Основные виды речевых нарушений. Логопедическое занятие "образование качественных прилагательных суффиксальным способом" Развитие чувства языка

Прилагательное играет большую роль в речи потому, что, во-первых, оно обозначает признаки предметов, во-вторых, украшает нашу речь. И, наконец, они могут являться средством художественной выразительности - эпитетами.

Каждый предмет имеет признаки, в которых проявляется его особенность. Для названия признаков предмета в языке есть специальные слова - имена прилагательные.

Прилагательные помогают нам выделить нужный предмет из многих одинаковых предметов. Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Прилагательные позволяют передать красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают нашу речь выразительнее и точнее. С прилагательными речь как яркая цветная картина, может быть, даже еще богаче, чем картина, так как прилагательные не только обозначают цвета предметов, их звуки, запахи, вкус, но и выражают отношение к предметам, о которых говорится (Бабайцева, 1993: 109).

Отличительным признаком употребления имен прилагательных в разных функциональных стилях является преобладание относительных прилагательных в научном, официально-деловом стилях и обилие качественных прилагательных в художественной речи. В этом проявляется влияние экстралингвистических факторов, определяющих семантико-тематический отбор качественных слов в текстах разного содержания и функционально-стилевой принадлежности (Голуб, 1997: 337).

Так, обращение к относительным прилагательным в законодательных документах обусловлено необходимостью частого выражения в них отношений между лицами и государством, лицами и предметами и т.д. Немало прилагательных выполняют роль терминов, а также входят в состав устойчивых словосочетаний-терминов и собственных имен (около 30%): Содружество Независимых Государств, Государственная Дума, федеральные войска. Показательно, что в официально-деловом стиле наиболее употребительны краткие прилагательные со значением модальности. Как правило, они указывают на долженствование или предписание: Каждый гражданин обязан; Письменные сделки должны быть подписаны лицами, их совершившими; Вызов экспертов обязателен (Голуб, 1997: 338).

В деловых документах прилагательные этой группы составляют 75% от всех кратких форм, в то время как в научных текстах их употребление отмечается крайне редко, а в художественной речи они практически не встречаются.

В публицистическом стиле также происходит специализация некоторых семантических групп прилагательных, которым отводится особое место в составе оценочной лексики, несущей большую экспрессивную нагрузку. Это такие прилагательные, как дремучий, разнузданный, махровый, оголтелый, обвальный и т.д. В публицистической речи они выступают указателями наивысшей степени качества, передаваемого существительными, к которым относятся.

Однако было бы неверно исключать из состава прилагательных, используемых в книжных стилях, общеупотребительные лексемы, которые, как правило, представлены в любом тексте; например в научной монографии:

Применение математических методов в психологии… сопряжено с огромными трудностями, и прежде всего потому, что построение вероятностной модели явления - достаточно тонкая задача, требующая подчас даже больших усилий, чем последующая работа математика с такой моделью (Голуб, 1997: 343).

В книжных стилях прилагательные, выступающие в чисто информативной функции, не употребляются в переносном значении и не допускают синонимических замен в случае терминологизации, например:

Готовая к выпуску книга включает помимо авторского текста ряд дополнительных текстов.… Поэтому появилась необходимость отличать объем литературного произведения, оплачиваемого автору, от полного объема книги. Для этого введена единица измерения - издательский лист. Для измерения количества бумаги, идущей на изготовление книги, служит печатный лист.

Такое употребление прилагательных, исключающее установку на эстетику речи и преследующее лишь практическую цель, соответствует функционально-стилевой специфике использования морфологических ресурсов языка.

Потенциальные же изобразительно-выразительные возможности имени прилагательного реализуются в художественной и публицистической речи, предоставляющей в распоряжение стилистики обширный материал для наблюдений. Стилистическое значение прилагательных как источника речевой экспрессии в названных стилях речи трудно переоценить. «Качественные слова», как иногда называют прилагательные, - самая живописная часть речи. Не случайно писатели придают важное значение точному употреблению прилагательных-определений, усматривая в этом проявление профессионализма, мастерства (Голуб, 1997: 350).

Обращение к прилагательным диктуется необходимостью в деталях обрисовать внешность героя: Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах… (Пушкин). Прилагательные участвуют и в создании психологического портрета персонажа, описании его привычек, уклада жизни и т.д.: Сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые (Пушкин).

В русской художественной литературе сложилась богатая традиция стилистического освоения прилагательных-эпитетов в различных описаниях, и прежде всего в пейзажных зарисовках. Проиллюстрируем это примером описания лунной ночи: …Появилась луна, обливая море серебряным блеском. Большая, кроткая, она медленно плыла вверх по голубому своду неба, яркий блеск звезд бледнел и таял в ее ровном, мечтательном свете (М. Горький). Господство прилагательных в системе выразительно-изобразительных средств проявляется и в том, что вовлеченные в контекст существительные, глаголы, наречия также нередко связаны своими значениями с понятием качества; ср.: блеск, свет, бледнел, медленно.

В русском языке определились своеобразные семантические ряды прилагательных, которые образуют богатую палитру красок при воссоздании картин природы. Например, свет луны в романтическом контексте часто рисуется с помощью прилагательных: бледный, голубой, серебряный, серебристый, зеркальный, лимонный, желтый, томный, таинственный, призрачный, загадочный. Для описания же реалистической (нередко сниженной) картины лунной ночи привлекаются иные имена прилагательные: [луна] большая, огромная, круглая, рыжая, красная, кроваво-красная; ср.: Диск луны, огромный, кроваво-красный, поднимался за деревьями парка (Куприн). Частотность использования подобных эпитетов может привести к рождению литературных штампов, получающих негативную оценку в стилистике. Однако подлинные мастера художественной речи проявляют большую изобретательность в соединении слов (по выражению А.С. Пушкина). Богатство же семантических групп прилагательных в русском языке создает широкие возможности для их творческого применения. Так, А.С. Пушкин мог к одному слову подобрать до пятидесяти прилагательных-определений в разных контекстах (Голуб, 1997: 351).

В то же время отказ писателей от использования прилагательных при изображении природы в художественном тексте может стать своеобразным стилистическим приемом, демонстрирующим ироническое отношение автора к метафорическому слогу, стремление к «деромантизации» пейзажа. Этот прием реализован, например, в рассказе М. Горького «Месть»: Соловьи и луна, тени, запах цветов - все это имелось налицо и в количестве гораздо большем, чем было нужно по ходу дел. Читатель невольно сравнивает эту фразу с пейзажной зарисовкой в начале рассказа (Эта река и камыш по ее берегам, а за ним темные, пышные деревья так хороши, облитые чудным, приветливым светом луны… ): отказ автора от использования прилагательных-эпитетов расценивается как выражение протеста против фальши «красивых слов».

Стилистическое значение имени прилагательного в системе выразительных ресурсов морфологии ставит его в особое положение в сравнении с другими частями речи. Умение автора найти художественное определение нередко выступает критерием хорошего слога. Поэтому замечания опытных писателей о стиле молодых авторов особенно часто касаются употребления прилагательных.

При употреблении прилагательных важно сохранять чувство меры, не злоупотребляя эпитетами, порождающими многословие. А.П. Чехов советовал молодому Горькому: «Читая корректуру, вычеркивайте, где можно, определения… Понятно, когда я пишу: «человек сел на траву »… Наоборот, неудобопонятно и тяжеловато для мозгов, если я пишу: «высокий, узкогрудый, среднего роста человек с рыжей бородой сел на зеленую, уже измятую пешеходами траву, сел бесшумно, робко и пугливо оглядываясь ». Это не сразу укладывается в мозгу, а беллетристика должна укладываться сразу, в секунду» (Голуб, 1997: 352).

Изученный нами материал об особенностях функционирования прилагательных в разных стилях речи стал лингвистическим обоснованием разрабатываемой нами проблемы развития речи младших школьников.

В результате анализа лингвистической литературы установлено следующее:

1. Имя прилагательное как знаменательная часть речи не имеет однозначного решения в аспекте рассмотрения его объёма и содержания. В широком понимании в прилагательное включаются порядковые числительные, отдельные местоимённые слова, которые также обозначают признаки предметов или указывают на них. В нашей работе представлено традиционное понимание имени прилагательного как части речи, обозначающей признак предметов и выражающей его в словоизменительных категориях рода, числа и падежа, в предложении обычно выступающее в функциях определения и именной части составного именного сказуемого.

2. По значению и грамматическим характеристикам имена прилагательные делятся на 3 разряда: качественные, относительные и притяжательные. Данная классификация используется в школьной практике и принята в нашей работе. Нами рассмотрены и другие классификации прилагательных, в частности, предложенная в «Русской грамматике», которая предполагает деление прилагательных на два лексико-грамматических разряда: качественные и относительные, относительные, в свою очередь, - на собственно-относительные, порядковые и местоименные, собственно-относительные - на непритяжательные и притяжательные. Другой вариант классификации прилагательных предполагает деление их на знаменательные и местоименные; знаменательных прилагательных - на качественные и относительные; относительных - на собственно-относительные и порядковые, собственно-относительных - на непритяжательные и притяжательные.

3. Имя прилагательное, как и имя существительное, имеет грамматические категории рода, числа и падежа. В работе описано различие этих грамматических категорий у названных частей речи: у существительных они семантически значимы, у прилагательных зависят от существительных, не связаны с фактами реальной действительности, в результате чего являются словоизменительными.

4. В речи имена прилагательные играют важную роль. Они обозначают признак предмета, украшают нашу речь, могут выступать средствами художественной выразительности - эпитетами. Богатая и гибкая система прилагательных содержит разносторонние изобразительно-выразительные возможности, которые реализуются эстетической функцией этой части речи. Прилагательное также выполняет информативную функцию и используется для сужения объема понятия, выражаемого существительными, что делает прилагательное незаменимым во всех стилях, но особенно когда возникает необходимость в конкретизации значения, выраженного предметным словом.

В дипломной работе рассмотрена роль прилагательных в различных стилях речи. Прилагательные делают речь более точной, в деталях представляют объект, внешний вид человека, его характер, поступки и т.д. Эта функция прилагательных особенно важна для развития речи младших школьников. Формирование умения употреблять прилагательные в устной и письменной речи, кроме расширения и обогащения словарного запаса младших школьников, способствует развитию у них умения наблюдать, подмечать разнообразные признаки предметов окружающей действительности. Решению задач развития речи младших школьников в процессе использования имён прилагательных и посвящена следующая глава.

, учитель-логопед, МОУ “СОШ № 28” г.Сыктывкара.

Особое значение в общей системе по преодолению речевого недоразвития у учащихся начальных классов придается упорядочению грамматического строя речи. Основное внимание здесь нужно уделять не только исправлению ошибок, но и формированию языковых обобщений, чтобы дети осознали правильное употребление рода и числа существительного, его согласование с прилагательными, числительными; образование множественного числа, употребление предлогов, формы падежного управления.

При ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, так же грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.

Обучение согласованию различных частей речи следует начинать с согласования прилагательных с существительными . При этом необходимо параллельно вести работу по развитию словарного запаса учащихся.

Овладение практикой согласования имен прилагательных с именами существительными начинается с осваивания согласования прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа, затем в косвенных падежах, а также способы использования словосочетаний, построенных на основе согласования, при составлении собственного связного высказывания.

Специфическим отличием при обучении этому материалу является то, что на примере согласования ученики осваивают условия, определяющие правильность построения словосочетания: слова в словосочетании должны быть связаны по смыслу и грамматически.

Специфика использования согласования в самостоятельной речи детей связана с общими

недостатками, затрудняющими освоение грамматического строя детьми с речевой патологией. В их устной речи наблюдаются многочисленные недочеты:

  • генерализация окончаний - окончание прилагательного полностью совпадает с окончанием имени существительного, например, “под большОМ дубОМ”.
  • ошибочная идентификация грамматических признаков имени существительного, приводит к тому, что эти же неправильные категории присваиваются прилагательному. Это свидетельствует не столько о недостатках согласования, сколько о неумении определять грамматические категории имени существительного, например, “под огромнОЙ дубОЙ”.
  • трудности удержания грамматической связи в дистантных конструкциях. Например, ученик, подбирая определения к слову “солнышко”, по мере удаления от этого слова теряет формальную связь между прилагательным и существительным: “солнышко яркое, блестящее, теплый, весенний и т.п.”.
  • неполноценность звуко-буквенных обобщений приводит к тому, что окончания прилагательных в сознании ребенка носят неустойчивый размытый характер. В результате в устной речи не всегда можно четко проконтролировать, какое окончание использовал ребенок. Порой наблюдается даже такое явление как “зажевывание” окончаний. Ребенок вроде бы какое-то окончание проговаривает, но оно произносится настолько смазано, что не поддается транскрибированию.

    Естественно, что эти недостатки позже проявятся на письме и могут послужить значительным препятствием при записи сочинений и изложений.

    Особенностью работы над освоением согласования является привлечение письменного материала для анализа. Это позволяет добиться наглядных представлений о явлении согласования.

    Если на уроках русского языка согласование является объектом только лингвистического анализа, то на логопедических занятиях оно прежде всего оказывается объектом практического освоения. Поэтому на уроке русского языка учат подбирать окончание имени прилагательного по вопросу, который ставится от существительного, например:

    какОЙ? деревяннЫЙ

    какАЯ? деревяннАЯ

    какОЕ? деревяннОЕ

    какОМУ? деревяннОМУ

    какОЙ? деревяннОЙ

    какОМУ? деревяннОМУ

    Алгоритм следующий: ребенок интуитивно определяет грамматическую форму имени существительного и подбирает к этой форме необходимый вопрос.

    Попытка напрямую перенести этот опыт на логопедические занятия, как правило, требует много сил и времени. Чтобы избежать проблем, необходимо разбить обучение на два этапа.

    1. На первом этапе у учащихся формируются умения ставить вопрос от существительного к прилагательному в именительном падеже.
    2. На втором этапе осваиваются способы постановки вопросов в косвенных падежах и использование вопросов в качестве вспомогательных средств.

    Остановимся подробнее на первом этапе.

    У учащихся уже должны быть сформированы представления о родовой принадлежности имен существительных на основе звукового анализа. Для этого отбираются системные формы, окончания которых указывают на род. Ученики умеют соотносить эти существительные с личными местоимениями “он”, “оно”, “она”, “они” и притяжательные местоимения “мой”, “моя”, “моё”, “мои”. На основе этого соотнесения проводится обучение согласованию. На доске и голосом в устной речи выделяются окончания, которые и являются ориентиром для образования нужной формы прилагательного:

    ложкА онА мОЯ болъшАЯ окончание).

    блюдО онО мОЁ болъшОЕ

    Выделение и соотнесение окончаний является механизмом, который впоследствии обеспечит навыки оформления согласования и в устной и в письменной речи. Далее ученикам предлагается соотнести звучание и написание окончаний имен прилагательных и окончание вопросов к ним. Ученики находят общее и отличное, выявляются варианты окончаний имен прилагательных. Формируется алгоритм грамматического действия:

    Окончание

    названия

    предмета

    Окончание

    названия

    признака

    предмета

    Постепенно вопросы начинают играть роль вспомогательного средства. По мере того, как ученики осваивают постановку вопроса от главного слова к зависимому в словосочетании, номенклатура вопросов расширяется и обучающиеся осваивают постановку вопросов в косвенных падежах в единственном и множественном числе.

    Для того, чтобы дети осваивали многовариативные окончания имен прилагательных, необходимо проводить длительную работу по автоматизации и дифференциации флексий. Только в ходе длительной отработки у учащихся формируются устойчивые звуко-буквенные представления о их составе. Поэтому на протяжении всего времени обучения логопед возвращается к теме согласования, предлагая ученикам выполнить различные виды упражнений:

    * Подстановочного характера :

    • дописать окончания в прилагательных по образцу /мудрая пословица, зелен... улица/ в словосочетаниях, предложениях;

    “Подбери предмет к признаку” - Морозный…, морозная…, морозное…

    “Подбери признак к предмету” - елка (какая?) - …, Дед Мороз (какой?) - …

    Подобрать как можно больше признаков к слову зима : снежная, суровая, холодная…

    Вставить в словосочетание (предложение) подходящий признак.

    *Корректорского типа, на преобразование готовых образцов

    “Исправь ошибку” - красивая сапоги, теплый шапка…

    *На классификацию

    Выбрать картинки, к которым можно поставить вопрос – Какое? (какая?, какие?)

    Из предложенных слов выписать прилагательные;

    *Составление словосочетаний и предложений

    составить словосочетание с данным словом /снежная, скользкий, морозное/;

    * Дидактические игры : “Назови цвет” - моковь (какая?)… оранжевая и т.д.

    “Назови форму” - огурец (какой?)…овальный и т.д.

    “ Подбери признак” - яблоко (какое?)…

    “Отгадай, что это?” - Круглый, полосатый, сахарный?,

    “Волшебный мешочек”, “Лото” (1: логопед – предмет, дети – цвет (материал), 2: логопед – цвет, дети – предмет).

    Трудность усвоения системы словоизменения прилагательных связана с их отвлеченной семантикой, т. е. с отсутствием жестко привязанных значений слов к признакам. Позднее появление в речи детей прилагательных, обозначающих признаки, свойства предметов, обусловлено тем, что для выделения из образа предмета какого-либо признака нужен достаточно высокий уровень интеллектуального развития.

    Учитывая грамматические особенности прилагательных (зависимость их формы от грамматической категории существительного), удобно отрабатывать согласование данных частей речи в роде и числе через повышенное внимание к окончанию имени прилагательного.

    Предъявление материала с повышенной наглядностью и выделением составных частей слова значительно упрощает усвоение ребенком категорий рода и числа.

    Первый вариант. Отрабатывается согласование прилагательных, обозначающих цвет, с существительными мужского, женского и среднего рода.

    Готовятся карточки, раскрашенные в основные цвета. К ним прилагается набор цветных картинок, обозначающих существительные разного рода. Под картинками крупно (3-4 см) пишутся родовые окончания прилагательных. Логопед называет предмет на картинке и соответствующее ему прилагательное, но не договаривает окончание. Ребенок находит карточку соответствующего цвета. Кладет картинку к карточке и произносит прилагательное полностью.

    Картинки соответствующих цветов:

    Второй вариант.

    На карточках крупного формата (половина альбомного листа) одним из основных цветов печатаются окончания единственного и множественного числа прилагательных. В нижней части карточки крепятся прозрачные кармашки (можно прошить скрепкосшивателем прямоугольники из папок-уголков).

    Ребенку предлагается выбрать картинку определенного цвета, назвать словосочетание (например, “желтая репка”) и положить картинку в кармашек к соответствующему окончанию прилагательного.

    Третий вариант. На большой карте с изображением продуктов питания (используются карты из различных лото) под картинками печатаются соответствующие слова. На квадратиках подходящего к картинкам размера крупно пишутся окончания прилагательных “вкусный”, “съедобный” или “душистый”. Логопед спрашивает ученика: “Огурец – какой?” “Мороженое – какое?” Ребенок отвечает: “Вкусный”. “Вкусное”. Потом находит нужное окончание прилагательного и кладет карточку на картинку со словом.

    Окончания.

    Четвертый вариант. Подбираются картинки копытных животных (корова, кабан, жираф, овца, лошадь, ослик, зебра, бегемот). Оформляются карточки для чтения с названиями этих животных. На отдельной карте печатается слово “копытный” без окончания. Окончания – АЯ, – ЫЙ пишутся на квадратиках (6x6 см). Сначала ребенок подбирает подписи к картинкам, затем ищет нужное окончание к словам “копытный” или “копытная” и кладет к карточке со словом без окончания.

    Тему “Животные” можно аналогично отработать с прилагательным “хвостатый”, согласуя его с существительными мужского и женского рода.

    Закрепление согласования прилагательного с существительным проводится сначала в словосочетаниях, далее – в предложениях различной структуры, позднее – в связной речи.

    Виды заданий.

    Подбор слов-определений к существительным.

    Логопед говорит, что теперь нужно будет сказать как можно больше слов про снег, снежинку, ветер, мороз. За каждое слово ребенок получает снежинку или фишку. В конце упражнения проводится подсчет фишек.

    Подбор существительных к прилагательным.

    На полосах бумаги написаны прилагательные. Ученики должны подобрать к ним существительные.
    Свежая, свежие, свежий, свежее.
    Горошек, ягоды, молоко, ландыш, полотенце.

    Ученики узнают предмет по признакам и записывают его название.

    Весеннее, чистое, голубое … (небо).
    Звонкий, быстрый, прозрачный … (ручей).
    Интересная, смешная, поучительная … (книжка).
    Хищный, голодный, злой … (зверь).
    Летнее, желтое, горячее … (солнце).
    Зеленый, душистый, свежий … (ландыш).

    Согласование прилагательных с существительными.

    Игра “Про что я задумала”. На доске вывешивается несколько картин с изображением солнца, облаков, снегопада, туч... Логопед называет прилагательное, а дети подбирают подходящее слово, опираясь на картинку. Другой вариант, дети заканчивают предложение таким образом, повторяя затем все предложение, например: “Дует холодный... ветер. По небу плывут... облака”.

    Чудесный мешочек
    Цель: закрепить названия предметов и их свойства.
    Оборудование: непрозрачный мешочек, предметы по теме.
    Ход: перед игрой ознакомьте ребенка с предметами их свойствами, дайте ребенку потрогать предмет.
    1 вариант: ребенок по очереди достает из мешочка предметы, называет их и отвечает на вопросы взрослого об их свойствах.
    2 вариант: ребенок должен в мешочке нащупать предмет и назвать его, не глядя.

    3 вариант: ребенок должен в мешочке нащупать предмет и, не называя предмет, перечислять его свойства, дети отгадывают предмет по описанию.

    Что бывает в это время года
    Цель: закрепить понятие о явлениях, происходящих в данное время года, активизировать словарь по теме.
    Оборудование: картинки с изображением явлений, происходящих в разное время года (например, “Зимний лес”, “Цветущий луг” и так далее).

  • В карман таблицы ученики вставляют подходящее окончание прилагательного, читают получившееся словосочетание и записывают его в тетрадь.
    Сладк.. (печенье), легк.. (задача), мелк.. (озеро), тяжел.. (портфель).
  • К существительным в правой колонке ученики подбирают прилагательные, образуя их от существительных левой колонки.
    Ночь - тишина. (Ночная тишина.)
    Весна - ветер.
    Лес - озеро.
    Пух - одеяло.
    Вкус - еда.
    Чай - куст.

    Слуховой диктант.

    Ученики записывают словосочетания в единственном числе в первый столбик, во множественном - во второй.
    Новая школа. Летние дожди. Дальние поля. Летняя ночь. Высокое дерево. Дальнее поле. Высокие деревья. Летний дождь. Новые школы. Летние каникулы.

    Работа с деформированными предложениями.

    Ученики составляют предложения, записывают их в тетрадь и подчеркивают волнистой линией прилагательные, прямой - относящиеся к ним существительные.
    Душистый, на, почки, деревьях, набухли. (На деревьях набухли душистые почки.)
    По, клювом, сухой, забарабанил, дереву, дятел. (Дятел забарабанил клювом по сухому дереву.)
    Над, вспорхнула, поляной, бабочка, пестрый. (Над поляной вспорхнула пестрая бабочка.)
  • Логопед читает стихотворение, ученики перечисляют встречающиеся в нем прилагательные.
    Есть сладкое слово - конфета,
    Есть быстрое слово - ракета,
    Есть кислое слово - лимон,
    Есть слово с окошком - вагон,
    Есть слово колючее - еж,
    Есть слово промокшее - дождь,
    Есть слово зеленое - ель,
    Есть слово упрямое - цель.
  • Ученики описывают овощи и фрукты по плану.
    Цвет, форма, величина, вкус овоща (фрукта), блюда, которые из него можно приготовить.
  • Игра “Один - много”. Ученики образуют словосочетания во множественном числе от единственного.
    Интересная книга - интересные книги.
    Спелая груша - …
    Душистый ландыш - …
    Полное ведро - …
    Чистое стекло - …
    Сочный арбуз - …
    Дождливый день - …
    Грозовая туча - …

    Игра с мячом “Наоборот”. Один ученик называет словосочетание и бросает мяч другому. Тот называет словосочетание, противоположное по смыслу.
    Холодная вода - горячий песок.
    Светлые волосы - …
    Добрый человек - …
    Трудолюбивая девочка - …
    Ранняя весна - …
    Высокое дерево - …
    Веселая песня - …
    Глубокий пруд - …
    Солнечный день - …
    Хорошая хозяйка - …

    Работа с индивидуальными карточками.

    Ученики находят в тексте прилагательные и подчеркивают их волнистой линией.

    Работа над согласованием существительного с прилагательным
    Учитель. Подберите нужные признаки к словам-опорам, поставив их в нужную форму.
    На доске ставятся карточки со словами-признаками.
    Слова-признаки: теплый, легкий, ласковый, воздушный, нежный, перелетный, яркий.
    Солнце - теплое, ласковое, яркое.
    Облака - легкие, воздушные.
    Цветы - нежные.
    Птицы - перелетные.

    Список использованной литературы.

    1. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи – М.: АРКТИ, 1997
    2. Грибова О.Е. Методика развития речи учащихся вторых классов школы v вида (I отделение) на уроках “окружающий мир (развитие речи)” - ж. “ШКОЛЬНЫЙ ЛОГОПЕД” №4, 2009, с. 5-8
    3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах – М.: ВЛАДОС, 1999
    4. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда – М.: ГНОМ и Д, 2008
    5. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003
    6. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. - https://med-tutorial.ru/med-books/book/70/
  • Выполнила:

    Худилайнен Ксения Андреевна

    К вопросу о состоянии словообразования прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

    Нарушение речевой функции – это одно из отклонений, существенно сказывающихся на всех сторонах жизни и деятельности человека. Все психические процессы развиваются с прямым участием речи, поэтому поражение речевой функции часто сопряжено с отклонениями в психическом развитии. При этом отмечается, что у ребенка, в силу пластичности мозга, полученный органический дефект может быть скомпенсирован при благоприятных условиях среды (И.П. Павлов ; Д.Б. Эльконин и другие).

    Среди дошкольников, имеющих отклонения в развитии речи достаточно многочисленную группу составляют дети с общим недоразвитием речи.

    Основными признаками ОНР в дошкольном возрасте являются позднее начало речи, замедленный и часто своеобразный темп ее развития, недостаточная сформированность лексико- грамматического строя речи, нарушения фонетико- фонематической системы.

    При овладении словообразовательными навыками дети с ОНР испытывают трудности, характерные как для дошкольников с нормальным речевым развитием, так и специфические, которые, по мнению Н.И. Жинкина , возникают вследствие того, что связь между знаком и значением реализуется не в полном объеме, а с утрированием сигнального значения морфемы.

    Прилагательные появляются в речи позднее других частей речи, поэтому можно предположить, что словообразование именно прилагательных является показателем сформированности определенного уровня языкового мышления. Несформированность словообразования прилагательных оказывает негативное влияние на овладение детьми с ОНР устной и письменной речью, снижается успешность в усвоении учебных знаний.

    Разработкой принципов и методов словообразовательного анализа в разное время занимались такие ученые, как В. А. Богородецкий , Г. О. Винокур и другие. Развитие и дальнейшая разработка идей словообразовательного анализа содержится в работах Е. А. Земской , В. И. Максимова , И.С. Улуханова .

    Формирование словообразования является важнейшим условием успешного обучения в школе. Сформированность словообразования является одним из важнейших факторов успешного овладения чтением, письмом, орфографией.

    С целью уточнения данных об особенностях словообразования прилагательных был проведен констатирующий эксперимент, в котором приняли участие дети 6-6,5 лет без речевых нарушений и дети с ОНР III уровня стертой дизартрией. В основу эксперимента легла методика Р. И Лалаевой .

    Результаты исследования показали, что наибольшие трудности у детей, не имеющих речевой патологии возникали при образовании качественных прилагательных со значением незначительной степени качества, образованных при помощи суффикса - овой -, отглагольных качественных прилагательных, образованных при помощи суффиксов - лив - ; - чив -. Лучше всего испытуемые справились с заданиями на образование прилагательных с уменьшительно - ласкательным значением при помощи суффикса - еньк - и на образование относительных прилагательных образованных при помощи суффикса - ов - ; - енн - ; - янн -. Дети, имеющие ОНР хуже всего справились с теми же заданиями, что и испытуемые без речевых нарушений. Самыми успешными оказались задания на образование прилагательных с уменьшительно - ласкательным значением образованных при помощи суффикса - еньк - и задание на объяснение значения производных слов – прилагательных.

    Анализ результатов исследования показал, что уровень сформированности словообразования прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня ниже, чем у нормально развивающихся сверстников. Об этом свидетельствуют следующие виды ошибок: наложение суффикса (пуховая – «пуховочная»); использование словоизменения вместо словообразования (кожаная – «кожая», металлические – «металые»); искажение основы мотивирующего слова (соломенная – «солоновая», пуховая – «пухлая»); нарушение акцентуации (меховая – «мехо́вая», пуховая – «пухова́я», ситцевое – «ситцо́вое », грушевое – «грушо́вое», кленовый – «клё́новый» ); замена суффиксов (молчаливый – «молчановый», разговорчивый – «разговорный», фарфоровый – «фарфорный» , грибной – «грибовый», яблочное – «яблоковое», брусничное – «брусниковое», березовый – «березный» ); лексические замены (жадный – «злой», трусливый – «маленький», пуховая подушка – «мягкая»); отсутствие суффиксов (сосновая – «сосная», клюквенный – «клюквый»); образование сравнительной степени ненормативным способом (толще – «толстее», громче – «громчее», слаще – «сладкее», моложе – «молодее»); неправильный выбор исходного слова (тоненький – «тоньшевый», кисловатый – «кислота», сладковатый – «сладость», красноватый – «краснота», тепленький – «тепло», черничный – «чернивый»)

    Возможно, описанные выше трудности словообразования детей экспериментальной группы обусловлены нарушением морфологической системы языка, недостаточной систематизацией словообразовательных моделей, неспособностью правильно выбрать необходимый суффикс, нарушением процесса комбинирования морфем. Характерным для детей с ОНР является то, что для создания новых слов дошкольники используют наиболее продуктивные суффиксы.

    Словообразование прилагательных вызывают затруднения, как у детей экспериментальной группы, так и контрольной. Однако если дети с нормальным речевым развитием допускают единичные ошибки, прибегая к их самокоррекции, то дошкольники экспериментальной группы не только чаще ошибались, но и не замечали своих ошибок, и не пытались их исправить. У них наблюдалась безынициативность, отсутствие интереса, вялость, пассивность. Знания и представления о предметах и явления окружающей среды у детей не полные и ошибочные.

    Итак, выявленные трудности показали, что дети с ОНР III уровня недостаточно хорошо овладели словообразовательной системой, что в дальнейшем может оказать негативное влияние не только на устную, но и на письменную речь.

    Выявленные трудности нужно учитывать в коррекционно-логопедической работе по преодолению нарушений словообразования прилагательных.

    Список использованной литературы:

    1) Богородицкий В. А.Лекции по общему языкознанию. - Казань. 1915.

    2) Винокур Г. О Заметки по русскому словообразованию.- Избранные работы. М., 1959.)

    3) Жинкин Н.И. Механизмы речи. –– М.: АПН РСФСР, 1958. – 378 с.

    4) Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование. - М., 1973.

    5) Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб., 2001. С. 92.

    6) Максимов В. И. Русский язык и культура речи: - М.: Гардарики, 2001. - 413 с.

    7) Павлов И. П. Полное собрание сочинений: Т. 3, кн. 2. - 1951

    8) Улуханов И. С. Словообразовательная семантика в русском языке. - М.. 1977.

    9) Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. 560 с.


    Для многих детей дошкольного возраста характерны затруднения в усвоении имён прилагательных, с трудом даётся им подбор слов с противоположным значением (антонимов), относительных и притяжательных прилагательных. При нормальном ходе речевого развития специальной помощи не требуется, необходимы лишь правильная и достаточно богатая и образная речь окружающих ребёнка людей.

    Для лучшего усвоения названий признаков предметов очень полезны речевые игры, в ходе которых ребёнок должен думать, напрягать память, соотносить внешний вид предмета со словесным описанием.

    Для закрепления названий признаков различных предметов можно предложить ребёнку такие вопросы: «Что бывает кислое? Горькое? Солёное?». «Какая по вкусу брусника? Горчица? Таблетка? Какой торт? Лук?». «Что бывает зелёное? Жёлтое? Красное? Синее?».

    Поскольку для многих детей сложно запомнить названия цветов и оттенков, можно попытаться им помочь. Для запоминания цвета первый звук в его названии должен совпадать с первым звуком названия предмета, имеющего этот цвет: белая берёза, красная клюква, розовая роза, сиреневая сирень, жёлтый желток, зелёная зелень, коричневая кора, чёрная черника, фиолетовая фиалка, серый слон, голубой глобус, синяя слива, малиновая малина, вишнёвая вишня и т.д.

    Необходимо обращать внимание ребёнка на то, что один и тот же предмет всегда обладает сразу несколькими качествами. Так яблоко может быть красным, жёлтым или зелёным (цвет), сладким, кислым или кисло-сладким (вкус), крупным, мелким или средним (размер), круглым или продолговатым (форма), спелым, ароматным, сочным и т.д.

    Чтобы обучать дошкольника словоизменению и словообразованию, необходимо набраться терпения, пополнить свои знания и как можно чаще играть с малышом в словесные игры.

    Слова-антонимы.

    Прежде чем ребёнок сможет овладеть навыками подбора слов-антонимов, он должен хорошо усвоить смысл таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный (различный)», «противоположный». Кроме того, ребёнок должен хорошо понимать и значение каждого из тех слов, к которым ему предстоит подобрать слова с противоположным значением. В процессе упражнений взрослый называет первый предмет и его признак, а также второй предмет. Ребёнок называет лишь признак второго предмета. Например: «Дерево высокое, а кустик… (низкий). Медведь большой, а медвежонок… (маленький)». Очень хорошо, если найдутся картинки, на которых попарно изображены предметы с противоположными свойствами и ребёнок сможет самостоятельно «оречевлять» их: река широкая, а ручеёк узкий; верёвка толстая, а нитка тонкая; берёза белая, а черника чрная; лимон кислый, а конфета сладкая; дедушка старый, а папа молодой.

    Позже можно играть без опоры на наглядность. Взрослый произносит имя прилагательное а ребёнок подбирает к нему слово-антоним: горячий - холодный; светлый - тёмный; добрый - злой; умный - глупый; весёлый - грустный; быстрый - медленный; острый - тупой; частый - редкий; мягкий - твёрдый; лёгкий - тяжёлый; глубокий - мелкий и т.д.

    Образование относительных прилагательных.

    Чтобы ребёнку было легче понять смысл задания, надо рассмотреть несколько примеров, когда один и тот же предмет сделан из разных материалов. Хорошо дать ребёнку потрогать, пощупать предметы, ощутить разницу между ними. Рукавички из кожи - кожаные; рукавички из меха - меховые; рукавички из шерсти - шерстяные. Ложка из дерева - деревянная; ложка из серебра - серебряная; ложка из олова - оловянная.

    Из плюша мой плюшевый мишка,

    Мне нравится с мишкой играть,

    Он словно мой младший братишка

    И с ним я не буду скучать.

    Из бумаги кораблик бумажный,

    Он спокойно бежит по волнам.

    Где же тот капитан отважный,

    Что на нём поплывёт в океан?

    Из стали ножи стальные ,

    А нитки из льна - льняные.

    Мой глиняный шарик из глины,

    Он склеен из двух половинок.

    Из стекла стеклянный стаканчик,

    Он прозрачный и небольшой,

    Осторожно взял его мальчик

    И наполнил холодной водой.

    Изо льда строят дом ледяной,

    А из снега, конечно, снежный.

    Жить в домах таких можно зимой,

    Пока солнышко светит нежно.

    Из картона коробка картонная,

    В неё можно игрушки сложить.

    Из бетона стена бетонная,

    Будет долго она служить.

    Купил я хрустальную вазу,

    Та ваза из хрусталя.

    Она мне понравилась сразу -

    Все грани на солнце горят.

    Образование притяжательных прилагательных (чей?, чья?, чьё?, чьи?).

    Чтобы ребёнку было легче усвоить образование прилагательных данного типа, слова подбираются по принципу сходства окончаний.

    У вороны голова воронья, у оленя - оленья, у рыси - рысья, у лисы - лисья, у рыбы - рыбья, у собаки - собачья, у кошки - кошачья, у птицы - птичья, у сороки - сорочья, у овцы - овечья, у зайца - заячья, у белки - беличья, у кролика - кроличья, у медведя - медвежья; у тигра - тигриная, у лошади - лошадиная, у курицы - куриная, у утки - утиная, у голубя - голубиная, у лебедя - лебединая, у орла - орлиная.

    У белочки ушки беличьи,

    Пушистый беличий хвост,

    Нарядная шубка беличья

    И очень маленький рост.

    Заячьи длинные уши

    Зайцу в лесу нужны.

    Если внимательно слушать,

    Волки не так страшны.

    У льва есть львиная грива,

    Недаром ведь лев - царь зверей.

    Не думай быть с ним игривым,

    Беги от него скорей.

    У мышки мышиные глазки

    И тонкий мышиный хвостик,

    Нельзя ей гулять без опаски,

    По ночам лишь приходит в гости.

    У утки утиная шея,

    Утиные красные лапки,

    Но утка совсем не умеет

    Носить красивые тапки.

    У оленя олений хвост,

    Оленьи рога ветвистые,

    Олений высокий рост,

    Оленьи глаза лучистые.

    У журавлей журавлиные крылья.

    Журавли так протяжно кричат.

    Они были прекрасной былью,

    Пусть скорей возвратяться назад!

    У клёна листочек кленовый,

    Он очень красивый, резной.

    А иглы у сосен сосновые,

    Колючие все до одной.

    Правильность употребления в речи ребёнка разнообразных имён прилагательных достигается путём многократных повторений слов в различных игровых ситуациях, которые не только значительно обогатят словарный запас ребёнка, но и положат начало развитию его наблюдательности над словами, пробудят интерес к языку.

    Разделы: Логопедия

    Цель: формирование умений и навыков суффиксального образования качественных имён прилагательных.

    • обогащать и развивать словарный запас учащихся, как путём накопления новых слов, так и за счёт умения пользоваться суффиксальными способами словообразования;
    • развивать способности проводить разбор слов по составу;
    • учить выделять суффиксы в словах и соотносить их со значением;
    • воспитывать внимание к языковым явлениям речи;
    • расширение и закрепление связей слов с другими словами;

    Ход занятия

    1. Организационный момент

    – Здравствуйте, ребята! Я думаю, что вы все настроились и с хорошим настроением мы можем начать наше занятие.

    2. Введение в тему

    – Ребята, обратите внимание на схему на доске.

    – О чём нам говорит эта схема? (Мы будем образовывать новые слова при помощи суффиксов. )

    – Верно, а что это будут за слова, вы узнаете сегодня на занятии.

    3. Сообщение новой темы

    – Прочитайте слова на карточках (мороз, морозный, холод, холодный, грязь, грязный).

    – Разделите слова на две группы с одинаковым количеством слов (совместное выполнение задания, дети называют, логопед раскладывает карточки)

    – Почему так разделили слова?

    Анализ проделанной работы, выясняется, по какому принципу так разложили на группы. (1гр. – имена существительные, 2 гр. – имена прилагательные)

    – Правильно. А теперь сравните пары слов мороз-морозный , как называются эти слова? (Это однокоренные слова. )

    – Докажите. (Дети выделяют корень слов, анализируя пары слов)

    – С помощью, какой части слова образовались новые слова? (при помощью суффикса -н- ).Выделим суффикс в словах.

    – Какой частью речи являются слова, образованные при помощи суффикса -н- (имена прилагательные )

    – Теперь самостоятельно попробуйте от имён существительных при помощи суффикса -н- образовать имена прилагательные:

    Интерес, вкус, честь, каприз (интересный, вкусный, честный, капризный )

    Проверка задания, выделение корня и суффикса.

    – Давайте сделаем вывод: какие слова мы учимся образовывать при помощи суффиксов? (Мы от имён существительных при помощи суффиксов образуем имена прилагательные ).

    4. Физкультминутка

    5. Задание на составление слов

    На доске карточки со слогами:

    – Слова рассыпались, собери их и запиши:

    Н-, чудес-, -ый
    крик-, -ый, -лив-
    -ое, черв-, -ив-

    Проверка работы.

    – Какие слова вы получили? (чудесный, крикливый, червивый )

    – От каких слов образовались слова (чудеса, крик, червь )

    – Появились новые суффиксы -лив-, -ив-. Объясните, кого называют крикливым? (называют того, кто издаёт громкий крик, н-р птица )

    – Что может быть червивым? (яблоко, в нём находится червь )

    6. Задания на закрепление нового материала

    – Я хочу попросить мне помочь. Нужно из данных слов образовать имена прилагательные, используя знакомые нам суффиксы. Распределить новые слова по группам в соответствии использованных суффиксов и запишите в тетрадь:

    Дождь, правда, смех, трус, лень, скука.

    Проверка выполненного задания.

    – Что вызывало трудности? (Образование прилагательных от слов смех, скука )

    – Обратите внимание, что во время образования прилагательных в корне слова происходит чередование букв смех – смешной, скука – скучный.

    – Давайте попробуем составить словосочетания с образованными прилагательными:

    Утро (какое ?) дождливое
    Случай (какой ?) смешной
    История (какая ?) правдивая

    – Запишите в тетради словосочетания.

    7. Работа по редактированию предложений

    Детям выдаются карточки с заданием.

    – Прочитайте предложения.

    От (холод) воды мёрзли руки. По телевизору показывали (скука) фильм.
    (Трус) зайчишка дрожал под кустом. (Говор) ручей бежал по дну оврага. Сегодня у Миши было (грусть) настроение.

    – Подумайте и скажите: какое задание надо выполнить? (От слов в скобках образовать имена прилагательные, раскрыть скобки, согласовывая слова )

    Проверка выполненной работы. Запись в тетрадь любых трёх предложений.

    8. Итог занятия

    – Чему научились на занятии?
    – С какими новыми суффиксами познакомились?
    – Назовите имена прилагательные, которые образовались при помощи этих суффиксов.