Кравцова Елена Евгеньевна

Биография

Доктор психологических наук (1996), профессор кафедры проектирующей психологии (2002). Директор Института психологии им. Л.С. Выготского, член Диссертационного совета по психологическим наукам Д 212.198.10.

1967-1972 гг. - факультет психологии МГУ 1981 г. - защита кандидатской диссертации, НИИ дошкольного воспитания АПН ССР 1996 г. - защита докторской диссертации, Институт развития личности РАО РФ

Область научных интересов и сфера научной деятельности: Специалист в области психологии развития и возрастной психологии.

Научно-педагогическая деятельность: Читает курсы лекций «Методика преподавания психологии», «Психология игры», «Возрастная психология», «Психология развития".

Автор более 40 работ.

Основные публикации

1. Как помочь детям преодолевать трудности в поведении. Минск, 1990. (В соавторстве с А.А.Нурахуновой, В.В.Степановой)

2. Развитие воображения и коррекция детей с трудностями в поведении. Смоленск, 1992. (В соавторстве с А.А.Нурахуновой, В.В.Степановой)Доктор психологических наук, профессор кафедры

3. Экологическое воспитание и воспитание экологией. М., 1995. (В соавторстве с Г.Г.Кравцовым)

4. Золотой ключик (инновационная модель начального образования для учебно-воспитательных комплексов школа - детский сад) // М., 1996. (В соавторстве с Г.Г.Кравцовым, Е.Л.Бережковской, Л.А.Кожариной).

5. Разбудите в ребёнке волшебника. М., 1996.

6. Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии, 1996, № 6.

7. Формирование психологической готовности детей к школе // Актуальные проблемы психопедагогики начального образования. М., 1997.

8. Взаимосвязь между ведущей деятельностью и возрастными психологическими новообразованиями (на английском языке) // Теория деятельности и исследования культурно-исторического подхода. Дания, Орхус, 1999.

9. Preconditions for Developmental Learning Activity at Pre-School age// Learning Activity and Development Aarhus University Press, 1999.

10. Психологический театр как форма подготовки педагогов и психологов образовательных учреждений // Проблемы преемственности и непрерывности в образовании и психическом развитии детей. М.- Красноярск, 1999. (В соавторстве с Е.Л. Бережковской)

11. Преемственность среднего и высшего образования // Проблемы преемственности и непрерывности в образовании и психическом развитии детей. М. - Красноярск, 1999.

12. Психологические основы построения программы "Мастер" // Проблемы преемственности и непрерывности в образовании и психическом развитии детей. М. - Красноярск, 1999.

13. Генезис воображения в детском возрасте // Журнал Психологического общества им. Л.С. Выготского. 2000, сигнальный выпуск.

14. Культурно - исторические основы зоны ближайшего развития // Психологический журнал. 2001. Т.22. №4.

15. Кравцова, Е.Е. Вторые чтения памяти Л.С. Выготского// Вопросы психологии. - 2002. - № 1.- С. 136-141.

16. Кравцова, Елена Евгеньевна. Экспериментальный психологический театр / Е.Е. Кравцова, Е.Л. Бережковская// Российский гос. гуманитарный ун-т. Ин-т психологии им. Л.С. Выготского (Москва). Сборник учебных программ Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ. - М. : РГГУ, 2003. - С. 359-282.

17. Кравцова, Е.Е. Методологическое значение взглядов Д.Б. Эльконина на детскую игру// Мир психологии и психология в мире. - 2004. - № 1.- С. 68-76.

18. Кравцова, Е.Е. Понятие возрастных психологических новообразований в современной психологии развития// Культ.-ист. психология = Cultural-hist. psychology. - 2005. - № 2.- C. 87-94.

19. Кравцова, Е.Е. Кризис культурно-исторической психологии и пути его преодоления// Вопросы психологии. - 2006. - № 5.- С. 125-133.

20. Кравцова, Елена Евгеньевна. Психотерапия с позиций культурно-исторического подхода / Е.Е. Кравцова// Вестник РГГУ. - 2008. - N 3. - С. 15-31.

21. Кравцова, Елена Евгеньевна. Педагогика и психология : учеб. пособие для студентов непсихол. фак., отд-ний и вузов / Е.Е. Кравцова. - М. : Форум, 2009. - 383 с.

Научные материалы

110 лет со дня рождения Выготского: образ классика

Открывая в 1966 году ХVIII международный психологический конгресс, первый конгресс, проходивший в Советском Союзе, американский психолог Дж. Брунер сказал примерно следующее: Америка во многих областях обогнала Россию, в частности, в исследованиях по кибернетике и генетике. Но в области психологии Запад еще долго будет черпать идеи у русских — благодаря тому, что у них был Выготский. Лев Семенович Выготский, основоположник отечественной психологии, родился 17 ноября 1896 года. Об этом человеке, ставшем сегодня классиком, мы беседуем с директором Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, доктором психологических наук Еленой КРАВЦОВОЙ. Кор.: Елена Евгеньевна! Можно открыть читателям тайну и рассказать о том, что вы — внучка Льва Семеновича? Елен...

Подробнее

Contemporary Research in Early Childhood: Roots and Perspectives

This chapter examines common historical and theoretical roots of new areas and directions of contemporary research and unique innovative practices in « early childhood education, which exist in Eastern European and post-Soviet countries. In many ways, they follow the academic tradition established in 1960s and developed in 1970s and 1980s in Soviet Union, which remains foundational for international contemporary studies and educational practices. Unique combination "I traditional classical pedagogical research and strong “non-classical” developmental cultural-historical theoretical framework could be considered as a distinguishing feature, which predetermined both the foundations and directions of the history of early childhood studies in contemporary Russia, former Soviet r...

Подробнее

The ‘Golden Key’ Program and Its Cultural- Historical Basis

Abstract This paper describes the cultural-historical methodology, which lie at the base of the innovative educational program ‘Golden Key’ for preschool and primary school age children. The main principles are to be found in the words ‘culture’ and ‘history’. People are dualistic beings, belonging both to the world of culture and nature, and they possess both a basic, natural psyche and cultural higher psychological functions. Vygotsky considered the infant as a complete social being from the very beginning of life. This understanding consists in the realization that there is no socialization process, no transformation of a natural, biological being into a socialized one. This new understanding sheds light upon the meaning of a particular type of consciousnes...

Подробнее

Л.С. Выготский и современная психология

В статье рассматривается, как идеи Л.С. Выготского используются в современной теоретической и практической психологии. На основании анализа разных понятий культурно-исторической психологии делается вывод о том, что последователи автора культурно-исторической психологии не только не смогли полностью реализовать идеи неклассической психологии, но пошли несколько иным путем по сравнению с Л.С. Выготским. Для понимания особенностей неклассической психологии предлагается рассматривать все творчество Л.С. Выготского в целом, начиная с психологии искусства.

The paper considers how L.S. Vygotsky’s ideas are implemented in modern theoretical and practical psychology. The analysis of various concepts of cultural-historical theory shows that Vygotsky’s disciples could not fully developed the ideas of non-classical psychology and, ultimately, took the other road than the author of cultural-historical theory. To understand the features of non-classical psychology author suggests considering L.S. Vygotsky’s entire legacy, starting from psychology of art.

Подробнее

Личностные аспекты психологии управления: культурно-исторический анализ.

В статье рассматриваются культурно-исторические основания психологии управления, рассматривается роль игры в становлении и развитии позиции управляющего.

Подробнее

Неклассическая психология Л. С. Выготского

Вся история становления психологической науки, особенно ее развитие в ХХ веке, свидетельствует, что она строилась в логике естественнонаучной парадигмы или, как сейчас принято называть, классической науки. При этом имеется объект изучения — физические характеристики предметов или особенности поведения и сознания человека; имеется определенный в своих характеристиках субъект, который их изучает, в одном случае — физик-экспериментатор, в другом — психолог. Имеются также данные, полученные в ходе наблюдения за изменениями объекта в экспериментальных ситуациях, которые, будучи многократно проверены и статистически обработаны, становятся законами и закономерностями физики или психологии. Параллельно с классической наукой в рамках физики, возникает и другой тип исследовательской ло...

Подробнее

Психологические новообразования дошкольного возраста

Образование в нашей стране в последнее десятилетие постоянно подвергается критике. Не избежало этой участи и дошкольное воспитание. Его теоретиками и практиками неоднократно отмечалось, что здоровье детей на протяжении дошкольного периода развития ухудшается, что дети заорганизованы, что они не умеют управлять своим поведением и плохо подготовлены к школе. По нашему мнению, одной из главных причин такого положения дел в дошкольном воспитании является его недостаточная психологизированность. Сказанное означает, что при построении системы дошкольного воспитания мало учитываются психологические особенности детей, психологическая специфика этого периода развития. Если проанализировать принципы, на которых строится современное дошкольное образование, то легко увидеть, что обучение на заня...

Подробнее

Психология и педагогика обучения дошкольников. Учебное пособие

Центральной проблемой любой системы образования является проблема обучения. Особенно остро она стоит в отношении детей дошкольного возраста. Данное учебное пособие посвящено обучению дошкольников. В нем подробно рассмотрено понятие «обучение», приведена психологическая характеристика дошкольного периода развития. Кроме того, в книге описаны конкретные способы и методы целенаправленного развития детей дошкольного возраста, являющиеся подлинно «дошкольными», то есть построенными на основе дошкольной дидактики, а значит, учитывающими закономерности психического и личностного развития детей этого периода развития.

Пособие предназначено студентам высших и средних педагогических учебных заведений. Может быть полезно и педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Подробнее

Психотерапия с позиций культурно–исторического подхода

Раскрывается потенциал культурно-исторического подхода в психотерапии. Его реализация связывается с введением в теорию и практику психотерапевтической работы проектирующего метода. Показывается, что условием эффективного использование этого метода является освоение психотерапевтом двусубъектной позиции. Анализируется роль общения в терапевтическом процессе. Рассматриваются особенности конкретных методик, разрабатываемых на базе проектирующего метода, среди которых особое внимание уделяется их игровой форме.

Подробнее

Разбуди в ребенке волшебника

Каждый ребенок по своей природе волшебник: он может превра¬тить старую табуретку в красивый замок, сделать Бабу-Ягу доброй, победить Бармалея волшебным мечом. Однако в последнее время слу¬чилось так, что дети разучились фантазировать. Почему это произо¬шло, как об этом узнать, что необходимо для того, чтобы разбудить в ребенке волшебника? Автор, кандидат психологических наук, помо¬жет вам найти ответы на эти и многие другие вопросы.

Подробнее

Видео материалы

video

Золотой ключик на #ММСО2018

Обратная связь
Отправить

Ваше сообщение отправлено!