Фнс и фтс объединяют информационные базы. Михаил Мишустин: перед ФНС России и ФТС России стоят серьезные задачи по обеспечению доходов бюджетов всех уровней Фтс и налоговая

НОВО-ОГАРЕВО, 25 октября. /ТАСС/. Объединение Федеральных таможенной и налоговой служб оправдано, уверен руководитель ФТС Владимир Булавин.

"Объединение таможни и ФНС в один блок оправданно и дает результаты?" - поинтересовался у Булавина президент России Владимир Путин во время рабочей встречи. "Под эгидой и координирующей ролью министерства финансов оправданно, и уже в настоящее время есть вполне конкретные результаты, темпы наших совместных действий мы намерены и в дальнейшем наращивать", - отметил глава ФТС.

По его словам, специалисты обеих служб в нынешнем году активно работают "по созданию единого механизма администрирования налоговых и таможенных платежей". "Этот процесс предполагает интеграцию наших информационных ресурсов, сопряжение систем управления исками, координацию действий по категорированию объектов предпринимательской деятельности, внедрение механизмов прослеживаемости товаров и сквозного контроля, а также совместные и скоординированные проверочные мероприятия, особенно по такой таможенной процедуре, как контроль после выпуска товаров", - перечислил Булавин.

Он привел первые результаты совместных проверочных мероприятий: "Уже проведено 514 проверочных мероприятий, доначислено таможенных платежей на сумму 1,5 миллиарда рублей". "По данным ФТС России, налоговыми органами также доначислено более 1,9 миллиона рублей", - добавил Булавин.

Руководитель ФТС заверил, что "взаимодействие происходит не только на уровне центральных ведомств, но и на уровне окружных управлений, и, что самое главное, на уровне субъектов Российской Федерации".

"Хорошо", - оценил Путин.

Оптимизация таможенных процедур

Владимир Булавин доложил Владимиру Путину об оптимизации таможенных процедур для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Во время встречи с главой государства Булавин отметил, что своей ближайшей задачей видит "выполнение плана по перечислению таможенных платежей в федеральный бюджет, содействие внешней торговле, улучшение делового и инвестиционного климата в стране, создание комфортных условий в таможенной сфере для участников внешнеэкономической деятельности".

Он выразил уверенность, что таможня должна быть быстрой с точки зрения прохождения таможенных процедур, "умной", то есть оцифрованной, имеющей доступ к необходимым информационным ресурсам, эффективной с точки зрения наполнения бюджета. При этом, по его словам, "дальнейшее развитие таможенных органов напрямую связано с развитием телекоммуникационных, информационных систем".

Булавин доложил, что на сегодня практически 100% таможенных деклараций выпускаются в электронном виде, за исключением случаев, специально оговоренным актами кабмина. Как правило декларирование происходит с использованием такого информационного ресурса, как Личный кабинет участника внешнеэкономической деятельности.

По словам Булавина, введение предварительного информирования о ввозимых товарах по автомобильным или железной дорогам позволило существенно сократить время таможенных операций: на железнодорожных пунктах пропуска - до двух часов, на автомобильных пунктах пропуска - до 18 минут.

Ведомство в режиме эксперимента также занимается вопросами автоматической регистрации деклараций и автоматического выпуска. "Каждая третья декларация по экспорту нами регистрируется в автоматическом режиме. Это привело к существенному сокращению времени таможенных операций при импорте", - доложил президенту чиновник. Так, сейчас время совершения таможенных операций при импорте составляет 1 час 35 минут, что в 30 раз быстрее, чем в 2013 году, при экспорте продолжительность прохождения процедуры сократилась в 5 раз - до 47 минут, уточнил Булавин.

ФТС за девять месяцев текущего года перечислила в федеральный бюджет 3,156 млрд рублей, что на 3% больше плановых показателей. "Все плановые значения выполнены в полном объеме. В доходную часть федерального бюджета (за девять месяцев) перечислено 3 трлн 156 млрд рублей, это составляет 103% к контрольным цифрам Министерства финансов", - добавил глава ФТС.

Ведомство рассчитывает по итогам 2016 г. выполнить план в 4,358 млрд рублей по поступлениям в федеральный бюджет. Об этом в эфире телеканала "Россия 24" сообщил замглавы ведомства Руслан Давыдов.

"Мы план выполняем, и по итогам трех кварталов, на сегодняшний день, собрано почти 3,5 трлн руб. (с начала 2016 г. - прим. ред.) ФТС в бюджет Российской Федерации", - сказал он, уточнив, что плановое задание на конец года - 4,358 трлн руб.

"Мы надеемся его как минимум выполнить", - добавил Давыдов.

Двадцатого ноября президент Владимир Путин встречался с руководителем ФНС Михаилом Мишустиным, но, по словам последнего, создание единого фискального органа не обсуждалось. От дополнительных комментариев Мишустин отказался. Представитель ФТС не ответил на запрос «Ведомостей».

Против объединения выступали руководители обеих служб, рассказывали «Ведомостям» федеральные чиновники. Слить можно все, что угодно, но функции служб какими были, такими и останутся, как и принципиальное различие в организации их работы, говорил в октябре в интервью «Ведомостям» руководитель ФТС Владимир Булавин, некоторые страны шли по такому пути, но, например, в Канаде через несколько лет службы опять разделили.

У таможни не только фискальная функция, она контролирует права на интеллектуальную собственность, осуществляет правоохранительную деятельность, борется с контрабандой, говорит один из чиновников. Таможенное администрирование в чистом виде – открытие и закрытие таможенных процедур, идентификация товаров, это не фискальные процедуры, и непонятно, как всем этим может заниматься единая служба. Единая система оказалась хорошим компромиссом, сказал другой чиновник, она позволила установить тотальный контроль за уплатой НДС: налоговой службе видны все подозрительные транзакции, доступ к данным позволил лучше контролировать товарные потоки. «Но именно единой базы сейчас нет – у каждой службы отдельная, просто есть доступ друг к другу», – возражает еще один чиновник. Это и не нравится Шувалову. Идея – разбить реформу на два этапа: до марта сделать единую базу, после – обсудить объединение служб и к маю, к формированию нового кабинета, принять решение, поясняет он.

Как улучшается таможня

В этом году Россия поднялась на 40 ступеней до 100-го места в рейтинге Doing Business в сфере международной торговли (оценивается простота и скорость растаможивания). Например, был упрощен порядок уплаты таможенных платежей благодаря их централизованному учету на едином лицевом счете, ускорены процедуры экспорта и импорта в порту Санкт-Петербурга, объясняла ФТС. За год таможенный контроль для российских экспортеров подешевел с $765 до $665, для импортеров – с $1125 до $587,5.

Обе службы в ведении Минфина – этого пока достаточно для координации их работы, считает председатель РСПП Александр Шохин. ФНС сильно продвинулась в автоматизации, но нельзя говорить, что ФТС настолько отстала от налоговой, что бизнесу невозможно взаимодействовать с таможней, считает Шохин. Например, ФТС собирается сократить число мест таможенного оформления с 672 до 16 центров электронного декларирования.

В объединении есть плюсы: у некоторых компаний налоги, как правило, администрируются из офиса в Москве финансовым департаментом, а за связи с таможней отвечает отдел снабжения, который может сидеть в другом городе, говорит сотрудник «дочки» иностранной компании: «При объединении служб легче будет администрировать экспортный НДС». Но у ФТС есть еще и правоохранительные функции – странное получится сращение, переживает он. Рискованное решение, считает управляющий партнер «Щекин и партнеры» Денис Щекин, особенно в ситуации дефицита федерального бюджета: есть специфика в работе ФТС, а при объединении неизбежна потеря части специалистов. Достаточно общей информационной платформы, настаивает он.

У двух служб сейчас разные задачи и функции, методы и способы контроля, согласна руководитель Центра поддержки внешнеэкономической деятельности Галина Баландина, для начала надо сблизить два вида контроля, иначе возникнет организационная путаница. «Я, как бывший чиновник (ранее возглавляла департамент внешнеторговой деятельности Минэкономразвития. – «Ведомости»), переживший несколько административных реформ, могу сказать, что, если реформа не проработана, ничего хорошего из этого кроме потери компетенции не получится», – предупреждает она.

В России есть 2 Федеральные службы – ФТС и ФНС, которые довольно часто решают общие задачи. Такие как сбор обязательных платежей, учет и контроль за плательщиками, перемещение товаров/работ/услуг и др. Поэтому не на пустом месте давно ходят активные слухи об объединении ФНС и ФТС России в единую госструктуру. По нашей информации, это должно было состояться уже в мае 2018 года. Однако, как обстоит дело сейчас?

Что объединяет налоговиков и таможенников

Тесное взаимодействие ФТС и ФНС России основано хотя бы на том, что только два ведомства дают более 90% всех налогов, которые поступают в федеральный бюджет. Поэтому от того, как они будут вместе работать, во многом зависит устойчивость всей бюджетной системы в целом.

Ещё в 2015 году Президент России поставил задачи по интеграции основных администраторов бюджета – Налоговой службы и Таможенной службы – и созданию единого механизма администрирования налоговых и таможенных платежей. В итоге, обе Службы были переданы в ведение Минфина.

Они начали проводить совместную работу в этом направлении. В первую очередь, усилия были сосредоточены на создании цифровых платформ, внедрении новых технологий, которые позволяли бы более эффективно администрировать и контролировать выполнение своих обязательств перед налогоплательщиками и государством.

На 2018 год задачи по интеграции крупнейших администраторов и повышению эффективности работы выполнены. Об этом говорят:

  • растущие показатели эффективности налогового и таможенного администрирования;
  • рост поступлений платежей во все уровни бюджетной системы.

ПРИМЕР

До интеграции ФНС и ФТС 2015 года поступления самого крупного налога – НДС – росли на 10%. В 2017-2018 годах они увеличились в 1,5 раза, а темпы роста – до 15% в год. Это значительно выше, чем темпы роста экономики.

Это говорит о том, что совместная работа привела к обелению той части экономики, которая раньше не в полном объеме выполняла свои обязательства перед государством.

Также произошло:

  • снижение общей административной нагрузки на хозяйствующие субъекты;
  • сокращение количества контролирующих органов;
  • оптимизирован объём отчетности.

Это во многом результат того, что под контроль Налоговой службы было передано администрирование страховых взносов. В итоге, все налогоплательщики почувствовали сокращение административных отчетностей и барьеров.

Общие задачи ФНС и ФТС

В рамках совместной работы обе Службы в приоритетном порядке решают следующие задачи.

Обмен данными по рискам

Удалось построить систему обмена данными в части выявления рисков между налогоплательщиками и участниками внешнеэкономической деятельности. Теперь совместная база данных позволяет и налоговикам, и таможенникам с учетом интеграции системы управления рисками выявлять тех налогоплательщиков:

  • к которым нужно выходить на проверки;
  • у кого нужно запросить дополнительную информацию.

Такой риск-ориентированный подход позволяет, с одной стороны, реже проводить проверки и экономить ресурсы, а с другой – более точечно выявлять нарушителей и повышать эффективность общей работы.

Существенно выросла эффективность контрольных мероприятий по сравнению с 2015 годом – более чем в 2 раза только в результате объединения систем управления рисками и, соответственно, скоординированных проверок налоговых и таможенных органов.

Отслеживание товаров

Ключевым звеном взаимодействия налоговых и таможенных органов должна стать система прослеживаемости товаров. Уже введены ее элементы:

1. Система ЕГАИС (заработала в рамках реализации алкогольной продукции).

2. Система маркировки (меховые изделия и др.).

Известно, что сейчас в рамках ЕАЭС идёт к финалу работа над соглашением, которое должно стать основой евразийского сегмента прослеживаемости товаров, ввезенных из третьих стран. Это тоже один из элементов обеления наиболее проблемных секторов экономики, связанных и с ВЭД, да и с внутренней экономикой. Эта система дает возможность устанавливать равные конкурентные условия для всех участников рынка.

Такс фри

Россия присоединились к так называемой системе Tax Free. Пока она функционирует в 12 регионах.

Только введение системы Tax Free увеличило товарооборот в тех магазинах, где она была установлена, на 25%. Особенно хорошо она зарекомендовала себя в период проведения Чемпионата мира по футболу.

Грамотное администрирование

Налоговые и таможенные органы совместно работают над улучшением качества администрирования и ликвидацией административных барьеров для добросовестного бизнеса.

Например, перед Федеральной таможенной службой до конца 2018 года стоит задача увеличить количество пользователей технологии единого лицевого счета не менее чем в 2 раза. При этом доля уплачиваемых платежей пользователями должна составлять не менее 50% от общей суммы.

Эксперимент с торговлей в Интернете

С 1 ноября 2018 года ФТС должна запустить эксперимент по новой технологии взимания наложенных платежей в рамках интернет-торговли: покупатели должны уплачивать их в момент совершения покупки.

Такие технологии позволяют:

  • безболезненно для покупателя пройти предусмотренное снижение порога беспошлинного ввоза;
  • выравнить конкурентные условия интернет-торговли (с каждым годом увеличивается партия товаров, которая завозится без уплаты таможенных платежей, сборов, налогов).

Электронная таможня

В настоящее время реализуется масштабный проект по созданию электронных таможен, разделению мест таможенного оформления и фактического контроля.

Он очень важен с точки зрения снижения прямого контакта таможенников с участником внешнеэкономической деятельности.

Согласно последним новостям, объединение ФТС и ФНС России пока не произошло. Налоговики пока вытягивают таможенников на новый уровень взаимодействия с плательщиками.

Мнение эксперта

Владимир Иванович Булавин, Руководитель Федеральной таможенной службы

Стенограмма выступления В. И. Булавина на совместном заседании коллегии ФТС России и ФНС России 19 сентября 2018 г.

В мае текущего года руководством страны определены национальные цели и задачи в развитии Российской Федерации до 2024 года. Одна из основных стратегических задач состоит в ускоренном экономическом развитии страны. Важную роль в ее исполнении должна сыграть совместная деятельность ФТС России и ФНС России, направленная на обеспечение полноты поступления денежных средств в федеральный бюджет, создание комфортных условий проведения бизнеса, снижение доли теневого сектора в экономике.

С 2016 года таможенные и налоговые органы находятся под эгидой Министерства финансов. За это время накоплен значительный опыт совместной работы как на уровне центральных аппаратов, так и территориальных органов. Под руководством Правительства Министерством финансов ведется работа по созданию единого механизма администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей, основой которых является сопряжение ведомственных информационных систем и систем управления рисками.

В настоящее время в единой автоматизированной информационной системе таможенных органов используются более 80 программных средств, автоматизирующих все процессы таможенного дела. С их помощью формируются 67 информационных ресурсов, позволяющих принимать управленческие решения, сокращая возможные риски, нарушения законодательства. Обеспечена возможность осуществления круглосуточного мониторинга процессов совершения таможенных операций в режиме онлайн информационной системой «Малахит». Анализ осуществляется более, чем по 400 различным показателям в разрезе ФТС России, региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов.

На сегодняшний день нашими ведомствами по утвержденным регламентам организован обмен информацией из баз данных. Его объем ежегодно увеличивается. Только в 2018 году таможенная служба направила в ФНС России информацию о более чем 3 млн деклараций на товары, 1 млн таможенных приходных ордеров, а также свыше 11 млн записей о товарах, фактически вывезенных за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза. В свою очередь мы получили от налоговых служб более 7 млн записей о банковских счетах участников ВЭД, которые имеют задолженность по уплате таможенных платежей. Также мы получили свыше 1 млн сведений о нарушителях налогового законодательства.

Поступающие сведения от ФНС России и других государственных органов используются в аналитических системах, в системе управления рисками, на этапе постконтроля и в рамках правоохранительной деятельности. Информация о рисках в отношении налогоплательщиков включена в алгоритм автоматического категорирования участников ВЭД. Машина самостоятельно осуществляет анализ сведений по каждой компании и принимает решение без участия должностных лиц, к какой категории отнести ту или иную организацию. Благодаря этому удалось существенно расширить сектор низкого уровня риска, в отношении участников которого значительно снижена частота применения мер таможенного контроля, что упрощает административные процедуры и способствует сокращению сроков оформления товаров. Сейчас свыше 8 тысяч декларантов входит в зеленый сектор. Из них 6700 налоговой службой также отнесено к категории низкого уровня риска. На долю добросовестных участников ВЭД приходится чуть более 60% от общего количества деклараций на товары и 80% от общей суммы подлежащих к уплате таможенных платежей при ввозе и вывозе товаров.

Своевременный обмен информацией способствует работе по выявлению и пресечению деятельности фирм-однодневок. ФТС России предоставляет информацию о лицах, имеющих задолженность по оплате штрафов, о нарушении прибыли валютного законодательства, а также данные о выявленных признаках недостоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц. За последние три года нами передано информации о более, чем 3,5 тысяч таких организаций.

Важнейшим направлением работы, выстраиваемой на основе обмена информацией и осуществляемой под руководством Министерства финансов, является формирование национальной системы прослеживаемости товаров, которая в дальнейшем будет составной частью единого механизма прослеживаемости Евразийского экономического союза. В перспективе это позволит вывести из теневого оборота товарные и финансовые потоки на всем пространстве Евразийского экономического союза. В конечном итоге это позволит объединить в единую логически связанную цепочку все операции с товаром в процессе его жизненного цикла.

Отдельным элементом системы прослеживаемости стала автоматизация контроля за ввозом и оборотом маркированного товара. В ходе организации пилотного проекта по маркировке меховых изделий и изделий из меха, автоматизированной проверочной операции, сопоставления сведений, содержащихся в декларациях на товары, со сведениями, полученными из государственных информационных систем маркировки, позволяет выявлять случаи нелегального оборота товаров. При этом процесс проверки занимает всего одну минуту. Введение системы маркировки позволило в 2017 году увеличить в 1,5 раза количество задекларированных меховых изделий и увеличить в 2 раза объем таможенных платежей.

Результат информационного обмена широко применяется при совместной организации проведения таможенного и налогового контроля. Практика показывает рост результативности подобных мероприятий. За последние три года было проведено более 2 тысяч совместных проверок, по результатам которых таможенными органами было начислено 8,5 млрд рублей.

Подводя итоги нашего взаимодействия, отмечу следующие принципиальные моменты:

  1. внедрено в практическую деятельность ведомств планирование совместной работы как на уровне центрального аппарата, так и на региональном уровне;
  2. на постоянной основе налажен взаимный обмен информацией из баз данных;
  3. реализуется совместное использование сил и средств при осуществлении контрольно-надзорной деятельности.

Самое главное, что от этой деятельности есть конкретный результат и значительный профилактический эффект. Достигнутый уровень совместной работы позволяет планировать нашу дальнейшую совместную деятельность. Совершенствование взаимодействия таможенных и налоговых органов должно быть основано на внедрении новых цифровых технологий, передовых практик и максимальной автоматизации процесса. Этому будет способствовать проводимое в настоящее время ФТС России масштабное реформирование таможенных органов. С 2017 года мы приступили к созданию сети территориально распределенных электронных таможен и центров электронного декларирования. До 2020 года планируется создать 8 региональных электронных таможен с центрами электронного декларирования во всех федеральных округах, электронную авиационную таможню московского авиаузла, специализированные центры электронного декларирования (морские, акцизные, энергетические). Имеющиеся информационные ресурсы сосредоточатся в главном центре обработки данных и будут обеспечивать комплексную автоматизацию деятельности таможенных органов. Это позволит перейти на новый уровень нашего взаимодействия, предполагающего передачу большого объема данных в режиме времени, близкого к реальному.

Мы должны и дальше совершенствовать систему межведомственного электронного взаимодействия. Необходимо обеспечить интеграцию баз данных других федеральных органов исполнительной власти, получить доступ к сведениям информационно-аналитических агентств, системного учета торговых сетей, а также наладить информационный обмен с нашими зарубежными коллегами. Получаемая информация должна автоматически встраиваться в алгоритмы работы информационных систем наших ведомств. Это позволит создать эффективный инструмент контроля, обеспечивающий с одной стороны надежные барьеры для недобросовестных предпринимателей, а с другой стороны делающий максимально незаметным действия наших ведомств для законопослушного бизнеса.

Уверен, что формат сегодняшнего мероприятия позволит предметно и всесторонне обсудить наиболее важные вопросы взаимодействия таможни и налоговых служб, а также выработать комплексные меры, направленные на повышение эффективности и качества нашей работы. Задачи, поставленные Министром финансов перед ФТС России, будут выполнены.

Все началось, когда пришло оно. Загадочное письмо с Владимирской(?!) таможни. Внутри обнаружилось требование предоставить статистические данные по торговле с Беларусью и Казахстаном аж за весь прошлый год. И ссылка на указ государев, как и полагается.

«Ибо теперича ежели со странами таможенного союза торг ведешь - изволь ответ держать. Кому, куда, чего позапродал. Все без утайки пиши и особливо номер ГТД не забудь. Око государево - не глаз дремотный. Системы электронные псами железными за вами, нерадивыми, ныне следить поставлены, потому не хитри. Срок положенный помни.»

Забегали бухгалтера, засуетились манагеры. Об указе век они не слыхали, не было им такой печали. Оказалось надо было еще год назад зарегистрироваться на сайте ФТС и ежемесячно передавать данные о всех торговых операциях со странами ЕАЭС (иначе административный штраф до 50 тысяч рублей за каждую форму. См. N 510-ФЗ от 28.12.2016 ).

Таможня и налоговая: близнецы-братья

- Этот не подходит. А вот был такой выключатель, отечественный…
- У нас одна «китаёза», только «китаёзой» торгуем.

Подслушано на Митинском радиорынке (Июнь 2018)

В этой истории меня поразил отправитель письма. Владимир - маленький зеленый город, вдали от внешних границ и крупных аэропортов, в самом сердце Нечерноземья и вдруг таможня. Звучит необычно, как военно-морская база в белорусских болотах.

С другой стороны, процесс «таможенизации» всея Руси закономерен. Производства в стране фактически не осталось и главным источником товаров стал импорт. В этих условиях роль таможни трудно переоценить. На повестке дня полное отслеживание цепочки от границы до прилавка. Тут числом «зверя» является ГТД - грузовая таможенная декларация. Дернул за номер ГТД и вот все данные о товаре - цена, вес, количество и т.д.

Дело за малым - организовать доступ налоговых органов к базам таможни. И это решается!

В декабре 2017 года даже появились слухи о предстоящем слиянии налогового ведомства и федеральной таможенной службы(ФТС), которые развеял в феврале 2018 г. Игорь Шувалов, теперь уже бывший вице-премьер.

Как бы то ни было, физического объединения структур и не требуется - процесс интеграции информационных систем ведомств уже запущен после переподчинения ФТС Минфину и ухода Андрея Бельянинова с поста руководителя таможенной службы в 2016 г.

Нынешний глава ФТС Владимир Булавин, генерал-полковник ФСБ между прочим, по сообщению Интерфакса, анонсировал в ноябре 2017 г. создание двухуровневой интеллектуальной платформы: «Первый уровень - оперативный, второй - аналитический. В интеллектуальную платформу будет поступать информация из созданной системы прослеживания. В соответствии с этой информацией мы будем и сами себя контролировать в том плане - насколько объективно участник ВЭД заявил нам и декларировал таможенную стоимость, страну происхождения, код товарной номенклатуры, весовые характеристики» .

Как видится, статистическое декларирование - один из элементов этой системы слежения за перемещением товара. Как и введение пресловутых онлайн касс. Уровень государственной автоматизации растет, а есть ли польза предпринимателям?

По результатам исследования агентства Magram Market Research, проведенного в феврале 2018 года, большая часть респондентов (56%) отметила, что замена ККТ никак не повлияла на эффективность их бизнеса. Зато глава ФНС Михаил Мишустин отметил, что после полугода работы компаний на новой технике бизнес показывает выручку в полтора раза больше, чем до реформы.

Стоит отметить, что информационная система статистического декларирования межгосударственная и заполняя статистическую форму вы автоматически подписываете на «письма счастья» своего зарубежного контрагента и наоборот. Если, конечно, он закупает товар не на частное лицо.

Как передать стат.форму

Вернемся к нашим баранам. Общими усилиями на фирме выяснили, что для передачи стат.сведений необходимо зарегистрироваться на сайте ФТС и зайти в «Личный кабинет участника ВЭД». Кнопка с флагами - сервис "Статистическое декларирование " (Подача СФ с ЭП)

Далее варианта два : либо ручками вбиваем реквизиты и нереально огромный список с товарной номенклатурой, либо загружаем подготовленный заранее файл в неведомом простым смертным формате из трех букв - XML.

Отправляем форму в электронном виде с заверением электронной подписью. Форма регистрируется и ей присваивается уникальный номер.

В случае отсутствия ЭЦП, надо распечатать форму с сайта и отправить уже заказным письмом или привезти лично в таможню региона, где импортер/экспортер состоит на налоговом учете. (Не наш случай).

Стали копать глубже, как выгрузить данные из «1С». Оказалось программа «1С: Бухгалтерия 8» со включенным сервисом «1С-Отчетность» будто позволяет отправлять статформу через Интернет напрямую, без перехода на портал ФТС. Но в исходной древней семерке «1С» это невозможно, самое большее - экспорт файла в Excel. (Соскочить с семерки никак не удается, столько там наворочено - словно неоперабельный осколок в голове бойца. )

А времечко идет: уже 3 месяца нового года минуло, не считая весь прошлый год. Обратились к партнерам по растаможке - логистической фирме, но те наотрез отказались помогать. Кто они после этого?!

Бухгалтера нашли в Интернете стороннюю компанию. Ее сотрудники сгенерили XML для загрузки и попросили 3 тысячи рублей за каждый месяц отчета.

Я старался максимально дистанцироваться от этой задачи. Тема скучная, бухгалтерская. Однако, сколько веревочке не виться… Пришли всей толпой. Жуткая тоска накатывала на меня при прослушивании деталей этой, в общем-то незамысловатой, истории.

Продолжалось это ровным счетом до того момента, пока кто-то не произнес волшебное слово «Альта»! Они продолжали говорить, а я в мыслях уже перенесся в начало «нулевых».

«Контрабас» не только музыкальный инструмент

Таможня размещалась в длинном сером здании брежневских времен из стекла и бетона, вероятно бывшем НИИ. Столовая ютилась в дальнем его конце и офисные работники шли на обед пешком. А дюжие таможенники ловили тачку, набивались в нее и проезжали те же 100 метров с ветерком. Ходить - массу терять!

Надо же, «Альта» еще существует! Их было две, две основные таможенные программы. Девушка, с которой я был тогда в романтических отношениях, трудилась специалистом по таможенному оформлению. От нее я узнал кое-что про таможню, в частности, что люди в погонах и коммерсы(брокеры, декларанты, специалисты по таможенному оформлению) работают под одной крышей.

Таможенники у всех на виду, ибо на страже государственных интересов. В подтверждение тому каждый таможенник имеет «личку»-хитрую печать с персональным номером. Эта сакральная малиновая печать, светящаяся в ультрафиолете, проставляется на документах при выпуске груза: таможенной очистке.

Но именно частники непосредственно работают с клиентами, делают всю черную бумажную работу. Теоретически, человек с улицы может попытаться самостоятельно растаможить свой груз в обход брокеров, но практически это невыполнимо. И вот всю свою документацию специалисты по таможенному оформлению забивают в «Альту». Без нее они как без рук. (Вторая аналогичная программа, если не изменяет память, называлась «Декларант Плюс».)

Однажды к нам на фирму нагрянули таможенные чины, посмотреть образец контрактной продукции для ФТС. Я искренне удивился, как неожиданно эти здоровенные дядьки в темно-зеленой форме, с густыми и басовитыми голосами, заняли собой все офисное пространство! Технический директор был похож на маленького гнома в окружении больших и добрых мишек.

Демка

И именно «Альту» посоветовал установить бухгалтерам сотрудник из привлеченной фирмы. С благословения менеджера «Альта Софт», они скачали и установили с официального сайта бесплатную демоверсию. Причем демка забила весь диск бухгалтерского компа.

И теперь, почему-то, именно я должен был объяснить как «скормить» программе экселевский файлик из «1С» и на выходе получить желанный XML.

По-моему, это редкостное кощунство использовать мощную и дорогостоящую программу как этакий примитивный конвертер. К чести создателей «Альты», этого извращения совершить не удалось. Ну нет в нее прямого импорта из Excel.

Правда существовала программа «Заполнитель», как раз для подобных манипуляций с данными. Все хорошо, но общая стоимость подписки получалась запредельной. Притом все эти программы не решали искомой задачи на 100%.

А задача казалась примитивной - сгенерировать XML из данных «1С», соблюдая определенные условия.

Самое логичное для меня - перевести стрелки на приходящую тетеньку «1С»-программиста и забыть про это. Но я пошел другим путем. Подействовали на меня воспоминания о былой любви или еще что-то, однако, я внезапно решил на скорую руку написать скрипт для генерации XML. Конечно же на старом добром PHP. Заняло это с отладкой два дня.

Cкрипт на PHP для генерации XML

Схема проста: из «1C» выгружаем Excel-файл с номенклатурой товаров, открываем в Excel и пересохраняем как текст, разделенный символами табуляции. Теперь он готов для скармливания php-скрипту.

В браузере сотрудник заполняет форму, прикрепляет файл и нажимает кнопку для формирования XML. Скрипт парсит текстовый файл, добавляет данные из формы и генерит требуемый XML.

Итак, сначала необходимо забить данные по фирме-поставщику и по получателю. Т.к. получатели в основном одни и те же - запоминаем их реквизиты, как и данные отправителя, в базу.

За образец XML берем файл из тех, сформированных за деньги, отчетов. Сверяемся с приложениями к Постановлению Правительства РФ от 7 декабря 2015 года № 1329 .

Кроме этого, существуют дополнительные поля. Я заполнял их сообразно готовому XML-файлу, сформированного этой фирмой. В основном все понятно, например, «Состав транспортных средств (тягач с полуприцепом или прицепом)» и т.д. Но вот что такое «NSF» и почему он «отсутствует» - осталось тайной. Носок сине-фиолетовый? Оставил как есть. (Вероятно есть на таможенном сайте описание формата, лезть туда лениво очень.)

Чтобы кормление сайта таможни было удачным - не забываем сохранить XML в кодировке UTF-8. Слава КПСС iconv!

Подводные камушки

Как всегда, на практике оказалось посложнее. Пройдемся по основным моментам.

Данные подлежащие выгрузке непосредственно по товарам - это код ТН ВЭД, наименование товара, цена, сумма, вес, ГТД, страна происхождения.

Код ТН ВЭД – это классификатор, используемый для проведения таможенных операций. Длина кода - 10 цифр. Вставляем как есть.

Наименование товара - это как обзывается товар в бухгалтерской программе. По-моему, это поле для таможни по барабану, ей важен код ТН ВЭД.

Цена нужна в рублях и долларах. Цена в долларах расчетная. Прикол в том, что доллар нужен по курсу ЦБ на день отгрузки. И не пытайтесь дурить таможню - сайт отслеживает валютный коридор в отчетном месяце!

Тут на помощь приходит API Центробанка РФ. Передаем http-запрос с датой(ДД/ММ/ГГГГ).

Http://www.cbr.ru/scripts/XML_daily.asp?date_req=16/12/2014

В ответ получаем XML. Парсим его и вот курс USD на нужный день, с 4-мя знаками после запятой.

Видимо существует ограничение на частоту запросов к сайту Центробанка, в ходе тестирования скрипта выдавались сообщения от ошибках. Через какое-то время все опять заработало.

Страна происхождения - закодирована двумя латинскими буквами. Пришлось написать отдельную функцию, благо нужных стран немного. Смотрим буквенный код «альфа 2» на сайте: https://www.alta.ru/information/oksm/

Велик и могуч классификатор стран Таможенного союза, лишь ему известно, что «KM» - это Союз Коморы: остров Анжуан, а «МО» - Специальный административный регион Китая Макао, а вовсе не Московская область. Кстати, в Личном кабинете при заполнении формы у некоторых полей выскакивает полезная подсказка со списком валют, стран и т.д.

ГДТ - грузовая таможенная декларация. Самая важная и неприятная, для «серых» схем, штука. По ней вычисляется легальность товара. ГТД состоит из трех, иногда четырех групп цифр разбитых слэшами:

  1. код таможенного органа;
  2. дата принятия ГТД (ДДММГГ);
  3. порядковый номер таможенной декларации (начинается с единицы с каждого календарного года);
  4. номер товара в грузовой таможенной декларации.
Для XML используем только первые три группы. Казалось просто - парсим и вставляем в XML отдельными тэгами, предварительно обработав. Однако, сайт таможни стал ругаться на некоторые позиции. Выяснилось, что код таможенного органа(ТО) всегда должен быть восьмизначным. Если код ТО состоит из 5 цифр добавляем перед ним дополнительно: 417 - Киргизия, 112 - Беларусь, 398 - Казахстан.

Как вычислить: казахские ТО начинаются с пятерки, белорусские с двойки, киргизские с единички. Вроде так.

Пример ГТД : 10130050/280514/0004575 .

Веса товаров . Веса подставляем в килограммах. С конца апреля 2018 года сайт таможни стал отслеживать коридор весов группы товаров по коду ТН ВЭД. И выдавать ошибки, если вес какой-то позиции ниже или выше среднестатистического. Заоблачные технологии в действии!

В зависимости от кода ТН ВЭД иногда требуется указания количества и единиц измерения.

Загрузка XML

Сгенерированный файл XML скачиваем на локальный компьютер. Загружаем его на сайт таможни через ссылку для загрузки XML. Наименование загружаемого файла XML желательно изменить на человекопонятное, т.к. после импорта в Личный кабинет форма будет поименована соответственно.

Затем обязательно заходим в загруженную форму по иконке «Редактировать» и нажимаем кнопку «Проверить». Ошибки будут выведены красным цветом, а в проблемных полях появятся восклицательные знаки.

Переходим на вкладку «Сведения о товарах» и внимательно проверяем:

Отправляем форму кнопкой-иконкой «Отправить» в колонке Действия. После этого исправить ничего нельзя. Через какое-то время форме будет присвоен регистрационный номер.

Что важно - регистр символов названия компании отправителя должны совпадать с регистром в электронной подписи. Например, фирма в XML называется «Ромашка» ООО , а ЭПЦ выдано на «РОМАШКА» ООО - система при отправке формы выдаст ошибку.

Пример работы скрипта

Кому интересно посмотреть генерацию отчета в действии - я выложил