Новикова-Грунд Марина Вильгельмовна

Биография

Марина Вильгельмовна Новикова-Грунд, родилась 19 декабря 1953г. В 1972 г. поступила в МГУ на Отделение структурной и прикладной лингвистики филфака, в 1977 г. защитила дипломную работу о семантике русских префиксов. Работала в Институте востоковедения Академии Наук, занималась проблемами семантики и психолингвистики, а также, в группе компаративистов под руководством С. А. Старостина, сравнительно-историческими исследованиями.

Поиск решения проблем семантики, недоступных в рамках лингвистики, привел к изучению психологии. С 1998 г. начала работать в Институте психологии им. Л. С. Выготского РГГУ, где в 2002 защитила кандидатскую диссертацию; была деканом факультета клинической психологии. Специально для Института психологии им. Л. С. Выготского РГГУ ей были созданы авторские курсы («Психолингвистика», «Коммуникация с текстом», «Понимающая психология» и др.), которые читались на протяжении 18 лет. Автор более 50 статей и двух монографий о семиотических методах в психологии.

Список библиографических записей

1. Новикова-Грунд М. В. Метод изучения индивидуальных картин мира людей : (об одном способе операционализации базовых философских понятий экзистенциальной психологии) / М. В. Новикова-Грунд // Вестник РГГУ. - 2015. - № 10 : Серия "Психология. Педагогика. Образование". - С. 113-129.

2. Новикова-Грунд М. В. Сюжетные структуры текстов суицидентов и общее решение проблемы таксономии / М. В. Новикова-Грунд // Вестник РГГУ. - 2014. - № 20 : Серия "Психологические науки". - С. 188-201.

3. Новикова-Грунд М. В. Отображения индивидуальной картины мира человека на его тексты. Карта индивидуальной картины мира / М. В. Новикова-Грунд // Международный научно-исследовательский журнал. – 2013. - № 4-3 (11). – С. 88-91

Входит в Agris, соответственно в ВАК, полный текст - journal.org/wp-content/uploads/2011/10/4-11-3.pdf

4. Психология : программы курсов и учеб.-метод. комплексы : для специальности 020400 - Психология / М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Рос. гос. гуманитарный ун-т", Ин-т психологии им. Л. С. Выготского ; [авт.-сост.: А. А. Котов, Т. Н. Котова, Ю. Е. Кравченко, Д. В. Люсин, М. В. Новикова-Грунд, Т. В. Рябова ; отв. ред. В. Ф. Спиридонов]. - Москва : РГГУ, 2012. - 110 с. - То же. Электрон. дан. - Режим доступа: http://elib.lib.rsuh.ru/elib/000005263.

5. Новикова-Грунд М. В. Психосемиотика. Анализ текста в психологии и психотерапии / М. В. Новикова-Грунд. - Lap Lambert Academic Publishing, 2011. – 332 с. – ISBN 978-3-84435-768-4.

6. Новикова М. В. Текстовые методики: психолингвистический метод диагностики травмы и психотерапевтической работы с ней / М. В. Новикова-Грунд // Юридическая психология. - 2010. - № 4. - С. 25-28.

Сейчас ваковский журнал, в 2010 - ??? В Интернет http://lawinfo.ru/catalog/contents-2010/juridicheskaja-psihologija/4/. Есть в РГБ

7. Новикова-Грунд М. В. Тревога смерти в ряду других экзистенциальных проблем / М. В. Новикова-Грунд // Вестник РГГУ. - 2010. - № 17 : Серия "Психология". - С. 36-50.

8. Новикова-Грунд М.В. Перспективы психосемантических исследований лиц, совершивших сексуальные правонарушения, с помощью текстовых методик / Новикова-Грунд М. В., Саламова Д. К. // Коченовские чтения «Психология и право в современной России» : сборник тезисов всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием 14-16.10.2010 Москва / ред. В. В. Рубцов. – Москва : МГППУ, 2010. – С. 79-80. – ISBN 978-5-4253-0032-4.

9. Это не я??? Новикова М.В. Ребенок после травмы и заботящийся взрослый: от утраты к полноценной защите / М. В. Новикова // Психолог в детском саду. - 2008. - № 2. - С. 102-121.

Сейчас не входит в список ВАК, боюсь, что и тогда не входил. Возможно, есть в библиотеке МГУ (наименование журнала есть, но есть ли этот конкретный номер, сказать трудно)

10. Новикова-Грунд М. В. Метафоры, которые выбрали нас / М. В. Новикова-Грунд // Перспективы развития культурно-исторической теории : материалы VII Междунар. чтений памяти Л. С. Выготского (14-17 нояб. 2006 г.) : 110-летию со дня рождения Л. С. Выготского посвящается / Федер. агентство по образованию, Рос. гос. гуманитарный ун-т, Ин-т психологии им. Л. С. Выготского, Фонд Л. С. Выготского. - Москва : Фонд Л. С. Выготского, 2006. - С. 298-300.

11. Новикова-Грунд М. В. Семиотический подход к тексту в рамках культурно-исторической концепции / М. В. Новикова-Грунд // Вестник РГГУ. - 2006. - № 1. - С. 243-268. - (Серия "Психология").

12. Новикова-Грунд М. В. Старостин умер / М. Новикова-Грунд // Новое литературное обозрение. - 2006. - № 1. - С. 11-19.

13. Новикова-Грунд М. В. Эгоцентрическая метафора / М. В. Новикова-Грунд // Культурно-исторический подход и исследование процессов социализации : материалы чтений памяти Л.С. Выготского : пятая междунар. конф. (Москва, 15-17 нояб. 2004 г.) : сб. науч. тр. - Москва : РГГУ, 2005. - С. 102-108. - (Труды Института психологии им. Л.С. Выготского : т. 2).

14. Новикова-Грунд М. В. Психосемиотический подход к выявлению скрытых структурных инвариант текстов / М. И. Новикова // Скрытое эмоциональное содержание текстов СМИ и методы его объективной диагностики / под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева. – Москва : Смысл, 2004. – С. 95-118. - (Библиотека психологии и педагогики толерантности).

Есть в РГБ и МГУ

15. Новикова-Грунд М. В. Коммуникация с текстом / Новикова-Грунд Марина Вильгельмовна // Сборник учебных программ Института психологии им. Л. С. Выготского РГГУ / Рос. гос. гуманитарный ун-т, Ин-т психологии им. Л. С. Выготского. - Москва : РГГУ, 2003. - С. 94-104.

16. Новикова-Грунд М. В. Психолингвистика : [программа лекционного курса] / Новикова-Грунд Марина Вильгельмовна // Сборник учебных программ Института психологии им. Л. С. Выготского РГГУ / Рос. гос. гуманитарный ун-т, Ин-т психологии им. Л. С. Выготского. - Москва : РГГУ, 2003. - С. 223-226.

17. Новикова-Грунд М. В. Закономерности формирования и развития личностной готовности к овладению профессиональными психологическими знаниями : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Новикова Марина Вильгельмовна ; науч. рук. Е. Е. Кравцова. - Москва, 2002. - 26 с. : табл. - На правах рукописи.

18. Новикова-Грунд М. В. Закономерности формирования и развития личностной готовности к овладению профессиональными психологическими знаниями : дис... канд. психол. наук / Новикова Марина Вильгельмовна ; науч. рук. Е. Е. Кравцова ; Ин-т психологии им. Л.С. Выготского Рос. гос. гуманитарного ун-та, Каф. пед. и соц. психологии. - Москва, 2002. - [169] л. - На правах рукописи. - Библиогр.: л. 160-169.

19. Новикова-Грунд М. В. Лингвистические маркеры референтной группы в политическом дискурсе / М. В. Новикова-Грунд // Россия. Политические вызовы XXI века : Второй всерос. конгр. политологов, 21-23 апр. 2000 г. / Акад. полит. наук, Рос. ассоц. полит. науки. - Москва : РОССПЭН, 2002. - С. 482-489.

20. Новикова-Грунд М. В. Проблема понимания/непонимания: от позитивизма к герменевтике / М. В. Новикова-Грунд // Исследования обучения и развития в контексте культурно-исторического подхода : материалы вторых чтений, посвящ. памяти Л.С. Выготского, Москва, 15-17 нояб. 2001 г. / Рос. гос. гуманитарный ун-т, Ин-т психологии им. Л. С. Выготского. - Москва : Смысл, 2002. - С. 273-284.

21. Новикова-Грунд М. В. Текстовые методики в группе / М. В. Новикова-Грунд // Труды Института психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета / [под ред.: Е. Е. Кравцова, В. Ф. Спиридонов]. - Москва : РГГУ, 2001. - Вып. 1. - С. 273-287.

22. Шестопал Е. Б. Восприятие образов двенадцати ведущих политиков : (психологический и лингвистический анализ) / Е. Б. Шестопал, М. В. Новикова-Грунд // Политическая наука в России: интеллектуальный поиск и реальность. - Москва : Изд. центр науч. и учеб. прогр., 2000. - С. 599-639.

23. Новикова-Грунд М.В. Лингвистические маркеры референтной группы в политическом дискурсе : из материалов II Всероссийского конгресса политологов. Москва, 21-23 апреля 2000 г. / М. В. Новикова-Грунд // Вестник Московского университета. Сер. 12, Политические науки. - 2000. - № 5.- С.103-115.

24. Новикова-Грунд М. В. Магии слов: манипулирования сознанием читателя в текстах Пушкина / M. Novikova-Grund // После юбилея = After jubilee / The Center for the study of Slavic Languages and Literatures at the Hebrew University of Jerusalem ; под ред. Р. Тименчика и С. Шварцбанда. - Jerusalem, 2000. – P. 187-198.

25. Новикова Новикова-Грунд М. В. "Свои" и "чужие": маркеры референтной группы в политическом дискурсе / М. В. Новикова-Грунд // ПОЛИС: Политические исследования. - 2000. - № 4. - С. 82-93.

26. Краткое сочинение-тест (на материале русской литературы XIX в.) : метод. указ. для поступающих в вузы в РГГУ на специальность № 020400 - Психология / Рос. гос. гуманитарный ун-т ; [сост.: Е. Е. Кравцова, М. В. Новикова, В. Ф. Спиридонова]. - Москва : РГГУ, 1999. - 10 с.

27. Русский язык и литература : программы и метод. указания для поступающих на ист.-филол. фак. и фак. теорет. и прикладной лингвистики РГГУ / Рос. гос. гуманитарный ун-т ; [сост.: О. И. Киянская, А. Б. Мороз, М. В. Новикова, К. А. Переверезев, Д. М. Фельдман]. - Москва : РГГУ, 1999. - 22 с. - На обл. также: Программа вступительного экзамена.

28. Русский язык и литература : программы и метод. указания для поступающих на ист.-филол. фак. и фак. теорет. и прикладной лингвистики РГГУ / Рос. гос. гуманитарный ун-т ; [сост.: О. И. Киянская, А. Б. Мороз, М. В. Новикова-Грунд, Д. М. Фельдман]. - Москва : РГГУ, 1998. - 23 с. - На обл. также: Программа вступительного экзамена.

29. Шестопал Е. Б. В. Восприятие образов двенадцати ведущих политиков России (Психологический и лингвистический анализ) / Е. Б. Шестопал, М. В. Новикова-Грунд // ПОЛИС. Политические исследования. - 1996. - № 5. - С. 168

30. Новикова-Грунд М. В. Язык: открытый колодец времени : пособие для учащихся / М. В. Новикова-Грунд. - М. : Интерпракс, 1995. - 139 с. : ил. - (Программа "Обновление гуманитарного образования в России"). - ISBN 5-85235-187-3.

Научные материалы

«Воспоминание и псевдовоспоминание»: общие характеристики

В ТМ «Воспоминание и псевдовоспоминание» первое задание предлагает написать небольшой текст на тему «Одно из ярких воспоминаний моего детства». Второе задание, сообщаемое после выполнения первого, по инструкции звучит так: «Отложите ручку. Закройте глаза. Постарайтесь вообразить себе человека, абсолютно во всем вам противоположного, вашего антипода». Затем предлагается сочинить выдуманное воспоминание от лица этого воображаемого антипода. Благодаря последовательности заданий участник сначала погружается в воспоминания собственного детства, и поэтому, фантазируя на тему третьего задания, создавая образ «своего антипода», неизбежно обращается к собственному опыту и к собственным представлениям о себе. Этому способствует намеренная расплывчатость инструкции: поскольку создание «абсолютн...

Подробнее

Инструкции к текстовым методикам (ТМ)

Воспоминание и псевдовоспоминание. Инструкция. Задание 1. Пожалуйста, напишите короткий (5-7 предложений) текст на тему «одно из ярких воспоминаний моего детства». Испытуемые могут задавать вопросы: А можно больше (или меньше?) - Да. А если нет ярких воспоминаний? - Любое воспоминание, которое вы назовёте ярким, таким и будет, я же не могу проверить. А это должно быть хорошее воспоминание? - Любое. А детство - это до каких лет? - Что вы назовёте детством, то им и будет. Если вы считаете, что позавчера ещё были ребёнком, пишите про позавчера. А я ничего не помню. - Отпишитесь как угодно. Напишите любую ерунду. Я даже ерунду не могу придум...

Подробнее

Как распознать проблемы человека по тексту и сблизить шаманство психотерапии со строгим экспериментом

Бессознательное — это некорректный термин, я буду говорить дальше «неосознаваемое». Мы все пользуемся словами и большую часть информации, да простят меня коллеги-невербалисты, все-таки получаем друг о друге из разговоров, тем более в психотерапии. Конечно, мы сначала видим человека, так называемый его хабитус, но потом все равно мы слушаем, что он говорит, и иногда слушаем, что говорим мы. При этом существует, с одной стороны, наивное представление, что человек сказал то, что он, собственно говоря, и сказал. Слово само себя и значит. С другой стороны, любой опытный терапевт скажет, что за каждым высказыванием стоит всякое-разное, которое человек на самом деле думает или даже не думает, а оно находится в бессознательном. Приведу пример: я сейчас начала лекцию в общем нейтрал...

Подробнее

Метаморфоза и экспансия

Глава 3. Метаморфоза и экспансия 3.1. Между лингвистикой и психологией Прежде чем двигаться дальше, оглянемся на предшествующий текст. В рамках какой науки лежат все эти рассуждения? Это не лингвистика: хотя минимум лингвистического инструментария здесь использовался, он был именно инструментарием. К литературоведению это тоже нельзя отнести: все литературоведческие фрагменты носили отчетливо иллюстративный характер и не были самоценными. Кроме того, ни лингвистическое, ни литературоведческое исследование не предполагают обращения к экспериментальной практике такого рода. Однако претендовать на то, чтобы предлагаемый текст был отнесен к психологии, тоже странно: если за целями этой работы еще можно признать определенный психологический смысл, то способы их дос...

Подробнее

Метафоры, которые выбрали нас

1. Многие действия человека, не носящие вербального характера, можно рассматривать как высказывания. Речь идет не о мимических позах, жестах, красноречивом молчании, а именно о действиях в буквальном смысле слова. Таков, например, демонстративный уход с хлопаньем дверью, означающий (т.е. имеющий означаемым) глубокое неодобрение и отказ от коммуникации. 2. В основе предлагаемого здесь подхода лежит последовательное различение означаемых и означающих. При этом совсем не обязательно означающим д.б. именно слово. Событие или поступок тоже часто являются означающими - то есть значат не только сами себя, но отсылают к некоему фрагменту реальности, которому они приходятся ярлыком 3. Но если так, то возможна и невербальная метафора. Мы определим любую метафору как ср...

Подробнее

Метафоры, которые выбрали нас

1. Многие действия человека, не носящие вербального характера, можно рассматривать как высказывания. Речь идет не о мимических позах, жестах, красноречивом молчании, а именно о действиях в буквальном смысле слова. Таков, например, демонстративный уход с хлопаньем дверью, означающий (т.е. имеющий означаемым) глубокое неодобрение и отказ от коммуникации. 2. В основе предлагаемого здесь подхода лежит последовательное различение означаемых и означающих. При этом совсем не обязательно означающим д.б. именно слово. Событие или поступок тоже часто являются означающими - то есть значат не только сами себя, но отсылают к некоему фрагменту реальности, которому они приходятся ярлыком 3. Но если так, то возможна и невербальная метафора. Мы определим любую метафору как ср...

Подробнее

Модификации ТМ «Воспоминание и псевдовоспоминание»

Методика «Воспоминание…» будучи практически-ориенти¬рован¬ной, оказалась удобным способом диагностики проблемы или круга проблем на начальном этапе не только групповой, но и индивидуальной психотерапии. Она многократно использовалась в конкретных психотерапевтических ситуациях как способ интенсифицировать сбор информации о личностных чертах и проблемах клиента и как метод экспресс-скрининга в группах. Также ее оказалось удобно модифицировать «под задачу». Так, при работе с подростками с делинквентным поведением продуктивной оказалась модификация «Моя главная неудача» (дипломная работа Е.Яковлевой): подростки, состоящие на учете в детской комнате милиции, задерживавшиеся за хулиганство и т. п., выбирали в качестве «главной неудачи» незначительные и недавно произошедшие случаи,...

Подробнее

Модификации ТМ «Воспоминание и псевдовоспоминание»

Методика «Воспоминание…» будучи практически-ориенти¬рован¬ной, оказалась удобным способом диагностики проблемы или круга проблем на начальном этапе не только групповой, но и индивидуальной психотерапии. Она многократно использовалась в конкретных психотерапевтических ситуациях как способ интенсифицировать сбор информации о личностных чертах и проблемах клиента и как метод экспресс-скрининга в группах. Также ее оказалось удобно модифицировать «под задачу». Так, при работе с подростками с делинквентным поведением продуктивной оказалась модификация «Моя главная неудача» (дипломная работа Е.Яковлевой): подростки, состоящие на учете в детской комнате милиции, задерживавшиеся за хулиганство и т. п., выбирали в качестве «главной неудачи» незначительные и недавно произошедшие случаи,...

Подробнее

Новикова-Грунд, статья в Вопросы Психологии

Психолингвистические методы в свете неклассической психологии Л. С. Выготского. Теоретико-методологической основой данного исследования стали культурно-исторические, системные и общегуманитарные представления об уникальности каждой индивидуальной системы отношений к миру, то есть об экзистенциальной картине мира человека. Эти представления были конкретизированы в виде нескольких принципов: >1.Принцип культурно-исторического подхода к знаку, значению и понятию. В соответствии с этим принципом использование понятий специфично для культурно-исторической по своему происхождению высшей психической функции蜉. На ранней стадии, стадии комплексного мышления, в качестве значения слова «мыслятся те же предметы, что и на более продвинутой, но мыслятся иначе, иным спосо...

Подробнее

Почему монстр?

На одной из публичных супервизий рассматривался случай. Женщина, обратившаяся за помощью, рассказывала терапевту: Мой сын настоящий монстр. Я родила его в 20 лет; я не хотела делать аборт, так как пропустила сроки. Когда ему было 18 лет, я ушла от них (от мужа и сына), потому что не могла больше терпеть. Они ездили на мне. Теперь я живу отдельно. Мой сын приходит ко мне только за деньгами. Он работает и учится; за его обучение плачу я. Когда они (муж и 18-летний сын) долго не платили за квартиру, так что квартиру могли отнять, я заплатила сама! Я воспитала монстра. Психотерапевты-участники супервизии подробно обсудили чувства, возникшие у них после этого рассказа (жалость, горячее сочувствие, угнетенность, тоска и ощущение безнадежности, наконец, ярость по поводу бесс...

Подробнее

ПСИХОСЕМИОТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПСИХОЛИНГВИСТИКЕ: Анализ вербального материала как способ воссоздания индивидуальной картины мира человека.

1. Из какой точки семиотической вселенной мы смотрим на мир? Следуя за логикой Хайдеггера, картина мира непременно есть чья-либо картина мира. Таким образом, субъективность является имманентным свойством означаемого и семантической составляющей означающего «Картина мира». Картина мира в целом и ее составляющие явились предметом внимания различных психотерапевтических направлений – гештальт-терапии, гуманистического и экзистенциального подходов и целого ряда других. Однако семантическая неопределенность и многозначность интерпретаций этих объектов была такова, что вынуждала отказаться не только от их непосредственного эмпирического и экспериментального исследования вследствие неприложимости к ним обычных статистических методов, но в ряде случаев даж...

Подробнее

Текстовые методики: Попытка совмещения психотерапевтических техник и доказательной психологии в парадигме культурно-исторической концепции Л. С. Выготского

В статье рассматриваются психолингвистические методы работы со спонтанными текстами. Показано, как формализация повторяющихся элементов текста, в частности, его сюжета, позволяет использовать психолингвистические данные для диагностики травмы и открывает эффективные возможности для ее терапии.

Text methods. An attempt of combining psyhoteaurapist techniques and the psychology of prove in the paradigm of the cultural-historical approach of L.S. Vygotski The article treats the psycholinguistic methods of work with spontaneous texts. The article proofs in what way the repeated elements of the text ,in particular, its content, allow to use the linguistic data for the diagnosis of the trauma and opens up possibilities for its therapy.

Подробнее

Видео материалы

video

Текстовые методики в психологии

video

«Что мы говорим, когда мы молчим?..»

video

О том, как определить эмоциональное состояние человека по его речи

video

Лекция. Текстовые методики в психологии.

Обучающие курсы

Психолингвистика и психосемиотика

Обратная связь
Отправить

Ваше сообщение отправлено!