Афинская или Древняя агора́. Древняя агора в афинах План схема агоры в афинах его характеристика

На Агору, то есть рыночную площадь (ежедневно лето 8:00-19:00; зима 8:30-15:00; 4 € или по единому билету на ), можно попасть с Акрополя или через северный вход на Адриану, у метро Монастираки. Агора занимает обширное пространство, имеющее форму довольно правильного прямоугольника. Торговать тут начали ещё 5 тысяч лет назад, но Агора была не просто рыночной площадью: она являлась центром общественной и политической жизни полиса. На площади не только торговали – здесь находились общественные учреждения Афин, происходили первые театральные представления, здесь выступали ораторы, читал проповеди апостол Павел.

Агора была местом народных собраний, и даже когда Собрания перенесли на Пникс, афинский народ продолжал здесь собираться, когда на повестке дня стоял вопрос об остракизме. Поэт IV века Эвбол замечал: «Вы обнаружите, что всё, что угодно, продаётся в в одном и том же месте: фиги, улики по судебным искам, виноградные грозди, репа, груши, яблоки, свидетели и очевидцы, розы, мушмула … водяные часы, законы, обвинения». Агора была окружена храмами, административными строениями и длинными стоями (так называли портики с колоннами). В стоях собирались философы и ораторы, здесь они обменивались мнениями, здесь проходили диспуты.

Здесь среди зелени стоит на удивление хорошо сохранившийся храм бога Гефеста – Гефестион. Перед храмом установлена большая карта, которая помогает разобраться в нагромождении фундаментов. Храм долгое время отождествляли с храмом Тезея, чему свидетельством фриз Гефестиона, украшенный изображениями подвигов героя, но позже пришли к мнению, что храм воздвигнут ради почитания Гефеста, покровителя кузнецов и гончаров. Не случайно он расположен на границе района, где жили афинские ремёсленники.

Воздвигли храм в рамках программы Перикла, однако никакой громкой славы он не снискал. Храм даёт превосходное представление о несколько суровом облике классического дорического периптера. В V веке нашей эры Гефестион был превращён в церковь Святого Георгия. Рядом с Панафинейской дорогой стоит нарядная церковь Святых апостолов: Айи Апостоли, она находится неподалёку от южного входа на Агору, а заглянуть в неё стоит ради фресок, обнаруженных в 1950-е годы во время реставрации этой святыни XI века.

Античная Стоя Аттала на Афинской Агоре

Чтобы узнать об Агоре больше, посетите музей, расположившийся в стое Аттала. Стоя была восстановлена в 1953-1956 годы Американской школой археологии в Афинах. Были тщательно воспроизведены не только план, но и все архитектурные детали этого здания. На открытой галерее стои Аттала находятся найденные на Агоре скульптуры, в закрытом помещении – остальные находки. Выставлена преимущественно керамика VI-IV веков до нашей эры и небольшое количество экспонатов геометрического периода: первоклассные вазы и блюда краснофигурного стиля.


В древних Афинах было много улиц, и каждая из них имела свое название. Агора, напротив, никакого названия не имела. Если афинянин назначал кому-либо встречу: «Увидимся на Агоре», каждый знал, куда идти.

Аббат Бартелеми, мысленно посетивший вместе со своим героем «юным Анахарсисом» Афины, описал «наиболее посещаемое место города» - Агору с ее рыночной суетой, мелочными лавками, цирюльниками, разносчиками новостей - глашатаями .

Потребовалось почти четверть тысячелетия, чтобы европеец мог пройти по этим местам. Археология же дает не моментальный снимок Агоры, а картину ее развития на протяжении целого тысячелетия, с различными сооружениями, строящимися, то разрушаемыми, с надписями, сначала греческими, а затем латинскими, с тысячами следов политической, культурной, бытовой жизни, сделавшими чтение знаменитого романа Бартелеми пустой тратой времени.

Раскопки на Агоре, предпринятые двумя английскими археологами, начались в 1832 г., сразу же после обретения греками независимости. Они были продолжены Греческим археологическим обществом в 1859-1862 гг., 1874 и 1912 гг. в восточной части Агоры. Однако в 1890-1891 гг. памятнику был нанесен значительный урон при строительстве железной дороги Афины-Пирей.

К 30-м гг. XX в. археология встала «с колен на ноги», успешно сотрудничая не только с гуманитарными, но и с естественными науками. Именно такую задачу поставила и осуществила американская археологическая экспедиция, приступившая в 1931 г. к раскопкам афинской Агоры. Отыскался, как теперь говорят, спонсор (Джон Рокфеллер-младший), и раскопки при участии целого легиона рабочих (пять тысяч) под эгидой Американской школы классических исследований начались.

Была поставлена задача - вскрыть все пространство Агоры, расположенной к северу от Акрополя. Собственно Агорою (рыночной площадью) она стала лишь с VI в. до н.э., во времена законодателя Солона. Первые обитатели на этой территории засвидетельствованы в раннем неолите, около 3000 г. до н.э. В позднем неолите здесь появилась керамика ручной работы, в позднеэлладскую эпоху (1550-1100 г. до н.э.) и, позднее, в геометрическую эпоху (1100-700 г. до н.э.) происходит ряд перемен этнического и экономического характера, засвидетельствованных археологическими памятниками.

ХРАМ ТРЕХ БОГОВ. Взору Павсания, посетившего Афины во II в., открылось много храмов как на Акрополе, так и в пределах городских стен. Один из них, находившийся к северу от Акрополя, был построен вскоре после битвы при Марафоне и находился, таким образом, в самом сердце Афин. Павсаний называет его храмом Тесея. Насколько же полнее и точнее наши знания об этом святилище благодаря археологии!

Это - храм с дорическим перистилем из пентеликонского мрамора, сооруженный по плану неизвестного архитектора в середине V в. до н.э. Структура целлы указывает, что в нем почитался не герой Тесей, а два божества - Гефест и Афина. Их бронзовые статуи работы скульптора Алкамена, ученика и соперника Фидия, не сохранились. Однако дошли рельефы, украшавшие восточную сторону храма. Они представляют труды Геракла. На северной стороне изображены деяния Тесея. Видимо, эта картина бросилась в глаза Павсанию, ошибочно отнесшего храм трех богов к временам Тесея.

Пережив катастрофу 267 г. н.э. (захват города германским племенем герулов), в конце IV в. храм был восстановлен, а в VII в. превращен в церковь Святого Георгия и в годы владычества византийцев и турок остался практически неповрежденным. При первых он был окружен множеством погребений. Для богослужения он перестал использоваться в 1834 г.

ТОЛОС. Весь Совет пятисот не мог работать в полном составе из-за многочисленности. Поэтому со времен Клисфена для занятия текущими делами были учреждены постоянные комиссии по пятьдесят советников каждая из одной филы, которая заведовала по очереди делами десятую часть года. Местом заседаний дежурных советников (пританов) было круглое здание (толос, круглое здание диаметром более 18 м) на Агоре. Здесь они проводили сутки, получая за дежурство добавочный обол. Из среды пританов по жребию на время дежурства избирался один председательствующий, которому вручалась государственная печать и ключи от храмов Акрополя, где помещались государственная казна и архив.

Толос пережил два строительных периода. На месте здания, разрушенного во время персидского нашествия в 480-479 гг. до н.э., появилась новая постройка с входным портиком из шести колонн. Она была сооружена в 465 г. до н.э.

САПОЖНАЯ МАСТЕРСКАЯ. Частым посетителем Агоры был Сократ. Его здесь можно было видеть в окружении учеников. Нередко они заходили в мастерскую, где работал друг Сократа - сапожник Симон. В ходе раскопок в юго-западной части Агоры, рядом с развалинами здания, была найдена, покрытая черной глазурью чаша с вырезанным на ней именем «Симон». Пол соседнего здания был усыпан множеством бронзовых гвоздиков и костяных колечек для продевания шнурков.

Археологи собрали все эти мелкие предметы, словно бы они могли рассказать, был ли Сократ на самом деле ниспровергателем народных верований, каким считал его Аристофан, или же благочестивым мудрецом, в чем были уверены ученики Сократа Платон и Ксенофонт.

О сапожнике Симоне, друге Платона, известно нескольким древним авторам, но только один из них, «приземленный» Ксенофонт, сообщает некоторые подробности. Оказывается, в мастерской Симона Сократ вел беседу с владельцем библиотеки Евфидемом Красавцем.

ЦАРСКИЙ ПОРТИК. После отмены царской власти как эллины, так и римляне передавали сакральные полномочия царя выборным должностным лицам. В Афинах его называли «архонтом-басилеем» (царем), а местопребыванием его был Царский Портик, остатки которого обнаружены в ходе раскопок 1970 г.

Перед входом в Царский Портик находился пьедестал для большой статуи. Она была найдена в другом месте близ Портика Аттала. Эта мраморная фигура без головы IV в. до н.э., скорее всего, изображала Демократию (была и такая богиня в пантеоне демократических Афин). По-видимому, она напоминала архонту-царю о том, кому он должен служить верой и правдой. Это было нелишним: известно, что в 394 г. до н.э. архонт-царь был обвинен в нечестивстве, возможно, по политическим мотивам.

Вход в Царский Портик, по всей вероятности, был ограничен для посторонних лиц. У его дверей найдена массивная каменная плита, используемая как место, где ожидали решений, принимаемых царем- архонтом. Тут же найдено большое количество керамики второй и третьей четверти V в. до н.э. Можно полагать, что это свидетельства религиозных пиршеств, осуществлявшихся при участии архонта-царя. Одна из плит сохранила имя этого высшего должностного лица - Окесит. Он известен из других источников как организатор театральных представлений в 405-380 гг. до н.э.

Детали разбирательства дела «нечестивца» Сократа в Царском Портике неизвестны. Однако продолжение процесса - свидетельство того, что архонт-царь поддержал обвинителя. Вряд ли среди тех, кто ожидал выхода Сократа из Царского Портика, был сапожник Симон.

Но думается, что, покидая площадь, Сократ должен был бросить прощальный взгляд на его мастерскую. Афинская тюрьма, где философу предстояло выпить цикуту, была поблизости.

ПЕСТРЫЙ ПОРТИК. Наибольшее внимание привлекло открытие хорошо известной по литературным источникам «картинной галереи», - так можно перевести греческое название Пестрого Портика («Стоя Пойкиле»). Это здание из мрамора и известняка, длиной в 36 м и шириной 12 м, в самой высокой части агоры, у дороги к Акрополю. Картины, известные нам по описанию одного из его посетителей II в. н.э. Павсания и по другим источникам, конечно же, не сохранились. Но известно, что наряду с картинами здесь демонстрировались трофеи афинских побед. Был найден бронзовый декорированный орнаментом щит диаметром 91 см, принадлежавший какому-то спартанцу. На покрывшемся ржавчиной металле удалось прочитать надпись, указывающую, что этот трофей был захвачен в одной из первых битв Пелопоннесской войны (425 г. до н.э.).

МОНЕТНЫЙ ДВОР. На Агоре V в. до н.э., которая была центром деловой жизни Афин, нашлось место и для Монетного двора. На его фундаменте обнаружены остатки плавильных печей и приспособлений для нагревания и последующего охлаждения драгоценного металла, а также бронзовые диски, заготовки для чеканки монет. Несколько сотен монет, бывших продукцией этой «мастерской», найдены неподалеку, в портике времени Пелопонесской войны.

СВЯТИЛИЩЕ ГЕРОЕВ. Афиняне воздавали божеские почести героям-эпонимам, давшим свои имена отдельным племенным (а затем административным) общинам Аттики филам. Этот памятник впервые упоминает Аристофан в комедии «Мир» (421 г. до н.э.). Из труда Павсания (II в. н.э.) известно, что местом почитания герое-эпонимов был засаженный платанами участок на Агоре. По его словам, там стояли статуи Гиппофоонта, Антиоха, Аякса, Леоса, Эрехфея, Эгея, Ойнея, Акаманта, Кекропа и Пандиона. В эту компанию легендарных родоначальников «напросились» затем реальные исторические деятели - сначала македонские цари Антигон и Деметрий (впрочем, впоследствии удаленные с позором во время войны с Македонией). Их место заняли царь Египта Птолемей III Эвергет и царь Пергама Аттал I. В 125 г. к ним присоединился император Рима Адриан: его статуя сохранилась в поврежденном виде, без головы.

Архитектурный стиль и керамические остатки алтаря героям-эпонимам характеризуют его как памятник 350 г. до н.э., в дальнейшем неоднократно перестраивавшемся. Во времена императора Адриана он был реставрирован и удлинен.

ОСТРАКИЗМ. Точно определить на Агоре место, где проводился остракизм, невозможно, поскольку процедура эта осуществлялась под открытым небом. Впрочем, в северной части Агоры найдено 190 остраконов - черепков, на которые афинские граждане заносили имена лиц, угрожавших, по их мнению, демократическому строю. В ряде случаев писали не только имя кандидата в изгнанники, но и свое отношение к тем, кого считали врагами демократии. Такой текст сохранился на одном из остраконов. Он требовал изгнания из Афин Ксантиппа, отца великого вождя демократии Перикла. Из литературных источников известно, что Ксантипп был изгнан из Афин, но незадолго до битвы при Саламине получил амнистию.

Раскопки на Агоре показали, как далеко ушла археология от того младенческого возраста, в котором она находилась в начале XIX в. Мимо внимания археологов не проходили ни простая кухонная посуда, ни грубые терракотовые светильники, ни амфоры, служившие тарой для оливкового масла и вина. Для археологов больше не существовало «мелочей», ибо эти «мелочи» характеризовали повседневную жизнь во всех ее сторонах и проявлениях, а не только искусство, находившееся в поле зрения археологии в пору ее младенчества. Успехам современной археологии способствует опыт, накопленный в прежние годы. К числу таковых достижений относится труд по классификации керамики Джона Бизли (1925), где описаны десять тысяч греческих и этрусских ваз. В 1942 г. он добавил к ним еще пять тысяч. По стилю керамики было выявлено 600 мастеров.

ПОРТИК АТТАЛА. В 159-138 гг. до н.э. царем Пергама был Аттал II, называвший себя в надписи «сыном царя Аттала и царицы Аполлониды». В юности он обучался в Афинах и считал этот город своей второй родиной. Отмечая победу на состязании хоров в качестве хорега, он распорядился соорудить на Агоре портик («стою»), служивший, главным образом, местом собраний граждан.

Двухэтажный Портик Аттала образован двумя рядами колонн. В задней стене было несколько десятков помещений, которые могли использоваться для отдыха и торговых целей. Портик оставался нетронутым вплоть до катастрофы 267 г. н.э., когда он был разрушен. Рядом с ним в ходе раскопок были обнаружены следы фонтанов.

Остатки Портика Аттала, как это видно из акварели одного из европейских путешественников, продолжали стоять вплоть до XVIII в. Это позволило археологам реставрировать памятник . После завершения раскопок Агоры Портик был великолепным образом реконструирован Американской школой классических исследований при финансовой поддержке Дж. Рокфеллера-младшего (1953-1956) и превращен в музей, где представлены самые значительные из находок.

БИБЛИОТЕКА. Библиотеки в Афинах засвидетельствованы уже в V в. до н.э. Выше уже сообщалось о библиотеке Евфидема Красавца, собравшего много книг ученых и поэтов. Однако археологи обнаружили только библиотеку римского времени, принадлежавшую, согласно надписи, римлянину Титу Флавию Пантену . Судя по начертанию букв, библиотека была построена около 100 года н.э. Вскоре после этого Агору украсила статуя римского императора Адриана.

Кроме главного зала, обрамленного колоннами, в библиотеке было двенадцать небольших помещений, по-видимому, для хранения книг и служебных целей. Одно из них, в котором обнаружены незавершенные мраморные статуи, было мастерской скульптора. Сохранился обломок надписи с указанием времени работы библиотеки и правил получения книг.

Археология использовала все обогатившие человечество открытия, в том числе и фотографию, включая снимки из космоса. И в плане дальнейших перспектив для археологии не существует пределов. Но количество памятников ограничено. Ныне в Греции не осталось ни одного памятника, упомянутого Павсанием и другими греческими авторами, которого не коснулась бы лопата археолога. Так что уже поднимается вопрос о «тайм ауте» до новых открытий в области техники.

Афинская агора, или рыночная площадь, была центром политической, экономической и культурной жизни Афин. Слово "Агора" происходит от древнего глагола "агиро", что означает собирать и ораторствовать, то есть публичное выступление. Агора занимает территорию приблизительно 5 гектаров и расположена на пологом склоне к северо-западу от Акрополя.

Находки обломков керамики свидетельствуют о том, что люди поселились здесь уже во II тысячелетии до н. э. По мнению многих исследователей, в VI веке до н. э. во времена афинского правителя и законодателя Солона решили, что здесь будет городская площадь.

В древности это место являлось центром общественной жизни - здесь располагались практически все государственные службы, начиная со здания суда и заканчивая монетным двором. Здесь так же размещались школы, театры, и большое количество памятников, посвящённых общественным деятелям.

Главная улица, которая пересекает по диагонали Агору - Панафинейская улица. Её название и особый колорит связаны с народным праздником Панафинеи, отмечавшимся в Афинах регулярно. Во время праздника, одежды для статуи богини Афины несли по этой дороге от Дома процессий, находящегося рядом с городскими воротами, к Акрополю. По пышности и грандиозности праздничной процессии можно судить по фризу на Парфеноне.

Отдельные части рынка, называвшиеся кругами, обозначались по продаваемым в них товарам. Торговля обычно шла от 9 часов до полудня. Товары выставлялись на столах в рядах из перегородок из досок или камыша под легкими навесами. После полудня все убиралось до следующего дня. Список товаров хотя и случайный, но достаточно полный, встречается в комедиях Аристофана. Афины экспортировали вино, оливковое масло, мед, мрамор и такие товары, как керамику и обработанные металлы, а ввозили главным образом пшеницу. Так как в Аттике (области, где расположены Афины) не производилось столько продуктов, чтобы прокормить жителей, правила торговли на агоре были очень строгими.

Также на площади проходили народные и судебное собрания свободных граждан под открытым небом. Так, по приговору суда Агоры был казнен в темнице Сократ. Несколько Южнее Агоры расположен Ареопаг - холм, на котором заседал одноименный высший орган власти в Афинах, рассматривавший как гражданские, так и уголовные дела.

В наши дни посетители агоры, превращенной в музей под открытым небом, среди развалин могут увидеть две постройки такими, какими их видели древние: довольно хорошо сохранившийся дорический храм Гефеста (V в. до н.э.) и длинный двухэтажный портик - Стоа Аттала.

Храм посвящён Гефесту (Гефестейон ) - богу огня и кузнечного дела, размещался в тесном соседстве с кузницами города. Народное название храма - Тесейон, произошло от того, что в скульптурном украшении храма использовались сюжеты из жизни легендарного царя Тесея. Во времена Византии в храме была устроена христианская церковь, которая функционировала до XIX века.

Стоа Аттала, возведенная царем Пергама, Атталом была восстановлена на средства Джона Д. Рокфеллера-младшего. Сейчас здесь размещены фонды музея агоры.

Рядом с аркой Аттала расположена церковь Святых Апостолов Солаки (Агии Апостоли Солаки). Она датируется последней четвертью X в. Это первая из значимых церквей середины византийского периода Афин и первая возведённая в так называемом афинском стиле.

.
.














Афинская Агора́ в Греции" — городская площадь Афин, занимающая территорию приблизительно 5 гектаров и расположенная на пологом склоне к северо-западу от Акрополя. В древности афинская Агора стала центром светской и общественной жизни, гражданского управления и суда, важнейшим местом торговли и предпринимательства, театральной сценой для греческой драмы, площадкой для атлетических соревнований и излюбленным местом для интеллектуальных дискуссий.
1.Вид на агору с


2.Попасть к агоре можно от , если пойти на право.

3.Агора состоит из двух зон. Верхней и нижней. Если повезёт вас пустят в верхнюю зону сверху.

4.И вам не придётся, как нам, вдоль забора топать к нижнему входу.

5.Можно доехать на метро до станции, так говорится в Википедии, Фисион или Тезейон. Как от неё идти к входу я не знаю. Но зная, что можно доехать до станции метро И выйдя из метро пойти на право. Вот по этой улице с магазинами и закусочными. Закусочные удобны тем, что если вы не знаете греческого или английского вас подведут к стенду с картинками и ценами. Русскоязычных в Греции всё больше. И во многих закусочных работают люди говорящие на русском или понимающие нас. Иногда даже в меню есть на русском. Но частенько этого нет. И тогда приходится объяснятся на пальцах или с помощью картинок.

6.Линия метро идущая по верху. Потом она ныряет по землю.

7. Вход 2 е. или один из Акропольских билетиков.

Находки обломков керамики свидетельствуют о том, что люди поселились здесь уже во II тысячелетии до н.э. По мнению многих исследователей, в VI веке до н. э. во времена афинского правителя и законодателя Солона решили, что здесь будет городская площадь. С установлением демократии в Афинах больше внимания стало уделяться общественной жизни. Поэтому в начале следующего столетия строительство быстро расширялось. Для Агоры началась новая жизнь, и она стала играть более значительную роль.
8.Макет Древней агоры.

9.План расположения зданий в 2 в.до н.е. Если на макете стоя Аттала слева. То на плане справа.

На территории Древней агоры хорошо сохранились (21) , стоя Аттала (6) и церковь Святых апостолов 11 века. Любителей посмотреть, что нибудь этакое, может постигнуть разочарование. Всё остальное обозначено фундаментами и остатками стен и колон.
Это случилось потому, что войдя в состав Римской империи, Афины превратились в тихий провинциальный город. Оборонительные сооружения города пришли в упадок, а население было слишком малочисленно, чтобы их защищать. Афины стали легкой добычей пришедших с севера готов, которые обрушились на них в 267 н.э. Во время этого нашествия город был разграблен, а здания и памятники агоры снесены. После ухода варваров разрушение довершили сами жители, использовавшие части снесенных сооружений для постройки новой городской стены, которая охватывала гораздо меньшую территорию. Поскольку на агоре продолжали жить и в византийскую эпоху, и во времена турецкого владычества, разрушение ее продолжалось.

Панафинейская улица. (2) Главной, широкой, пересекающей Агору была Панафинейская улица. Её название и особый колорит связаны с народным праздником Панафинеи, отмечавшимся в Афинах регулярно. Во время праздника, одежды для статуи богини Афины несли по этой дороге от Дома процессий, находящегося рядом с городскими воротами, к Акрополю. По пышности и грандиозности праздничной процессии можно судить по фризу на Парфеноне. Там можно разглядеть конницу, колесницы, жертвоприношение коров и овец, а также то, как юноши и девушки несли все необходимое для жертвоприношения. Архитекторы позаботились о том, чтобы гражданам Афин и гостям города было удобно наблюдать за шествием на Агоре. Например, колоннады с выступами и ступеньками были умело размещены, чтобы можно было следить за ходом процессии. На ступеньках фасадов могло поместиться много зрителей.
10. В нижней зоне.

11.В верхней зоне.

12.К Акрополю.

В верхней зоне остатки стен, какие-то колоны с надписями, постаменты, и ещё много чего выкопанного и лежащего. Наверное, потом, когда дойдут руки из всего, что-то восстановят.
13.


14.


15.


16.


17.

18.

В нижней зоне более интересно. С востока территорию ограничивает **Атталова стоя (6), названная по имени её основателя, царя Пергама Атгала II (159-138 гг. до н. э.). Четырёхугольное возвышение перед её центральной частью - это место, где была бема (7). ораторская трибуна рынка. Археологи и историки архитектуры в 1953-1956 гг. восстановили стою II века до н. э. в первоначальном виде, использовав обломки старого сооружения. Длина этого двухэтажного зала с колоннадой равна 116 м, а ширина - 20 м. Два ряда помещений, обращённых в противоположные стороны, по 21 в каждом ряду, служили магазинами. После восстановления появилось и место для *музея Агоры. Выставочные залы занимают десять таких магазинов в одном ряду и представляют объекты от эпохи неолита до османского периода: скульптуры, керамику, стекло, рельефы и другие находки, отражающие повседневную жизнь Афин на протяжении тысячелетий. Особого внимания заслуживают *остраконы, глиняные черепки с именами крупных политиков (в частности, Фемистокла). Они служили средством для подсчёта голосов во время голосования (остракизма): кто получал большинство «бюллетеней», тот должен был отправиться в изгнание на десять лет.
19.


20.


21.Очень красивое здание и снаружи и внутри.


22.и очень длинное. Перед стоей monopteros. То круглое здание на макете.


23. Колоннада внизу.


24.второй этаж.


25.одна из статуй.

Ещё одно здание, правда не имеющее к Древней агоре никакого отношения, церковь Святых апостолов. Церковь Святых Апостолов (Agii Apostoli) (8) XI века изнутри расписана фресками. Это единственное здание, сохранившееся после начала раскопок, после того как были снесены все мешающие постройки. Она стоит на полукруглом фундаменте античного нимфея (9), т. е. павильона с источником, а к нему сзади раньше примыкал городской монетный двор (10).
26.

Ещё один храм (21) Строительство Храма Гефеста и Афины было начато в 449 до н.э. И до сих пор стоит, в очень хорошем состоянии.
27.

А теперь о том, что сохранилось плохо и только по очертаниям фундаментов и небольшим остаткам стен можно только догадываться какими большими и красивыми они были. Ну или посмотреть макеты реконструкции этих зданий в музее агоры.
Южная стоа (11) была построена между 450 г. и 425 г. до н. э. вдоль южного края Греческой агоры. Напротив неё, ближе к центру территории, находилась Центральная стоя (12) длиной более 150 м. Она была самым большим зданием на Агоре. Вместе со связующей их Восточной стоей (13) они образовывали центральный деловой район классической и эллинистической Агоры, от которого остались одни лишь фундаменты. Южная стоя примыкает к зданию Гелиэя (Heliaia) (14), суда присяжных, основанного Солоном.
Вероятнее всего, здание использовалось банкирами, которые ставили свои столы под ее портиком. Как и в Толосе, в ней хранили стандартные меры длины и массы. Комнаты были предназначены для официальных лиц.
Стоа, сделанная преимущественно из пороса, стояла на высокой террасе. Она состояла из ряда 15 комнат за двумя пролетами, каждый из которых состоял из двух рядов дорических колонн из пороса, — внутренний посреди здания и внешний, формирующий фасад стои. Внутренняя и боковая стены были сделаны из высушенного на солнце кирпича на основе пороса.
Комнаты были почти одинаковыми. Лишь центральная комната отличалась от других — в нее входили через вестибюль. Комнаты использовались вероятнее всего как столовые, в каждой было расположено семь диванов. Это подтверждается планом пятой комнаты с востока, которая имела немного поднятый бордюр, выложенный галькой, как было тогда принято в обычных столовых комнатах. Двери комнат были немного смещены от центра к востоку.
Стоа имела размер 80,47х14,89 м., глубина портика — 9,2 м., комнаты около 4,8х4,86 м. Внешний диаметр дорических колонн составлял 0,53 м.
Спустя несколько столетий, в 150 г. до н. э. на этом месте была построена другая стоа. Археологи обозначают старую как «Южная стоа I» и новую как «Южная стоа II».
Это была дорическая однонефная стоа, открытая к северу. На севере находились 30 колонн в антах, на юге, западе и востоке стоа была окружена стенами. На южной стене находилась маленькая прямоугольная ниша, смещенная от центра, — скорее всего экседра или фонтан. Южная Стоа II находилась на южной стороне места, известного под названием Восточная площадь. Стоа имела размер 93,6х8,5 м., расстояние между колоннами составляло 3 м.
28.Всё это было найдено примерно в районе расположения этих зданий.


29.Центральная стоя (12)


30.Восточная стоя (13)


31.Южная стоя примыкает к зданию Гелиэя (Heliaia) (14).


32.


33.

34.Южная стоа (11).

35.

36.Эта группа зданий перед

Линию построек в западной части Агоры начинает с левой стороны толос (15), круглый храм с расписной черепичной крышей, покоившейся на шести внутренних колоннах, сооружённый в 456 г. до н. э., от которого остались хорошо заметные фундамент и алтарь. Здесь перед своими собраниями трапезничали и приносили жертвы 50 пританов, правящий комитет народного собрания (Совета пятисот).
К толосу примыкала кухонная пристройка и небольшой фонтан, а также резервуары для воды и колодцы. Толос был не только местом отправления различных малых культов и хранилищем образцов официальных единиц мер и весов, но служил также столовой и спальней для пританов (членов исполнительного комитета Совета).
Над осушительным каналом (16) (VI или начало V в. до н. э.), зимой отводившим осадки от Акрополя к ручью Эридан, слева стоял Метроон (Metroon) (17) - храм Матери богов и афинский государственный архив. С его тыльной стороны находится булевтерион (18), городской муниципалитет. За развалинами храма Аполлона Отца (Apollon Patroos) (19) (ок. 330 г. до н. э.) и стои Зевса Освободителя (Zeus Eleutherios) (20)
В конце 30-х годов 5 в. на месте святилища Зевса началось строительство длинной двойной стои (галереи) Зевса Элевтерия с выступающими вперед украшенными фронтонами крыльями по обеим сторонам. Наружные колонны были дорического ордера, внутренние - ионического. Перед стоей, между ее крыльями стояла статуя Зевса, по которому и называлась стоя. Павсаний упоминает еще Царскую стою, где находился архонт-басилевс (член коллегии 9 архонтов, ведавший вопросами религии). Однако описание Павсания довольно неясное, так что топографы не пришли к единому мнению, были ли в Афинах две различные стои, Зевса Элевтерия и Царская, или это одно и то же сооружение.
47.


48.Капитель коринфского ордера от одной из колонн Одеона Агриппы.


49.

50.

Гордятся историей, насыщенной событиями. Греческая столицы пережила смену эпох, правителей и цивилизаций. И от каждой эпохи городу досталось великое множество интересных достопримечательностей. Одна из них - Афинская Агора, или рыночный центр у самого подножия Акрополя. Другое название Агоры, Греческая, часто используют чтобы отличить её от более поздней, и более скромной по размерам, Римской Агоры.

История Афинской (Греческой) Агоры

Как и в остальных полисах, в Афинах рыночная площадь формировалась возле центра поклонения языческим богам - она расположилась на северо-западе от Акрополя. С греческого слово «агора» переводится как «созывать» или «собираться». И действительно: уже в VI веке до нашей эры Агора была сердцем Афин, где кипела политическая, социальная и коммерческая жизнь города. В этом районе назначались встречи и обсуждались проблемы, проходили шумные дискуссии на любые темы, волновавшие общество, велась торговля и устраивались соревнования.

Общий вид на Агору.

В Афинах общественной жизни уделяли особое внимание, поэтому район стремительно разрастался - Агора стала играть всё более значимую роль с установлением демократии. За долгую историю существования Агора была разрушена несколько раз римскими войсками, персами и славянскими племенами. Начиная с византийских времён и до обретения Грецией независимости район формировался уже как жилая зона современных Афин.

Что посмотреть и чем заняться на Агоре

В XIX веке территория Агоры открыла археологам множество тайн из прошлого Афин. Здесь обнаружили бесчисленное количество артефактов, и для проведения исследований, которые продолжаются до сих пор, снесли по меньшей мере 400 современных зданий. Поэтому сегодня на Агоре есть что посмотреть туристам.

Храм Гефеста на Афинской Агоре.

Храм Гефеста.

Самый известный из древних памятников - храм Гефеста. Это лучший по уровню сохранности античный храм Афин. Его архитектура относится к дорическому ордеру, но автор сооружения неизвестен.

В V веке святилище превратили в православную церковь. Она действовала до XIX века, поэтому храм Гефеста отлично сохранился. Древнее убранство пострадало, но некоторые скульптуры на фасадах и фронтонах ещё можно рассмотреть. Они изображают мифологические сюжеты, в том числе посвящённые Тесею и его приключениям. Поэтому многие считают, что на самом деле храм посвящён Тесею.

Ещё одна интересная достопримечательность Агоры - Стоя Аттала, или галерея-портик. Она ещё много веков назад была разрушена герулами, поэтому на месте памятника стоит современная копия. Сегодня Стоя Аттала служит зданием Музея Агоры, посетить который нужно каждому туристу. Его основная экспозиция содержит бронзовые и глиняные предметы, монеты, скульптуры, надписи, византийскую керамику, амфоры - всё, что было найдено на Агоре во время раскопок.

Стоя Аттала.

На Агоре сохранился Монумент эпонимов, который в прошлом являлся доской объявлений древних Афин. Здесь оповещали о новых законах, призывах в армию и судебных исках.

В западной части района расположены остатки храма Метроон, имевшего административное значение.

Во время знакомства с Агорой стоит обратить внимание на Панафинейскую дорогу. Она пересекает центральную площадь и в древние времена была главной транспортной артерией Афинской Агоры.

Вид на Агору с Панафинейской дороги.

Окрестности Афинской Агоры

Сегодня Агора превратилась не просто в место для экскурсий и понимания прошлого Афин. Она идеальна для прогулок, и многие пешеходные маршруты по греческой столице включают посещение этого района. От Агоры берёт начало одна из старейших улиц Афин - улица Адриана. На ней сосредоточены сувенирные лавки, многочисленные кафе и ювелирные магазины.

Всего несколько минут ходьбы отделяют Агору от Монастираки - пожалуй, самого известного блошиного рынка Южной Европы и одноимённого района. Помимо покупки сувениров и предметов старины в районе Монастираки можно посетить церковь Девы Марии, мечеть и Музей керамики. Неподалёку от Агоры расположился кинотеатр под открытым небом Фисион, построенный ещё в 30-х годах. Летом выстраивается очередь из желающих попасть на киносеанс в историческом сердце Афин.

Вокруг Агоры, на улицах Апостола Павла и Адриана, расположено много достойных таверн и ресторанов. Здесь можно передохнуть, насладиться традиционной кухней Греции и впечатляющими видами. В числе самых популярных заведений - ресторан Diodos, из которого открываются панорамы Акрополя и Стои Аттала. Отличным обслуживанием порадует также ресторан Kouti с видом на Акрополь.

Как добраться до Афинской Агоры

Исторические раскопки Агоры находятся в центре Афин, поэтому доехать до них не составит труда. До Агоры и её главного памятника, храма Гефеста, удобнее всего добираться на метро. Выйти можно на станциях Монастираки или Фисион, после чего нужно пройти около 7 минут до центрального входа. Он расположен на стороне улицы Адриану. Также до этого района ходит автобус 227.

Агора открыта для посетителей ежедневно. В высокий сезон - с раннего утра до 19:30, в понедельник - с 11:00. В низкий сезон она принимает посетителей до 15:00.

Отели вокруг Агоры

Вокруг Афинской Агоры находится множество разнообразных отелей. Здесь можно найти множество разнообразных вариантов, но самые лучше те, что имеют балконы и террасы с видом на Агору и Акрополь. Среди отелей и недавно построенные с отличным уровнем комфорта, и те, что уже давно располагаются в домах возрастом не в одну сотню лет.