Международный день родного языка. "международный день родного языка" классный час на тему Сценарий к международному дню языка

Существование планеты неразрывно связанно с развитием населения и речи. Языковое разнообразие неумолимо стремится к уменьшению, что вызывает опасения за полное исчезновение большинства существующих сейчас языков.

История

Международный день родного языка появился в 1999 году по учреждению Генеральной конференции ЮНЕСКО и вошел в календарную жизнь нашей планеты в 2000 году. Провозглашая этот праздник, была поставлена первостепенная задача – сохранить «вымирающие» языки, а также сблизить культурное и языковое множество народов мира.

Датой проведения Дня языка был выбран памятный день. В Дакке в 1952 году 21 февраля, во время демонстрации в поддержку родного языка, студенты, которые предлагали поднять праздник до уровня официального, были убиты сотрудниками полиции.

Каждый год этот праздник приобретает определенную тематику, привлекая внимания к различным проблемам лингвистической области. Поднимаются и рассматриваются следующие вопросы:

  1. Язык жестов и система Браиля.
  2. Содействие между родным языком и многоязычием.
  3. Сохранение культурного множества.
  4. Освещение различных культурных традиций.
  5. ·Качество лингвистического образования и др.

Сотрудниками ЮНЕСКО было определено, что на нашей планете населением использовалось огромное количество языков, 200 из которых исчезли совсем, и более 2-х тысяч находится на грани исчезновения, а используется всего около 6 тысяч языков.

В каждой стране существуют языки, которые могут исчезнуть со смертью их последних носителей. Странами с самым высоким количеством умирающих языков сейчас являются Индонезия, Индия, Китай, Бразилия, Мексика, США.

Причины исчезновения языка самые разнообразные:

  • снижение рождаемости;
  • войны;
  • депортация;
  • миграция;
  • эпидемии;
  • языковое смешивание.

В современном мире к этим факторам добавляется также появление доминантных языков, знание которых является более выгодным.

Исчезновение языков опасно не только с лингвистической точки зрения. Могут исчезать целые культурные пласты из-за утраты традиций и народного творчества, которые напрямую связаны с историей языка.

Традиции

В этот день сотрудниками всех филиалов ЮНЕСКО организовываются языковые мероприятия, во всех странах проходят различные конференции, семинары, выставки, концерты.

В России во многих школах проходят уроки, которые знакомят детей с языковой историей нашей планеты и темой исчезновения языков. Педагоги рассказывают, почему некоторые языки «стираются с лица Земли», учат ребят любить и уважать как родной язык, так и иностранные.

Международный день родного языка (International Mother Language Day) был провозглашен Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1999 года и отмечается ежегодно 21 февраля для содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.

Эта дата была выбрана в знак памяти событий 21 февраля 1952 года, когда в Дакке, столице нынешней Бангладеш, от пуль полицейских погибли студенты — участники демонстрации в защиту своего родного языка бенгали, который они требовали признать одним из государственных языков страны.

Язык является наиболее мощным инструментом сохранения и развития мирового культурного наследия. Деятельность по распространению родного языка способствует не только лингвистическому разнообразию и многоязычию, но и более полному пониманию языковых и культурных традиций во всем мире.

Введя в международный календарь День родного языка, ЮНЕСКО призвала страны разрабатывать, поддерживать и активизировать мероприятия, нацеленные на уважение и защиту всех языков, особенно языков, находящихся на грани исчезновения.
Тема Дня 2016 года "Качество образования, язык(и) преподавания и результаты обучения".

Эксперты полагают, что если не принять меры, то половина из шести тысяч языков, на которых говорят сегодня в мире, исчезнет к концу ХХI столетия, и человечество может потерять важнейшие древние знания, содержащиеся в языках коренных народов.

В мире 43 % (2 465) языков находятся под угрозой вымирания . Среди стран с наибольшим числом вымирающих языков, первое место занимают Индия (197 языков) и США (191), затем Бразилия (190), Китай (144), Индонезия (143), и Мексика (143).

Согласно разработанному ЮНЕСКО Атласу языков мира, находящихся под угрозой исчезновения, за период жизни последних трех поколений людей исчезли более 200 языков. Среди недавно исчезнувших языков находятся мэнский (жителей острова Мэн), исчезнувший со смертью Неда Маддрелла в 1974 году, аса в Танзании — исчез в 1976 году, убыхский (Турция) — исчез в 1992 году со смертью Тевфика Эсенча, эякский (Аляска, США) — исчез в 2008 году со смертью Мэри Смит Джоунс.

В странах Африки к югу от Сахары, где около двух тысяч языков (около трети всех языков мира), по крайней мере, 10 % из них могут исчезнуть в последующие 100 лет.

Некоторые языки — исчезнувшие, в соответствии с классификацией Атласа, — находятся в состоянии активного возрождения. Среди них — корнский язык (корнуэльский) или сиши (Новая Каледония).

Русский язык входит в число так называемых мировых (глобальных) языков. Он является родным примерно для 164 миллионов человек.

Гулия Гарифуллина
Сценарий праздника к Международному Дню родного языка «О родной язык, певучий…»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №15 «Теремок»

Сценарий , посвященный

Международному дню родного языка

на тему :

«О родной язык , певучий… »

Составила и провела :

воспитатель

Гарифуллина Г. А.

Альметьевск 2015г.

Цели :

Закреплять знания о значении родного языка и необходимости изучения других языков ;

Воспитывать чувство патриотизма и гордости;

Способствовать развитию нравственных качеств характера;

Развивать у детей круг познавательных интересов;

Систематизировать и закреплять знания о Родине.

Ход мероприятия:

Мероприятие начинается с дефиле народных костюмов . В зал, под трогательную национальную музыку, входят в порядке очереди :

Первая тройка (воспитатель (1) в центре, ведет за руки детей (2) делает круг почета по залу, демонстрирует свои костюмы и встает полукругом вдоль украшенной стены, противоположенной зрителям.

Вторая, третья и последующие тройки проделывают те же самые действия, и встают рядом с предыдущими.

Дефиле завершает ведущий в национальной одежде, занимает место в центре зала :

Вед : Родной язык !

Он с детства мне знаком,

Родной язык !

Он дорог мне, он мой,

На нем ветра в предгорьях наших свищут,

На нем впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зеленою весной.

Вед : Вот уже 15 лет отмечается международный день родного языка . Этот праздник очень важный и нужный.

Россия - многонациональное государство. Каждая нация - это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык . Более 130 языков звучат в нашей стране. Послушайте, как звучит речь на армянском языке .

Стихи на армянском языке

(рассказывают воспитанники армянской национальности и их родители)

Вед : В нашем городе и республике мы можем услышать речь на разных языках : русский, татарский, чувашский, мордовский, украинский, армянский, таджикский, азербайджанский и другие языки . Дети разных национальностей есть и в нашем детском саду. Для нас представители азербайджанской национальности расскажут стихи на своем родном языке и расскажут о своем любимом национальном блюде.

Стихи на азербайджанском языке , презентация национального блюда

Вед : Каждый народ по своему восхвалял свой язык . А сейчас вашему вниманию блок номеров узбекской национальной культуры.

Стихи на узбекском языке

Андижанская полька

Игра «Тюбетейка»

Вед : В нашей стране все граждане могут пользоваться своим родным языком , но все, же язык , на котором мы с вами общаемся, чтобы понять друг друга – это русский.

Стихи на русском языке

1. Есть слово такое хорошее - «наш» .

И пусть ты татарин, якут иль чуваш,

Родился ли русским, мордвой, осетином,

Будь Родине добрым и любящим сыном!

2. Если хочешь судьбу переспорить,

Если ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,

Выучи русский язык !

Выступление ансамбля ложкарей (исполняют дети)

Вед : В нашей стране два государственных русский и татарский, и в нашем детском саду мы с вами разговариваем не только на русском языке , но и изучаем татарский.

Игра «Переводчик»

(ведущий на русском языке называет слова , дети говорят татарский перевод этих слов)

Татарский танец

Вед : У каждого народа есть свои особенности, традиции, культура, но всё же основной отличительной чертой каждого народа является язык , а также национальный, народный костюм .

Презентация «Костюмы народов Поволжья»

Вед : Во все времена, люди всех национальностей любили играть, мы тоже знаем и любим играть в народные игры :

Блиц-опрос для всех присутствующих : «Назови игры»

Вед : Вот сколько разных игр мы знаем, хоть названия у них и разные, зато правила игры бывают похожие. В нашей стране в дружбе и согласии живут люди разных национальностей, сегодня мы с вами еще раз смогли в этом убедиться. Приглашаем всех в центр зала и предлагаем скрепить нашу дружбу танцем.

Общий хороводный танец «Дружба»

(после игры все занимают свои места)

Вед : В России русский язык является языком межнационального общения. Но есть ещё и язык международного общения - английский. В любой стране мира изучают и знают английский язык .

Песня «Солнечный круг»

(с переводом на русский, татарский, английский язык исполняют дети подготовительной группы)

Вед : Действительно, все языки прекрасны , каждый язык красивый . Не забывайте, любите свой родной язык , берегите его, гордитесь им!

Исполняется песня «И, туган тел»

(с переводом на татарский и русский язык )

Вед : Живите дружно в мире и согласии с людьми разных национальностей. Счастья вам, здоровья, доброты. До свидания!

Подготовила и провела :

воспитатель по обучению детей татарскому языку

МБДОУ «Детский сад №15 «Теремок»

Гарифуллина Гулия Аминовна

Публикации по теме:

«8 Марта». Праздник, посвященный Международному женскому Дню Сценарий праздника, посвященного 8 марта для детей старшего дошкольного возраста д. /с. Комбинированного вида № 15 «Аленка» Дети входят.

Конспект ООД «Поэзия - духовность нации, аромат родного языка». Цель. Закреплять навыки выразительного рассказывания стихов. Развивать воображение, речь, память. Учить называть приметы времён года. Учить.

НОД по развитию речи в подготовительной группе «Международный день родного языка» Цель: Познакомить детей с "Международным днем родного языка". Дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным. Развивать.

Развлечение, посвященное Дню родного языка «Путешествие по городам Мордовии» Развлечение, посвященное дню родного языка «Путешествие по городам Мордовии» Подготовила: Музыкальный руководитель МДОУ «Детский.

Сценарий праздника посвященный Международному женскому Дню 8 марта для 2 младшей группы Сценарий праздника к 8 марта Дети входят под песню «Варись, варись кашка» Танец Поварята Ведущий: Праздничное утро В дом стучится к нам,.

И туган тел, и матур тел, әткәм әнкәмнең теле!

Дөньяда күп нәрсә белдем син туган тел аркылы.

Родной язык – святой язык, отца и матери язык!

Как ты прекрасен! Целый мир в твоем богатстве я постиг!

Г.Тукай

21 февраля международное сообщество отмечает День родного языка. Известно, что этот праздник учрежден в память о пяти бенгальских студентах, требовавших в 1952 году от правительства Восточного Пакистана придания их родному языку статуса официального и погибших при разгоне мирной демонстрации.

С 1999 года по инициативе Генеральной конференции ЮНЕСКО 21 февраля во всем мире отмечается Международный день родного языка, как напоминание о необходимости содействия развитию многонациональности языковой культуры, её разнообразию и многоязычию.

К столь знаменательной дате в читальном зале Верхнеуслонской Центральной библиотеки оформлена книжная выставка «Тел – тарих көзгесе» (Язык – зеркало истории).

На выставке представлена литература, посвященная языковой политике в республике, книги законодательства о языках, а так же книги о культуре речи, различные словари, разговорники.

«Вы думаете, планету населяют люди, животные и птицы? Планету населяют голоса: голоса леса и луга, города и моря. Человеческая речь – малая крупица в земном многоголосье» , - этими словами началась беседа «Язык – история народа», проведенная в Тат-Бурнашевской сельской библиотеке

Участники мероприятия узнали об истории учреждения праздника Международный день родного языка в разных странах мира, обсудили, чем дорог каждому народу родной язык и вспомнили, что в Республике Татарстан для большинства населения родными являются русский и татарский языки. В ходе беседы ребята продемонстрировали неплохие знания родных языков – продекламировали стихотворения Г.Тукая, И.С.Тургенева, В.Хамидуллиной, а также вспомнили пословицы и поговорки, связанные с языком и традициями народов. В заключение ребята обсудили понятие толерантности и с удовольствием прослушали гимн «Дружба народов».

Заведующая Майданской сельской библиотекой Сельская Л.Н. и учитель татарского языка Низамиева Л.К для учащихся 2 – 9 классов провели тематический час «Родной язык, как ты прекрасен».

В ходе мероприятия дети узнали историю возникновения Дня родного языка, познакомились с разнообразными словарями русского языка, обсудили, почему у нас два государственных языка: русский и татарский.

Также много говорили о чистоте речи наших детей, о скудности словарного запаса, о речевых нелепицах. Школьники остро обсуждали тему «Как говорят и общаются подростки: ненормативная лексика - мода или пошлость».

В итоге мероприятия ребята сделали вывод, что родной язык – это богатство, к которому необходимо относиться бережно и с уважением, не засорять речь грубыми и бессмысленными словами и обязательно уважать язык других народов.


Библиотекарь Октябрьской сельской библиотеки Азизова Г.Р. и учитель татарского языка Сибгатуллина А.Р. для учащихся 2 класса МБОУ «Октябрьская СОШ» провели информационный час «Родной язык, как ты прекрасен».

В ходе мероприятия ребята узнали о том, что в мире существует очень много языков и некоторые их них находятся на грани исчезновения. В процессе беседы учащиеся высказывали своё мнение, отвечали на вопросы викторины «Языки народов мира», читали наизусть стихотворения известных поэтов на русском и татарском языках.

Школьникам были показаны мультфильмы объединения «Татармультфильм» и даны рекомендации по прочтению книг на русском и татарском языках.

Информационный час помог ребятам ещё раз понять о том, что в нашей стране все народы живут в мире и согласии, уважают традиции и обычаи друг друга, а языки всех национальностей тесно переплетены.

В Соболевской библиотеке к Международному дню Родного языка прошла тематическая беседа «Родной язык – язык успеха».

В начале беседы библиотекарь рассказала читателям, что с 1999года по инициативе Генеральной конференции ЮНЕСКО во всём мире отмечается 21 февраля Международный день родного языка как напоминание о необходимости содействия развитию многонациональности языковой культуры, её разнообразию и многоязычию. В мире насчитывается 6 000 языков, при этом половина из них находится на грани исчезновения.

Библиотекарь отметила, что язык – это и наш повседневный быт, наша жизнь, история, культура. Родное слово помогает жить, узнавать себя и других. Без языка не будет народа. Поэтому свой родной язык нужно беречь – изучать, развивать, обогащать его.

К мероприятию была оформлена выкладка книг «Слово о словах», где читателям предложены различные словари и разговорники.

Районная Детская библиотека с выездной выставкой «Живой язык – родное слово» посетила ребятишек детского сада «Березка».

«О язык мой, мы навечно неразлучные друзья,

С детства стала мне понятна радость и печаль твоя»

Г. Тукай "Родной язык"

Детям были представлены произведения знаменитого татарского писателя Габдуллы Тукая на русском, татарском и английском языках.

Ребята познакомились с биографией Тукая, с его книгами «Шурале», «Водяная», «Мальчик с дудочкой», «Счастливый ребенок», «Сказка о козе и баране», «Забавный ученик», сборниками «Габдулла Тукай. Незабываемое время», «Путешествие в мир Тукая». Также их заинтересовали издания с дисками «Волшебные странички» и «Кисекбаш», которые библиотекари оставили им для просмотра.

В Ямбулатовской сельской библиотеке прошел урок «Родной язык – святой язык».

На мероприятие были приглашены учащиеся Ямбулатовской начальной школы. Начало урока было посвящено истории родного языка. Ребята с интересом слушали рассказ библиотекаря о том, когда был учрежден День родного языка, прослушали стихотворение о родном языке Веры Хамидуллиной и «Гимн дружбы народов». Учащимся было предложено проверить свои знания. Они с удовольствием участвовали в играх «Подбери слово», «Слова наоборот», вспоминали пословицы и поговорки, отгадывали загадки о родном языке. В заключение мероприятия дети прослушали рассказ К. Ушинского «Наше Отечество».

В Печищинской библиотеке проведен библиотечный урок «Жемчужное русское слово».

Заведующая библиотекой Юлия Нургалиева рассказала ребятам, что Землю населяют разные живые существа: от мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и киты, но только человек обладает даром слова. И как бы мы не определяли этот дар – божественный, величественный, бесценный – мы не отразим во всей полноте его огромного значения. Школьники размышляли о языке, как о средстве общения и культуре общения. Детям были зачитаны высказывания выдающихся писателей Л. Толстого, К. Паустовского, М. Горького о русском языке. Они активно играли в игру «Продолжи пословицу» и с интересом смотрели электронную презентацию о богатстве русского языка и культурных традициях нашего народа.

В Кильдеевской библиотеке для читателей младшего школьного возраста проведена беседа «Родной язык – душа народа»

Мероприятие началось с проникновенных строк о родном языке, сонета и стихов к гимну о дружбе, которые написала известная поэтесса Вера Хамидуллина.

Дети с интересом слушали рассказ библиотекаря о том, что язык – это духовная сокровищница, в которую веками люди вкладывают свои приобретения. Язык - это мелодичные слова, певучие фразы. Слова любви, дружбы, гнева. Слова науки и культуры. А еще умные поговорки и афоризмы, острые пословицы, меткие анекдоты, веселые шутки и прибаутки, пронизывающие до глубины души стихи, замечательные песни и мудрые книги. Какую радость испытывает человек на чужбине, когда слышит родное слово! Одно долгожданное слово способно исцелить, поднять боевой дух, превратить жизнь в праздник!

Вниманию юных читателей была представлена выставка - обзор «Живой язык – родное слово», где особе внимание детей привлекли красочные книги Г. Тукая «Кисекбаш» и «Волшебные странички», по которым сняты мультфильмы. Ребята с удовольствием отгадывали загадки, вспоминали пословицы русского и татарского народа и взяли книги с выставки для домашнего чтения.

В Кировской сельской библиотеке прошёл литературно-краеведческий час «Поэты нашего края», приуроченный к Международному дню родного языка и 85-летию образования Верхнеуслонского района.

Из выступления библиотекаря читатели узнали о том, что День родного языка отмечается 21 февраля и создан с целью защиты языкового и культурного многообразия.

Участники мероприятия познакомились с творчеством местных поэтов, которыми так богат наш Верхнеуслонский район - С. Кудряшова, Р.Троицкой, Ф. Алкина, Н. Артемьевой, Е. Ярцевой и других.

Также в этот день состоялась презентация историко-краеведческой выставки «Страницы истории Верхнеуслонского района», где представлена полная информация о нашем районе: история основания и развития в документах и материалах со страниц газеты «Волжская Новь» разных лет.

Посетители библиотеки могут насладиться красотами Верхнеуслонского района, пролистав фотоальбом «Земля Услонская», узнать о символике по изданию «Геральдическое наследие Республики Татарстан», познакомиться с авторскими стихотворениями о малой Родине из раздела выставки «Творчество наших поэтов».

(International Mother Language Day), провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО 1999 года, отмечается с 2000 года ежегодно с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.

В свою очередь, Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции объявила 2008 год Международным годом языков (International Year of Languages). 2010 год был провозглашён Международным годом во имя сближения культур (International Year for the Rapprochement of Cultures).

Дата для Дня была выбрана в знак памяти событий, произошедших в Дакке (ныне — столица Бангладеш) 1952 года, когда от пуль полицейских погибли студенты, вышедшие на демонстрацию в защиту своего родного языка бенгали, который они требовали признать одним из государственных языков страны.

Языки являются самым сильным инструментом сохранения и развития нашего материального и духовного наследия. По оценкам ЮНЕСКО, половина из примерно 6 тысяч языков мира могут в ближайшее время потерять последних носителей.

Шахид Минар (памятник Мученикам) в университете Дакки в Бангладеш, в память убитых в ходе демонстрации движения Бенгальского языка 21 февраля 1952 года.

Все шаги по способствованию распространения родных языков служат не только содействию языковому разнообразию и многоязыковому образованию, развитию более полного знакомства с языковыми и культурными традициями по всему миру, но и крепят солидарность, основанную на взаимопонимании, терпимости и диалоге.

21 февраля 2003 года по случаю Международного дня родного языка Генеральный директор ЮНЕСКО К.Мацуура отметил: «Почему столько внимания уделяется родному языку? Потому что языки составляют неповторимое выражение человеческого творчества во всем его разнообразии. Как инструмент коммуникации, восприятия и размышления, язык также описывает то, как мы видим мир, и отражает связь между прошлым, настоящим и будущим. Языки несут следы случайных встреч, различные источники, из которых они насыщались, каждый в соответствии со своей отдельной историей.

Родные языки уникальны в том отношении, какой отпечаток они накладывают на каждого человека с момента рождения, наделяя его особым видением вещей, которые никогда на самом деле не исчезнут, несмотря на то, что впоследствии человек овладевает многими языками. Изучение иностранного языка - это способ познакомиться с другим видением мира, с другими подходами» .

И каждый год в рамках празднования Дня родного языка в разных странах проходят различные мероприятия, посвященные определенной теме и нацеленные на содействие уважению, а также на поощрение и защиту всех языков (особенно языков, находящихся на грани исчезновения), лингвистического разнообразия и многоязычия. Так, в разные годы проведение Дня было посвящено темам: взаимосвязи между родным языком и многоязычием, особенно в образовании; системе Брайля и языку жестов; повышению осведомленности общественности в вопросах языковых и культурных традиций, основывающихся на взаимопонимании, терпимости и диалоге; охране нематериального наследия человечества и сохранению культурного разнообразия; роли языка, на котором ведется преподавание в школах и другим.

Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.

В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.

Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!