы Стокгольма.
  • 1975-81 - Дир. Герберт фон Караян ; солисты: Рене Колло , Анна Томова-Синтов, Дуня Вейцович, Зигмунд Нимсгерн; Берлинский филармонический оркестр .
  • 1991-92 - Дир. Клаудио Аббадо ; солисты: Зигфрид Йерузалем, Черил Стьюдер, Вальтрауд Майер , Хартмут Велькер; Венский филармонический оркестр.

В астрономии

В честь героини оперы Рихарда Вагнера Ортруды назван астероид 551 Ortrud (англ.) русск. , открытый в 1904 году.

Ссылки

  • Датский режиссер Каспер Хольтен представил на русской сцене новую постановку Вагнера

Время действия: 933 год.

Место действия: Антверпен.

Действующие лица:

Генрих Птицелов (Heinrich der Vogler), германский король (бас)
Лоэнгрин (Lohengrin), рыцарь Грааля (тенор)
Эльза Брабантская (Elsa von Brabant) (сопрано)
Фридрих фон Тельрамунд (Friedrich von Telramund), брабантский граф (баритон)
Ортруда (Ortrud), его жена, дочь фризского князя (меццо-сопрано или сопрано)
Королевский герольд (баритон)
Четыре брабантских дворянина (тенора и басы)
Четыре пажа (сопрано и альты)
Готфрид (Gottfried), брат Эльзы (без речей)
Хор: брабантские и саксонские дворяне, дружина, слуги.

ДЕЙСТВИЕ I
XII век, берег Шельды близ Антверпена. Правитель Германии Генрих Птицелов прибыл в Антверпен. Под вековым дубом Правосудия Генрих собирает рыцарей, чтобы сообщить им о возобновляющейся войне. Все готовы встать под его знамена.
Граф Фридрих Тельрамунд взывает к королевскому правосудию: умирая, герцог Брабантский поручил ему своих детей — Эльзу и маленького Готфрида, но однажды Готфрид исчез. Его сестра, Эльза, на которой Тельрамунд когда-то намеревался жениться, взяла его с собой в лес, мальчик оттуда не вернулся. Фридрих обвиняет Эльзу в братоубийстве. По приказу короля приводя Эльзу, но в ее вину трудно поверить - кажется, она живет в мире грез. Эльза рассказывает о явившемся ей во сне прекрасном рыцаре, который обещал защитить ее. Согласно традиции, поединок может решить дело, но кто вступится за Эльзу? На клич глашатаев никто не откликается. Когда надежда найти заступников уже почти пропала, на волнах Шельды показывается лебедь, влекущий ладью с прекрасным рыцарем. Лоэнгрин, приплывший в этой ладье, объявляет, что готов защищать Эльзу, по прежде она должна дать два обета: выйти за него замуж, если он окажется победителем, и никогда не спрашивать, кто он и откуда пришел. Эльза принимает оба условия.
Лоэнгрин побеждает Фридриха в поединке, но сохраняет ему жизнь.

ДЕЙСТВИЕ II
Фридрих Тельрамунд жив, но и он сам, и его жена Ортруда, свидетельствовавшая против Эльзы, оказываются в немилости. Ортруда уверена, что найдет способ отомстить.
Эльза и Лоэнгрин готовятся к свадьбе. Ортруде, притворившейся дружественно настроенной по отношению к Эльзе, удается заполучить для себя почетное место на торжестве.
В день свадьбы глашатай извещает, что возглавит войска, идущие в поход против венгров новый правитель Брабанта - Лоэнгрин.
Коварный план Ортруды начинает воплощаться во время свадебных торжеств. Она смеется над Эльзой, ведь та не знает ни имени, ни звания своего будущего мужа. Фридрих и вовсе обвиняет Лоэнгрина в колдовстве. Благородного рыцаря не пугают эти обвинения, но сомнение рождается в душе Эльзы - как же ей называть своего супруга?

ДЕЙСТВИЕ III
Торжества окончены, Эльза и ее супруг остаются вдвоем, но как же ей называть своего мужа? Лоэнгрин напоминает ей о данной ему клятве. Но Эльза все же задает запретный вопрос. В этот миг, за миг до ответа, в покои врывается Фридрих в сопровождении воинов. Лоэнгрин убивает его.
Утром тело убитого Фридриха приносят на берег Шельды, где собираются в поход дружины. Лоэнгрин предстает перед королем и рассказывает о себе и своем доме на горе Монсальват, где рыцари охраняют Святой Грааль и служат ему. Его отец - Парсифаль, король всех рыцарей Грааля, а сам он - Лоэнгрин. Но теперь, поскольку его тайна открылась, он должен вернуться. И как бы он ни сожалел, он должен покинуть не только свою супругу, но и короля Генриха: если у людей зарождаются сомнения в рыцаре Грааля, его сила исчезает и он не может оставаться на земле.
Вновь на волнах Шельды появляется ладья и лебедем. Лоэнгрин рассказывает Эльзе, что ее брат, Готфрид, жив и он вернулся бы к ней через год, если бы она не нарушила свой обет. Прощаясь с Эльзой, Лоэнгрин превращает лебедя в ее брата - ведь он стал птицей из-за колдовства Ортруды. Ладья уносит Лоэнгрина прочь. Эльза не в силах перенести разлуку с Лоэнгрином и даже радость от возвращения брата не может утешить ее. Эльза умирает на руках брата.

Опера «Лоэнгрин» (с немецкого «Lohengrin») — «романтическая опера» в трех действиях Рихарда Вагнера , либретто композитора.
Премьера проходила в Веймаре 28 августа 1850 года.
Сюжет основан на сказках он рыцаре святого Грааля и рыцаре-лебеде.
Однажды в королевстве на берегу Шельды исчезает молодой юноша, наследник королевского трона - Готфрид . В этом таинственном происшествии обвиняют Эльзу, его сестру. Вместо оправданий, девушка мечтает о рыцаре, явившемуся ей во сне. Во время «Божьего суда» на реке вдруг появляется запряженная лебедем ладья - на ней приближается к берегу долгожданный рыцарь (Лоэнгрин ). В обмен на свое спасение Эльза дает ему обещание - никогда не спрашивать и не пытаться узнать, кто он и откуда. Лоэнгрин становится на защиту девушки и побеждает обвинителя (Фридриха), но оставляет его в живых.
Приближается день свадьбы. Стараниями Ортруды (жены Фридриха) в душу Эльзы закрадываются сомнения в честности и преданности Лоэнгрина . Она решает нарушить данное своему спасителю обещание. Наутро после свадьбы Лоэнгрин раскрывает свою тайну: он - рыцарь святого Грааля и теперь вынужден покинуть свою жену, которая нарушила данную ему клятву. Если бы он мог остаться в королевстве хотя бы на один год, то к девушке в скором времени вернулся бы ее брат (как оказалось, заколдованный в лебедя Ортрудой). С помощью молитвы Лоэнгрин расколдовывает Готфрида и удаляется. Эльза же умирает от горя.


История создания.

Особый интерес к легенде появился у Рихарда Вагнера в 1842 году. На тот момент сказание встречалось во многих литературных источниках, таких как «Немецкие сказания» братьев Гримм, эпос «Парсифаль » Вольфрама фон Эшенбаха, средневековый роман о «Рыцаре-лебеде» и так далее. На основе нескольких рассказов Вагнер создал собственного «Лоэнгрина». В 1845 году композитор написал либретто, затем в течение двух лет работал над партитурой. К концу апреля 1848 года опера была завершена.
Опера воплощает мысли композитора об одиночестве художника, неприятию его творений современным обществом. Как рыцарь из грез Эльзы, Лоэнгрин, спасает девушку, а взамен ищет чистой, преданной и взаимной любви, но не находит ее, так и творец - создает шедевры, но общество не может понять и принять нечто новое, непривычное.
В лучших традициях вагнеровских произведений музыке отведена особая роль. Она ярко обрисовывает сцены борьбы добра и зла, бескорыстия и алчности, преданности и предательства.
На сегодняшний день опера «Лоэнгрин» является одной из популярнейших опер в мире.
Занимательные факты:
- изначально премьера должна была состояться в Дрездене, но она была отменена из-за участия композитора в Майском восстании 1849 года.
- Рихард Вагнер не присутствовал на премьере «Лоэнгрина» в связи с бегством в Швейцарию. Впервые услышать собственную оперу со сцены он смог спустя одиннадцать лет в Вене.

Трудно в это поверить, но 28 августа исполняется 166 лет с момента премьеры «Лоэнгрина», одной из самых известных опер в мире. Ее композитор Рихард Вагнер - несомненный гений, но одновременно и крайне неоднозначная фигура в истории мировой музыки. Обо всем по порядку.


1) Кто же такой Лоэнгрин?

Лоэнгрин или Рыцарь лебедя – герой нескольких средневековых мифов. Он плывет в мирных водах на своей лодке, ведомой белым лебедем. Согласно легендам, Лоэнгрин был одним из семерых детей королевы, которых злая свекровь похитила из дворца и бросила погибать в лесу. Однако ребятишек нашел и вырастил старый отшельник. Шесть принцев и одна принцесса носят на груди золотые цепи. Когда однажды королевские подданные находят их в лесу, то снимают с детей цепи, и одна из них рвется. Королевские отпрыски превращаются в белых лебедей, и только цепочки могут вернуть им прежний облик. Считается, что белый лебедь Лоэнгрина – это один из его братьев, тот самый, чья цепочка оказалась порванной. Он вечно сопровождает Рыцаря.

2) Каким предстает Лоэнгрин у Вагнера?

Создавая образ Рыцаря-лебедя, немецкий композитор совместил средневековый фольклор с рыцарским романом Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль». В нем Лоэнгрин предстает сыном Парцифаля и рыцарем святого Грааля. Также были использованы сказания братьев Гримм. Творческое осмысление темы, написание музыки и сама постановка оперы совокупно заняли у Вагнера почти 10 лет.


3) Почему Вагнер увлекся этим героем и его историей?

Для композитора Лоэнгрин был не просто легендой: в нем творец воплотил вечное стремление человечества к счастью и последующее неминуемое разочарование. Вагнер запечатлел самого себя в главном образе оперы: мечтательного художника, несущего людям высокие чувства, открывающего чистые идеалы. Обыватели, однако, не были готовы принять ни подвигов Рыцаря лебедя, ни откровений Рихарда Вагнера. Другие же герои легенды и эпоса восхитили композитора своей живостью. Они были именно теми, кто способен передать современникам дух и мудрость тех темных времен Средневековья.



4) Как разворачиваются события в опере?

В первом акте Лоэнгрин появляется буквально неоткуда в лодке, запряженной лебедем, и спасает юную герцогиню Эльзу от ложных обвинений в убийстве брата. Он отстаивает ее честь в доблестном поединке. Вскоре рыцарь и прекрасная дама соединяются узами брака. Лоэнгрин говорит Эльзе, что отныне всегда будет с ней, если только она никогда не спросит его, кто он и откуда. Девушка влюблена в своего спасителя и, конечно, соглашается. Однако против счастья молодоженов плетутся интриги. Наивной герцогине внушают, что Лоэнгрин связан с колдовством и нечистью, а это, как все мы помним, считалось в Средние века самым страшным грехом. Однажды бедняжка не выдерживает и обо всем расспрашивает возлюбленного. Свершается предначертанное – Лоэнгрин, поведав свою историю, больше не может оставаться с любимой. Он навсегда уплывает на своей лодке с лебедем. Эльза умирает от горя.



5) Какой получилась премьера оперы?

Незадолго до первой постановки своего детища на сцене Дрезденской королевской оперы Вагнер принимает участие в городском восстании, за что его высылают из Германии, а премьеру в Дрездене отменяют. «Лоэнгрина» впервые ставят на сцене Веймарского театра 28 августа 1860 года. Оркестр исполняет оперу в малом составе: всего пять первых скрипок и шесть вторых. И это при наличии 38 музыкальных номеров и длительности в три с половиной часа! При таком раскладе публика просто не могла принять «Лоэнгрина» благосклонно. Сам композитор, все еще находясь в изгнании, узнал о реакции зрителей от дирижера и пришел в ярость.


6) Почему все-таки все это важно знать?

«Лоэнгрин» – первая опера Вагнера, поставленная в России. Спустя 6 лет после премьеры в Ваймере, в 1868 году, она была показана российской публике в Мариинском театре в Петербурге.

После Второй мировой войны позиции немецкого композитора в России заметно ослабли: ни для кого не секрет, что Вагнер был любимым музыкантом Гитлера и одним из символов «арийской» культуры Третьего рейха. Известен он был и своими антисемитскими взглядами.

Тем не менее, опера о Рыцаре лебедя является неоспоримым шедевром и привносит в мировую культуру нечто для тех времен новое – смешение жанров музыки и драмы.

Именно парадокс бесконечного благородства идеи и высокомерной низости создателя делает «Лоэнгрина» уникальным произведением. Таким, которое заставит задуматься каждого: способен ли злодей так творить? И можно ли простить всю бесчеловечность суждений тому, кто оставил всему миру в наследство такие великолепные звуки и сюжеты? И хотя бы только для этого – чтобы задать эти вечные вопросы себе – стоило узнать подробнее о «Лоэнгрине».

Елизавета Вохминцева